Страхование ответственности

Второй тип страхования, играющий важную роль в экспедиторской прак­тике, это страхование ответственности. ПАТА дала указание национальным ассоциациям, входящим в ее состав, требовать от экспедиторов страхо­вать их ответственность и предоставлять доказательства заключения стра­хового договора каждый год. Обычно таким доказательством является сер­тификат страховщика или брокера, через которого данное соглашение зак­лючено. Виды страхования ответственности, предлагаемые экспедитору, могут быть различными, поэтому для экспедитора особенно важно иметь общее представление о правовой природе такого страхования.

Страхование на случай ошибок и упущений

Одним из наиболее распространенных видов страхования является страхование экспедитора на случай ошибок и упущений, которые он может допустить, выполняя поручение как агент своего клиента. В по­добных ситуациях суд может постановить, что экспедитор должен нести ответственность за нарушение своего обязательства выполнять поруче­ние с разумной заботливостью.

В число ошибок могут входить следующие: неверное описание груза (в результате чего грузы не перевозились охлажденными до определен­ной температуры), неверная или неполная информация о предполагае­мом месте назначения (например, "Галифакс" - в Великобритании или в Канаде?), ошибочный выбор маршрута для данного груза (в результате чего он стал субъектом применения эмбарго) или выбор перевозчика находящегося в сложном финансовом положении.

Упущения могут включать такие случаи, например, когда экспедитор за­бывает предупредить перевозчика об опасных особенностях груза или за­бывает застраховать груз в соответствии с полученными инструкциями.

Разумеется, страхование на случай ошибок и упущений (английская аббревиатура - Е&О - "Еггогs and Omissions") является наиболее при­емлемым для экспедитора, действующего исключительно как агент сво­его клиента, который выступает в роли принципала при заключении до­говора перевозки его груза. Сложности могут возникнуть в том случае, если экспедитор - что нередко в коммерческой практике - является прин­ципалом. Страховщик Е&О может не согласиться обеспечить страховую защиту ответственности принципала, если экспедитор заранее добро­вольно предполагает, что будет действовать самостоятельно.

Принципал должен нести ответственность не только в случае несоб­людения обязательства действовать с разумной заботливостью, но и в тех случаях, когда его ответственность предусмотрена обязательства­ми, добровольно возлагаемыми на себя в рамках договора. Экспедитор может действовать с достаточной заботливостью, однако обстоятель­ства, находящиеся вне его контроля, не позволят ему выполнить дого­вор. По этой причине экспедитор, имеющий только страховку Е&О и же­лающий выступить как перевозчик NVОС (не распоряжающийся судном перевозчик на общих основаниях), должен специально оговорить со стра­ховщиком дополнительную страховую защиту ответственности экспеди­тора, вытекающей из его деятельности в качестве перевозчика NVОС.

Чаще всего страховщик Е&О соглашается на дополнительную страхо­вую защиту в случаях, не предусмотренных базовым полисом. Дополне­ния к полису оформляются индоссаментом (специальной надписью на полисе) или дополнительным страховым сертификатом. Индоссамент может включать страховую защиту ответственности оператора склада, ответственность укладчика и упаковщика и защиту ответственности, яв­ляющейся следствием выдачи определенных транспортных документов.

Экспедитору следует также проверить, что его страховка, если ему это необходимо, распространяется на телесные повреждения и при­чинение ущерба собственности, а также на риск загрязнения окружа­ющей среды.

Страхование экспедитора

Наиболее явным примером случая, когда экспедитор считается прин­ципалом, является выдача экспедитором FВL. Выдавая этот документ, экспедитор принимает на себя ответственность за доставку груза к мес­ту назначения. Претензию к экспедитору может предъявить любая сто­рона, получившая этот документ. Случаи, ведущие к возрастанию ответ­ственности, могут включать ошибки и упущения третьих сторон, деятель­ностью которых экспедитор может руководить только опосредованно.

Некоторые страховщики делают ответственность подобного характе­ра центральным пунктом страховых услуг, которые они предлагают сво­им клиентам. Одной из первых компаний в данной сфере деятельности была компания "Тhrough Тгаnsport Сlub", ассоциация взаимного страхо­вания, имеющая резиденцию в Лондоне. Хотя данная компания была основана с целью обеспечить страхование на случай потери контейне­ров, ее деятельность является привлекательной для многих экспедито­ров, желающих стать ее членами, поскольку условия страховой защиты этой компании сформулированы такими терминами, которые очень хо­рошо соответствуют смешанным перевозкам. Естественно, в настоящее время существует множество иных страховых компаний, осуществляю­щих страхование экспедитора и имеющих отличное финансовое обес­печение - особенно в Лондоне и на европейском рынке страховых услуг.

Расчетная сумма

Экспедитор должен сделать официальное заявление на страхование, обычно - через брокера. Потенциальный страховщик пожелает полу­чить достоверную информацию, касающуюся экспедитора, например, объем его деятельности в долларовом выражении, в каких странах и в какой юрисдикции экспедитор осуществляет свою деятельность, тип гру­зов, принимаемых к обслуживанию, услуги, предлагаемые клиентам, например, группировка или консолидация, география обслуживаемых клиентов, тип используемых документов. Каждый страховщик может обращать основное внимание на различные аспекты бизнеса, напри­мер, на величину дохода за исключением издержек на выплату тамо­женных пошлин и сборов, в сравнении с общими счетами на оказание экспедиторских услуг.

Подавая заявление на страхование, экспедитор должен определить, ка­кой должна быть, в североамериканской терминологии, так называемая "расчетная сумма". В других странах страховщик несет ответственность только в размере, превышающем определенную сумму. В случае, если

предъявляемая претензия меньше расчетной суммы, страховщик не бу­дет выплачивать компенсацию. В некоторых странах это соглашение но­сит название "франшиза". В соответствии с другими соглашениям, экспе­дитор самостоятельно несет ответственность за претензии до тех пор, пока сумма выплат не достигнет ранее согласованной величины, называемой "совокупной расчетной суммой". Лишь когда общая сумма убытков дости­гает совокупной расчетной суммы, страховщик выплачивает компенсацию.

Выбор экспедитором величины расчетной суммы - это способ регули­рования выплаты страховых премий. Многие экспедиторы готовы само­стоятельно нести ответственность по мелким претензиям, за которые они могут рассчитаться без затруднений для себя, вместо того чтобы каждый раз обременять себя мелкими хлопотами, направляя дело стра­ховщику на рассмотрение. Поскольку окончательное разрешение пре­тензии требует участия обеих сторон, как экспедитора, так и страховщи­ка, расходы на официальные процедуры являются важным фактором для них обоих. Фактически, назначая высокую расчетную сумму, экспе­дитор покупает себе страховку, защищающую его от издержек на разре­шение мелких дел.

Обязательство предельной честности

Морские страховые полисы являются двусторонним договором, в ос­нове которого лежит принцип предельной честности. Согласно этому принципу факты, имеющие значение при определении возможного рис­ка для страховщика, должны быть изложены страховщику до того, как страховщик примет решение о заключении страхового договора.

Несмотря на то, что страховщики, занимающиеся морскими перевоз­ками, вероятнее всего, знают об экспедиторском деле очень многое, именно экспедитор имеет достоверную картину всех видов риска, воз­никающего в процессе ведения дел. Со стороны экспедитора нечестно будет получить страховую защиту, утаив известные ему факты от стра­ховщика. У экспедитора нет выбора: ему придется сообщать всю ин­формацию, имеющую отношение к его риску.

Страховщик может пожелать получить всю информацию, имеющую отношение к предъявленным ранее претензиям, независимо от того, превышали они величину расчетной суммы или нет, поскольку такая ин­формация даст определенное представление о том, какие именно ос­новные виды риска возникали в процессе деятельности данного экспе­дитора. Еще одним вопросом, потенциально представляющим интерес для страховщика, являются отношения экспедитора с его предыдущим страховщиком. Если предшествующий договор страхования был расторгнут по причинам, непосредственно связанным с действиями экспеди­тора, то последующий страховщик может не пожелать принять на себя страховые обязательства или сделать это только при условии увеличе­ния страховой премии.

Наряду с информацией, которую экспедитор должен внести в пись­менное заявление о страховании, он должен добровольно предоставить любую дополнительную информацию, которая может оказать влияние на решение, принимаемое благоразумным страховщиком. Для экспеди­тора, который желает заключить страховое соглашение, порой оказыва­ется сложным решить, какая именно существенная информация от него требуется. Закон говорит четко: существенной является вся та инфор­мация, которая может заставить осторожного (благоразумного) страхов­щика отказаться от заключения соглашения или тем или иным способом изменить условия страхового соглашения, или изменить размер премии.

Нежелание экспедитора раскрывать всю необходимую информацию может в дальнейшем привести к возникновению еще одной серьезной проблемы: если при наступлении страхового случая выяснится, что не­обходимая информация не была предоставлена, то даже в это время страховщику еще не поздно прервать или аннулировать страховой по­лис на том основании, что экспедитор при заключении страхового дого­вора не соблюдал принцип предельной честности. В результате стра­ховщик не будет нести ответственности по претензиям экспедитора. Стра­ховщики неохотно оказывают страховую защиту по полису, который мо­гут признать недействительным по причине неполного раскрытия инфор­мации. Если страховщику станет известно о том, что экспедитор не пре­доставил всю необходимую информацию, страховщик может не делать из этого проблемы. Однако, если страховщик добровольно решит не придавать значения неполному раскрытию информации, впоследствии он уже не имеет права основывать свои претензии к экспедитору на факте неполного раскрытия.

Претензии по страховому полису экспедитораи порядок рассмотрения претензии

Извещение страховому брокеру или страховой компании

Немедленное извещение в письменной форме должно быть направ­лено страховщику в случае, если экспедитору предъявлен иск, или в любом ином случае, в результате которого экспедитору может быть предъявлен иск. В страховом полисе обычно имеется пункт, в котором указано, кому именно следует направить извещение. Если такого пункта нет, тоброкер долженлибо передать это извещение встраховую компа­нию,либо дать экспедитору точный адрес компании.В большинстве стра­ховыхполисов указан достаточно краткий период, втечение которого подобное извещение должнобыть предоставлено(например, "немед­ленно"или "в течение 60 дней").

Претензии к субагенту и третьим сторонам

Субагенты или третьи стороны, проводящие обработку груза, часто осу­ществляют свою деятельность на том договорном условии, что извеще­ние об обнаруженном ущербе груза должно быть предоставлено им в письменном виде в течение очень короткого срока. Поэтому экспедито­ру следует как можно скорее известить эти стороны обо всех потенци­альных претензиях, которые он может им предъявить и от ответственности, за которые он может быть освобожден согласно своему страховому полису. Мера ответственности страховщика часто зависит от соблюде­ния экспедитором условия делать подобные извещения в предельно короткие сроки.

Время, в течение которого возможно начало судебного преследова­ния третьей стороны, обычно тоже непродолжительно. Как правило, это определенный заранее период времени, начинающийся с даты причи­нения ущерба. В большинстве договоров перевозки этот период указы­вается. Для обычных случаев без особых полномочий этот период со­ставляет шесть месяцев. В случае океанской перевозки этот период дол­жен составлять двенадцать месяцев.

Если в течение указанного периода экспедитор не начнет предприни­мать необходимые действия, то может потерять свою право на осво­бождение от ответственности у страховщика так, как это случилось бы, если бы экспедитор не сделал необходимого извещения в установлен­ный срок. При приближении окончания указанного периода экспедитор должен подать третьей стороне просьбу о продлении срока. Если третья сторона не дает своего согласия, экспедитор должен немедленно изве­стить об этом страховщика.

Сбор информации о претензиях

Как только экспедитор получает извещение о предъявленной претен­зии или произошедшей аварии, результатом чего может быть претензия страховщику на возмещение ущерба, он должен собрать всю докумен­тацию, имеющую отношение к случившемуся, сделать четкие копии всех документов и выслать их страховщику как можно быстрее.

Некоторыестраховщики предпочитают нанимать экспертов для проведения детального расследования.Если страховщик получитлюбую

информация, имеющую отношение к предъявленной претензии или случившейся аварии, иным путем, нежели от экспедитора, то экспедитор должен быть особенно внимательным, если он хочет защитить любые юридические привилегии, которые может получить эта собранная ин­формация. В большинстве стран привилегию получает любая информа­ция, которую сторона намеревается предоставить адвокату для консуль­тации, как оправдание любых действий, которые могут быть предприня­ты для возмещения ущерба.

Отчеты

Как правило, страховщики занимаются составлением отчетов о про­исшествии, хотя они могут заранее дать экспедитору санкцию на со­ставление таких отчетов от их имени и по поручению. Чтобы подоб­ные отчеты были более действенными, их следует составлять как можно раньше, непосредственно после предъявленной претензии или случившейся аварии. В составлении отчета может оказаться полез­ной следующая информация:

(а) описание предмета претензии и приблизительная величина пре­тензии;

(б) приблизительный размер и причина повреждения (ущерба);

(в) место нахождения поврежденного предмета и связанные с этим подробности.

Поскольку страховщик обязан выполнять определенные указания по­лиса, он, как правило, оплачивает расходы по составлению отчета.

Адвокаты

Как и составление отчетов, найм адвокатов обычно также относит­ся к обязанностям страховщика. Страховщик будет прибегать к услу­гам адвоката каждый раз, когда на основании полиса предъявляется какая бы то ни было претензия, и будет обсуждать выбор адвоката с экспедитором. Иногда претензия всплывает на поверхность только тогда, когда экспедитор начинает судебное процесс против клиента, который отказался от уплаты фрахта. Даже в этом случае экспеди­тор обязан проинформировать страховщика. Страховщик, обладая правом выбора того или иного адвоката, получает определенное пре­имущество, потому что может нанять адвоката, специализирующего­ся на делах подобного рода.

Обращение за советом к страховщику

Обычно считается, что экспедитор выполнил все свои обязательства по страховому полису, если он исполнил все указанные выше требова­ния. Часто страховые компании позволяют экспедитору разбираться с претензиями небольшого размера самостоятельно. Однако иногда мо­жет наступить и такой случай, когда будет лучше, чтобы страховщик сам занялся разбирательством дела.

Урегулирование претензий

Страхование распространяется только на юридическую ответствен­ность экспедитора, но не учитывает некоторые коммерческие реалии. Экспедитор нередко может оказаться под нажимом сугубо коммерчес­ких факторов, заставляющих его выплатить финансовую компенсацию давнему хорошему клиенту даже в том случае, когда юридически дока­зано, что экспедитор не нарушал своих обязательств. По этой причине страховщики, как правило, неохотно позволяют экспедитору вести пере­говоры напрямую с истцом при необходимости урегулировать претензии крупных размеров.

Как только претензия предъявляется, экспедитор должен прекратить обсуждать подробности этой претензии с истцом, своим клиентом. Час­то клиент попытается оказать на экспедитора давление, чтобы тот доб­ровольно признал правомерность претензии. Подобному давлению сле­дует противостоять. Такое давление подвергает риску последующий раз­бор претензии страховщиком. Если страховщик обнаружит, что предва­рительные переговоры экспедитора с истцом нанесли ущерб его инте­ресам, то будет иметь право отказаться от выплаты компенсации по пре­тензии. Поэтому экспедитору никогда не следует принимать на себя от­ветственность за ущерб или соглашаться на урегулирование претензии без санкции страховщика.

Даже деловая переписка, которая кажется обычным будничным де­лом, может быть использована против экспедитора. Утверждения, сде­ланные в такой переписке, могут:

(а) оказать влияние на решение страховщика о предоставлении стра­ховой защиты;

(б) затруднить защиту интересов экспедитора;

(в) потребовать вызова в суд свидетеля, который может не находиться в данном месте на момент судебного заседания;

(г) позволить истцу возбудить судебное преследование даже по исте­чении установленного периода.

По этим причинам лучшим порядком действий для экспедитора будет следующий: подтвердить получение претензии, сообщить истцу, что дело будет направлено третьей стороне, например, юрисконсульту, и воздер­жаться от дальнейших комментариев! Экспедитору следует предъявить копию письма с текстом, подтверждающим получение претензии, свое­му страховщику, содействовать ему и наблюдать за ходом улаживания претензии.

Выплата компенсации по претензии

Некоторые страховые полисы содержат условие о том, что экспеди­тор сначала должен выплатить истцу сумму, на которую тот претендует, а затем требовать возмещения у своего страховщика. Такой вид страхо­вания известен под названием компенсационного. Иногда оказывается возможным заключить со страховщиком соглашение другого рода, если первый вид страхования может привести к затруднительным ситуациям. В страховых полисах иного вида, например, при страховании грузов, стра­ховщик обязуется осуществлять платежи истцу напрямую.

Обычно существует некоторый отрезок времени (например, один год), в течение которого страховщику может быть предъявлена претензия. Если экспедитор не сделает этого, он может потерять право на страхо­вую защиту. Нередко расчетная сумма, установленная в полисе, приме­няется к каждой претензии, и если сумма претензии оказывается ниже расчетной суммы, то ее нельзя будет взыскать со страховщика. Мораль сей басни такова: проверьте свои полисы!

Некоторые полисы предоставляют страховую защиту на все происше­ствия, случающиеся в течение срока действия полиса, вне зависимости от времени предъявления претензии. Другие полисы предоставляют защиту не на момент происшествия, а на момент предъявления претензии. Экс­педитор может не получить страховой защиты по "претензионному" поли­су, который имел силу в то время, когда произошел случай, вызвавший предъявление претензии. Если последующая страховка будет распрост­раняться только на случаи, произошедшие в течение действия полиса ("со­бытийный" полис), то экспедитор не получит защиты от ответственности по претензии, потому что событие, результатом которого стала претензия, имело место в прошлом, когда "событийный" полис еще не действовал. Таким образом, если экспедитор заключает договор с новым страховщи­ком, он должен быть особенно внимательным, чтобы не упустить из виду возможные претензии в период между действием одного и другого полиса. Если экспедитор меняет страховщика или способ страхования, ему следу­ет обратиться за советом к страховому брокеру.

Дополнительные меры

Даже если страховщик уже выплатил истцу сумму, на которую тот предъявлял претензию, у экспедитора все равно сохраняется право воз­будить судебный иск против третьих сторон. На этом пути экспедитору следует предпринять все, что будет в его силах, чтобы реализовать это право, и держать страховщика в курсе событий. Экспедитор может иметь обязательство отчитаться перед страховщиком за все выплаты, полу­ченные в качестве возмещения от третьих сторон.

Гарантии на случай общих аварий

При страховании общих аварий, как правило, страховщик дает гаран­тии уплаты. Обычно страховщик просит экспедитора предоставить ему встречные гарантии в виде размера расчетной суммы.

Страховая защита

Страховая защита распространяется не на все претензии, и при нали­чии сомнений экспедитор должен спросить у страховщика, получит ли он согласно своему полису защиту от определенной претензии.

Как могут понять экспедиторы, разбирательство претензий представ­ляет собой широкое поле деятельности. В некоторых случаях экспеди­тору необходимо будет обратиться за советом к независимому эксперту, чтобы разбирательство претензии не ущемило интересы экспедитора. Цель изложенных выше комментариев, касавшихся разбирательства претензий, - дать экспедитору некоторое представление о том, когда и какая помощь ему понадобится. В действительности, есть масса случа­ев, когда экспедитору потребуется посторонняя помощь: одна из наиболее важных услуг, которые страховые брокеры могут оказать своим кли­ентам, - это советы и консультации, касающиеся претензий.

Наши рекомендации