Уровни межкультурной коммуникации

Можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми) или между отдельными людьми. Конечным субъектом межкультурного общения выступает сам человек. Именно люди вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. В то же время, добровольно или нет, эти люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Следует учитывать, что на процесс коммуникации в межличностном общении помимо культурных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта. Межкультурная коммуникация в малых группах принимает разные формы: запланированных переговоров, например между представителями правительственных учреждений или деловых организаций стран с различной культурой; незапланированного общения, например во время туристических поездок, на конференциях или на академических семинарах. Для эффективной коммуникации в малой группе коммуникатор вынужден адаптироваться к культурным ценностям и верованиям инокультурных участников группы. Часто в межкультурной группе участники дискуссии проявляют стереотипы собственной культуры не намеренно, а в силу привычки, и на их поведение, как и на ход обсуждения, воздействует множество культурных факторов. В случаях, когда межкультурная коммуникация осуществляется между большими группами людей, выделяют этнический и национальный уровни коммуникации. Этнический уровень наблюдается между локальными этносами, этноязыковыми и другими общностями. Национальный уровень межкультурной коммуникации возможен при наличии национального единства. Национальная культура представляет совокупность традиций, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства. Этнические культуры могут входить в состав национальной, как и культуры представителей других наций. Так, американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, не­мецкую, китайскую, японскую, мексиканскую и другие культуры.

14 Теории массовой коммуникации.Массовые коммуникации рассматриваются как общение индивидов в пределах большого города, страны и даже мира в целом, когда они оказываются вырванными из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, определяемых их положением в обществе. Активно изучаются социальные функции массовой коммуникации. Существуют различные теории массовой коммуникации.Напр:

Теории волшебной пули и подкожных инъекций, открывают историю исследования массовой коммуникации. Согласно этим теориям, те, кто управляет средствами информации, управляет обществом, поскольку средства информации имеют прямое, непосредственное и мощное воздействие на тех, кто обращают внимание на их содержание. Воздействие СМИ на людей подобно пуле или подкожному впрыскиванию. Теория селективной, экспозиции, которая утверждала, что ауди­торию нельзя представлять как послушную массу, некритически , воспринимающую любую информацию. Каждый человек (как лич­ность, как индивидуальность) имеет собственные вкусы, предпочтения и интересы, в соответствии с которыми осуществляет выбо­рочное потребление информации, предлагаемой СМИ.

18. Особенности маркетинговых коммуникаций.Маркетинговые коммуникации - это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью предоставить ему товар или услугу в привлекательном для целевой аудитории свете. Основная цель маркетинговых коммуникаций — воздействие на поведение потребителей. Соответственно, можно выделить дующие задачимаркетинговых коммуникаций: -информированиеаудитории о существовании определенных товаров и услуг, объяснение их предназначения; -убеждение — формирование благоприятного отношения потребителя к организации и ее маркам; -создание образа -формирование образа организации; -подкрепление - удержание постоянных потребителей. Маркетинговые коммуникации включают: личные продажи, рекламу в средствах массовой информации, прямой маркетинг, мероприятия по продвижению продукта и связи с общественностью. Наиболее современными формами маркетинговых коммуникаций считаются различные формы прямого ответа потребителям, продвижение через электронные сети и Интернет.

Эффективность рекламного сообщения зависит от следующих его характеристик: его практической ценности; содержания аргументов, «оправдывающих» приобретение; соответствия интересам Целевой аудитории; степени новизны информации; способов воздействия на аудиторию.

15.Понятие о соц. коммуникации.Соц. коммуникация- это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

По характеру аудитории:

· межличностная (индивидуализированная)

· специализированная (групповая)

· массовая

По источнику сообщения:

· официальная (формальная)

· неформальная

По каналу передачи:

· вербальная

· невербальная

16.Различные концепции изучения социальных коммуникаций(классич., позитивистская методология субъектно – объектных диспозиций); когнитивная модель субъектно – объектных отношений,постно – классический подход.

Социальная коммуникация рассматривается общетеоретическими концепциями: бихевиоризма,символическогоинтеракционизма,персонализма,экзистенциализма.

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон в основу коммуникации ставил язык, как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы,манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных реакций в схеме «стимул – реакция».

Представители символич. Интеракционизма полагают, что в рез –те межличностного общения упорядочивается, формируется соц. структура, а процесс развития коммуникативных форм представляет собой соц. развитие.

Как внутреннюю метафизич. «способность личности открывать в противоположность договору,в котором участники руководствуются лишь обязательствами,рассматривают как акт взаимопонимания, интимных контактов и осознанной духовной общности.

Экзистенциалист, Альберт Камю рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а лишь актом, подчеркивающим одиночество каждого,т.е. согласно Камю подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения, считает он – это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира. Высшим мужеством человека он считал борьбу с бессмысленностью бытия.

17. Специализированные коммуникации и их значения в коммуникативной системе.

В качестве специализированных видов коммуникации Ф.И. Шарков выделяет коммуникации в малых группах, коммуникации в организациях, офисные и маркетинговые коммуникации.Коммуникация в малой группе имеет важное значение, поскольку человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Члены малой группы имеют возможность высказывать собственные суждения, что повышает возможность раскрытия их потенциальных способностей.Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые вступают люди при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций.Можно выделить четыре основные функции коммуникации внутри организации: контроль, мотивация, эмоциональное выражение, передача информации.

К наиболее значительным специализированным коммуникациям относятся офисные и маркетинговые.Офисные коммуникации – это коммуникации, осуществляемые в офисе и с помощью офиса.понятие современного офиса включает не только помещение с офисным оборудованием и сетями коммуникации, но и всех сотрудников, которые там работают. В таком понимании офис – это элемент системы управления.

Офисы нельзя рассматривать только как каналы передачи информации. С усложнением структуры организации и характера принимаемых решений увеличивается число и интенсивность осуществляемых связей и формируемых отношений. Поэтому решение проблем офисных коммуникаций становится важнейшей задачей современного административного и социального управления.Маркетинговые коммуникации можно рассматривать как необходимый в современных условиях инструмент взаимодействия организации с внешней средой. Это совокупность технологий продвижения (promotion) товаров или услуг, к которым принято относить рекламу, прямой маркетинг, стимуляцию сбыта, связи с общественностью.

Основной целью маркетинговых коммуникаций является воздействие на поведение потребителей. В связи с этим выделяют следующие задачи маркетинговых коммуникаций:

· Информирование аудитории о существовании определенных товаров или услуг, объяснение их предназначения;

· Убеждение – формирование благоприятного отношения потребителя к организации и ее маркам;

· Создание образа – формирование образа организации, связанного с дифференциацией потребителем марок выпускаемой продукции;

· Подкрепление – удержание постоянных потребителей.

Традиционно считается, что объектом коммуникативного воздействия в рамках маркетинговых коммуникаций является потребитель. Однако зачастую в роли объекта выступают лица, которые оказывают существенное влияние на непосредственного потребителя.Маркетинговые коммуникации – это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью представить ему товар или услуги организации в привлекательном виде.Процесс маркетинговых коммуникаций имеет свои особенности. Он отличается целенаправленностью, повторяемостью и комплексным, интегрированным воздействием на целевую аудиторию.

19.Структура, средства и модели политической коммуникации.В структуре политической коммуникации можно выделить как содержательный, идеальный элемент, так и формальный, материальный (каналы, средства). Политическая, как и иная, коммуникация предполагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средство передачи и, наконец, получателя. Под средствами политической коммуникации понимаются определенные организации и институты, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией. Выделяюет три основных способа политической коммуникации, основанные на использовании различных средств: 1.коммуникация черезпечатные (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.); 2.коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.; 3.коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.

Модели: Модель вещания предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуация встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-либо аудитории. Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты. Консультационная модельтакже соотносится с большим количеством ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище. Регистрационная модельдвижения информации является противоположностью консультационной модели. Здесь центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сиг­нализации и наблюдения.

Наши рекомендации