Схемы построения Web-сервера
· Книга
· Пространственная схема
· Дерево
Книга. Книги изначально прекрасно подходят для размещения на Web-сервере. В них есть четкое деление на части и главы, разделы и подразделы, которые можно поместить в отдельные документы, связав их гипертекстовыми ссылками. Кроме того, примечания и библиография представляют готовый материал для ссылок на дополнительные Web-документы. Оглавление легко преобразуется в меню, а индекс представляет собой хорошую базу для создания поисковой системы. Собрания подобных "книг" можно объединять в библиотеки, естественно, электронные со своими каталогами и справочными службами.
Отдельные части «книги» могут иметь иерархическую, линейную и более сложную – сетевую структуру, при которой одна и та же страница более низкого уровня доступна с нескольких страниц высокого уровня. Однако сложная структура затрудняет перемещение пользователя по сайту.
Кроме этого, схема «книга» обладает и другими недостатками, основным из которых является необходимость дробления содержимого Web-документов на маленькие, с трудом поддающиеся управлению части, поскольку обычная книга состоит из страниц.
К проблемам, связанным с перемещением в множестве подобных документов без привычных для простых книг закладок и нумерации страниц, прибавляется необходимость верстки каждой из них для полного соответствия требованиям различных браузеров, что представляет собой весьма сложную задачу.
Пространственная схема. Web-сервер может быть выполнен наподобие некоего пространства, в котором расположены виртуальные здания, включающие в себя залы и небольшие комнатки, анфилады и коридорчики. Распределение содержания по зданиям и комнатам происходит согласно тематике предоставляемой информации. Зачастую подобная схема используется при создании серверов крупных компаний, супермаркетов или музеев.
Обычно бывает сложно проследить связь между подразделениями программного и аппаратного обеспечения компьютерной компании, или между отделами по продаже музыкальной техники и продовольственных товаров крупного супермаркета, или между залами античного искусства и конструктивизма какого-либо музея. Информация из таких подразделений составляет обособленные "здания", которые в свою очередь делятся на "комнаты" по внутренним отличительным признакам.
В такой схеме тоже есть свои минусы. Очень непросто грамотно разработать переходы между различными "комнатами" и "зданиями".
Дерево. Третьей структурной схемой является дерево документов. В этом случае содержание Web-сервера как бы расходится от общего корня к ветвям, представляющим собой крупные разделы, затем к веткам, являющимся рубриками больших разделов, и, наконец, к листьям – конечным и не подлежащим делению информационным блокам. Такая схема обычно применяется на Web-серверах, хранящих свои материалы в файловых системах, а не в базах данных и документальных базах. Дело в том, что любая файловая система сама построена по такой же схеме с директориями, включенными в них каталогами, разветвляющимися на подкаталоги, и т. д.
Следует отметить некоторые недостатки и этой схемы. Она неприемлема при работе с линейными потоками информации. В ее структуре сложно перемещать документы из-за необходимости отслеживать и изменять как минимум две гипертекстовые ссылки (одну на старший, другую на младший документы). К тому же при больших размерах дерева перемещение по огромному числу ветвей может утомлять пользователя, особенно если навигация требует постоянного обращения к корневой системе сервера.
Если страница имеет внутреннюю структуру, то желательно поместить в ее начале оглавление с внутренними ссылками для навигации внутри страницы. Размер и компоновка индексных (навигационных) страниц должны подбираться из предположения, что страница целиком уместится на экране, максимум – на двух экранах. Если это требование не соблюдается, навигационная страница обязательно должна иметь внутреннюю индексацию.
Требования к корпоративному Web-серверу:
Одним из самых эффективных способов продвижения созданного веб-сервера является индексация сервера на популярных поисковых системах Интернет. Как следует из данных статистики, поисковые системы могут дать до сорока процентов увеличения посещаемости Web-страниц, если они правильно проиндексированы.
Процедура индексации производится либо автоматически, т.е. робот поисковой машины сам находит новый сайт, либо автор (или владелец) указывает сайт в соответствующем интерфейсе (AddUrl), который существует в любой крупной открытой поисковой машине.
Для удовлетворительной индексации требуется:
· Наличие на сайте текстовой информации, т.к. картинки и текст на них поисковые машины игнорируют.
· Присутствие в каждом документе сайта осмысленного заголовка (title), ключевых слов (keywords) и краткого описания (description).
Удачно составленный заголовок может заставить пользователя из множества других выбрать именно данную ссылку.
Ключевые слова влияют на релевантность документа запросу поиска, именно содержимое «ключевых слов» точно попадет в индекс поисковой машины. Не рекомендуется повторять одни и те же ключевые слова несколько раз, это может быть воспринято как дублирование (spam), и страница рискует быть удаленной из индекса поисковой машины. Не рекомендуется делать одинаковые «keywords» для разных страниц сайта, т.к. содержимое самих документов в них различное.
Краткое описание документа используется как краткое описание релевантных документов в ответе современных поисковых машин. Если описания нет, то выдается несколько первых строк документа.
· Изготовление файла robots.txt.
Для управления действиями поисковых машин необходимо написать файл robots.txt и положить его в корневой каталог вашего сервера. Этот файл популярно объясняет роботу поисковой машины, что именно нужно индексировать.
· Прописка вручную в каждой интересующей поисковой машине и последующий контроль индексирования сайта.
Во многих крупных поисковых машинах можно посмотреть, какие документы и сколько их в данный момент находится в индексе. Например, в Alta Vista это осуществляется с помощью параметра URL.
Кроме этого, способами донесения информации о Web-сервере до пользователей сети служат: электронная почта, группы новостей, обмен ссылками и баннерами с «дружественными» сайтами; участие в рейтингах, организация фирмой всевозможных программ и рекламных акций.