Структура СМИ по характеру аудитории

Система СМИ и ее основные подсистемы.

Основные подсистемы СМИ: техническая, экономическая, редакционная,

информационная, аудиторная.

Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

 сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

 располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

 иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

 структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телерадио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

 СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

Целостность системы СМИ. Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:

 удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;

 обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;

 объективно и полно отражают условия жизни общества;

 собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

 привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;

 используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;

 обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.

В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т. п.

Инфраструктура СМИ.

Для нормального функционирования печати, радио, ТВ необходимо существование обширной инфраструктуры. Это система жизнеобеспечения журналистики. Составляющие части инфраструктуры.

Информационные службы:

информационные агентства

пресс-центры;

PR-службы;

рекламные агентства.

Техническая часть инфраструктуры:

предприятия полиграфии;

технические центры ТВ и радио;

предприятия связи;

организации, занимающиеся торговлей и распространением прессы

производители теле- и радиотехники, бумаги, оргтехники, технических средств для СМИ.

Система работы с кадрами:

факультеты и отделения журналистики;

различные семинары и курсы повышения квалификации;

творческие союзы журналистов.

Организационно-управленческая структура, которую возглавляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации

Типология средств массовой информации. Типоформирующие факторы СМИ.

Типоформирующие факторы СМИ: характер аудитории, характер

передаваемой информации, целевое назначение издания, телерадиопрограммы,

технологические, экономические, организационные и другие факторы.

Характеристика СМИ:

1. По способу передачи информации (ТВ, радио, электронные, печатные).

2. По области распространения:

— транснациональные (мировые (Metro, Vogue)),

— федеральные/государственные (канал НТВ, ОРТ, Культура, Спорт и другие, российская газета),

— региональные (СТО, газета Деловой Петербург, ЛОТ),

— городские (Ведомости, Вечерний Петербург),

— районные (моего района),

— корпоративные (газета Стиль, школьная пресса).

3. По аудитории (пол, возраст, социально-профессиональные качества, социально-культурные качества, политико-идеалогические, потребительские, психологические )

4. По концепции

5. По учредителю

6. По периодичности

7. По тиражу

8. По направленности (качественная, желтая)

Структура СМИ по характеру аудитории.

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:

общероссийские, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России;

межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);

международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.);

этнических общностей (наций, народностей);

 территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);

для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);

для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);

 для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);

для женщин и мужчин;

для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);

для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);

для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);

для групп населения, выделяемых по другим признакам.

Наши рекомендации