Атмосфера и художественный образ

Для детского представления, тем более сказочного, создание нужной атмосферы, становиться, чуть ли не первоочередной задачей. Атмосфера действует на всех – и зрителей и артистов. Но для детского праздника, это не просто важно, это необходимо.

Дети, погруженные в правильную атмосферу, легче следуют за ведущими в ходе представления, быстрее понимают сверхзадачу и становятся соучастниками сквозного действия и представления в целом. На каком-то подсознательном уровне, они воспринимают игру и конфликт, как должно.
Если же атмосфера не та, то управлять детьми, направлять их в нужное русло, банально организовать их в игру, становиться трудной задачей.

Для достижения этой задачи необходим художественный образ представления. Им то и является театрализованная постановка с использованием узнаваемых положительных героев.

Когда сказка оживает так близко (а как уже говорилось раньше, разделение на зрительный зал и сцену было весьма условным), создается крепкая связь между артистами и зрителями. Когда же юные зрители становятся частью действия на площадке, а посредством этого, их родители тоже вовлекаются в процесс игры – создается теплая и добрая атмосфера радости и веселья. Достичь этого было одной из режиссерских задач, и это явно удалось. Коль уж и малыши-годовасики «поверили» и пытались принять участие в действии, а их словами не обманешь, они чувствуют отношение и общую атмосферу, то художественный образ и атмосфера были созданы и приняты зрителями на ура!

Техническое оформление площадки.

Не смотря на год культуры в России, проблема площадок для проведения театрализованных представлений и праздников достаточна актуальна. Во многих сельских дворцах культуры ощущается нехватка светового и звукового оборудования. Некоторые площадки технически не очень хорошо обустроены. Другие не способны вместить большое количество зрителей и участников.

Эти факторы накладывают свой отпечаток при написании сценария. Когда подходишь к техническим, световому и звуковому оформлению, всегда учитываешь то, что может оказаться площадка с подобными проблемами. Сценарий должен быть рассчитан на технику, звук и свет, которые ты можешь настроить сам или привезти с собой. Сложные технические элементы и требующие большой подготовки специальные эффекты, стараюсь избежать или упростить по максимуму.

Из основных технических средств используются музыкальное оборудование и системы усиления звука, микрофоны.

В центре зала монтируется или устанавливается проектор, направленный на белый экран, который может быть использован и в качестве задника, если устройство зала, не позволяет другой альтернативы. Проектор, так же может быть использован для проецирования элементов декорации или спецэффектов, таких как падающий снег или фейерверк.
Для проигрывания музыки используется ноутбук, для работы с проектором еще один портативный компьютер. По опыту, лучше разделять компьютеры, чтобы не было накладок в свете и звуке одновременно.

Декоративное оформление.

Конечно же, сценическая площадка и зал, украшены в новогоднем стиле -мишура, дождики, игрушки, елочные шары и гирлянды.

Обязательно стоит и радует глаз елка, большая и красивая. Она не только часть декора, но и важный элемента для хода представления.

Для эстафет и конкурсов используется игровой реквизит.
Ведущие одеты в костюмы персонажей программы.

Для Медведя используется костюм- ростовая кукла, в связи с этим Мишка быстро идет спать, так как вести активную игровую программу в таком наряде, крайне затруднительно.

Для поддержания образов используются призы и подарочные атрибуты с символикой или изображением главных героев мультфильма «Маша и Медведь».

Музыкальное оформление.

Новы год пора праздничная, шумная, в чем-то, немного хаотичная. Новый год похож на яркий фейерверк. Вот и музыкальное оформление должно соответствовать. Яркие, ритмичные звуки на активную часть с вовлечение зрителей и подходящая по действию и подчеркивающая его музыка на театрализованную часть, такую как появление волков или козы. В качестве музыкального оформления конечно же использовались саундтрэки и обработки мелодий мультфильма. Кроме того для игр и танцев использовались популярные детские новогодние песни и мотивы.

В качестве основной отбивки использовалась обработка темы Маши из мультсериала.

Световое решение.

Свет может быть основной декорацией на сцене. Светом можно подчеркнуть действия, оттенить или выявить характер персонажа. Свет может быть ключом для создания нужной атмосферы, но… На большинстве небольших площадок и поселковых ДК световое оборудование не соответствует даже минимальным современным требованиям. Даже если есть какое-то количество свето-техники, нет специалистов, которые не только смонтируют и установят аппаратуру, но и умеют управлять ей. Реалии жизни заставляют принимать единственно верное решение - общий свет.

Потому, свет микшировался в начале, пока транслировались серии из мультфильма. После на основное действие и работу со зрителями работал общий свет.

Пластическое решение.

Каждый персонаж на сцене имел свои пластические особенности. Дети очень хорошо реагируют и воспринимают пластические характеристики персонажей, не говоря уже о том, что это помогает при создании образа и нужной атмосферы праздника.

Так Маша была шустрая, быстрая, задорная и движения были такими же озорными и игривыми.

Волки были с плавной манерой движения и резкими отрывистыми «бросками», совсем как настоящие.

Коза – сама элегантность и грация, балерина с рожками.

Дед Мороз был классический степенный и спокойный, с медленной и плавной пластикой.
Миша был просто в большой ростовой кукле, даже если захочешь другой пластики, кроме неповоротливых больших движений не получится.

Темпо-ритм.

Выдержать верный темпо-ритм для детского представления очень важно. Затянешь, спустишь динамику вниз – устанут, потеряют интерес. Поднажмешь, слишком усилишь – перевозбудятся и перегорят.

Если с театрализованной частью представления всё ясно и она подразумевает репетиции, при которых всегда примерно можно судить как это будет на площадке перед зрителем и что ожидать. Но праздник это вовлечения зрителя непосредственно в ход событий. Грань зритель-актер стирается. Праздник невозможно отрепетировать полностью, только его части. И вот здесь очень важно, чтобы артисты-ведущие чувствовали, где зрителем (ставшим участниками игр и конкурсов) нужно помочь, подбодрить, поднять или же напротив опустить темпо-ритм.
Развитие динамики происходило по нарастающей линии. Самые трудные моменты, когда можно легко затянуть были в организации детей для игр и конкурсов. Но опыт и внимание артистов сделали своё, серьезных заминок не было. Конечно ближе к финалу, действие пошло на спад и впереди было самое трудное – не потерять ритм на рассказе стихов. Если не найти прием, то этот момент может сильно сбить развитие темпо-ритма к финалу. Но простейшая игра «Рукавица» и ритмичная музыка между стихами хорошо выполнили свою функцию не «посадив» динамику праздника.

Наши рекомендации