Уровни межкультурной коммуникации
Можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми) или между отдельными людьми. Конечным субъектом межкультурного общения выступает сам человек. Именно люди вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. В то же время, добровольно или нет, эти люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Следует учитывать, что на процесс коммуникации в межличностном общении помимо культурных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта. Межкультурная коммуникация в малых группах принимает разные формы: запланированных переговоров, например между представителями правительственных учреждений или деловых организаций стран с различной культурой; незапланированного общения, например во время туристических поездок, на конференциях или на академических семинарах. Для эффективной коммуникации в малой группе коммуникатор вынужден адаптироваться к культурным ценностям и верованиям инокультурных участников группы. Часто в межкультурной группе участники дискуссии проявляют стереотипы собственной культуры не намеренно, а в силу привычки, и на их поведение, как и на ход обсуждения, воздействует множество культурных факторов. В случаях, когда межкультурная коммуникация осуществляется между большими группами людей, выделяют этнический и национальный уровни коммуникации. Этнический уровень наблюдается между локальными этносами, этноязыковыми и другими общностями. Национальный уровень межкультурной коммуникации возможен при наличии национального единства. Национальная культура представляет совокупность традиций, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства. Этнические культуры могут входить в состав национальной, как и культуры представителей других наций. Так, американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую и другие культуры.
14 Теории массовой коммуникации.Массовые коммуникации рассматриваются как общение индивидов в пределах большого города, страны и даже мира в целом, когда они оказываются вырванными из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, определяемых их положением в обществе. Активно изучаются социальные функции массовой коммуникации. Существуют различные теории массовой коммуникации.Напр:
Теории волшебной пули и подкожных инъекций, открывают историю исследования массовой коммуникации. Согласно этим теориям, те, кто управляет средствами информации, управляет обществом, поскольку средства информации имеют прямое, непосредственное и мощное воздействие на тех, кто обращают внимание на их содержание. Воздействие СМИ на людей подобно пуле или подкожному впрыскиванию. Теория селективной, экспозиции, которая утверждала, что аудиторию нельзя представлять как послушную массу, некритически , воспринимающую любую информацию. Каждый человек (как личность, как индивидуальность) имеет собственные вкусы, предпочтения и интересы, в соответствии с которыми осуществляет выборочное потребление информации, предлагаемой СМИ.
18. Особенности маркетинговых коммуникаций.Маркетинговые коммуникации - это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью предоставить ему товар или услугу в привлекательном для целевой аудитории свете. Основная цель маркетинговых коммуникаций — воздействие на поведение потребителей. Соответственно, можно выделить дующие задачимаркетинговых коммуникаций: -информированиеаудитории о существовании определенных товаров и услуг, объяснение их предназначения; -убеждение — формирование благоприятного отношения потребителя к организации и ее маркам; -создание образа -формирование образа организации; -подкрепление - удержание постоянных потребителей. Маркетинговые коммуникации включают: личные продажи, рекламу в средствах массовой информации, прямой маркетинг, мероприятия по продвижению продукта и связи с общественностью. Наиболее современными формами маркетинговых коммуникаций считаются различные формы прямого ответа потребителям, продвижение через электронные сети и Интернет.
Эффективность рекламного сообщения зависит от следующих его характеристик: его практической ценности; содержания аргументов, «оправдывающих» приобретение; соответствия интересам Целевой аудитории; степени новизны информации; способов воздействия на аудиторию.
15.Понятие о соц. коммуникации.Соц. коммуникация- это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Выделяют несколько видов социальной коммуникации:
По характеру аудитории:
· межличностная (индивидуализированная)
· специализированная (групповая)
· массовая
По источнику сообщения:
· официальная (формальная)
· неформальная
По каналу передачи:
· вербальная
· невербальная
16.Различные концепции изучения социальных коммуникаций(классич., позитивистская методология субъектно – объектных диспозиций); когнитивная модель субъектно – объектных отношений,постно – классический подход.
Социальная коммуникация рассматривается общетеоретическими концепциями: бихевиоризма,символическогоинтеракционизма,персонализма,экзистенциализма.
Основатель бихевиоризма Джон Уотсон в основу коммуникации ставил язык, как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы,манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных реакций в схеме «стимул – реакция».
Представители символич. Интеракционизма полагают, что в рез –те межличностного общения упорядочивается, формируется соц. структура, а процесс развития коммуникативных форм представляет собой соц. развитие.
Как внутреннюю метафизич. «способность личности открывать в противоположность договору,в котором участники руководствуются лишь обязательствами,рассматривают как акт взаимопонимания, интимных контактов и осознанной духовной общности.
Экзистенциалист, Альберт Камю рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а лишь актом, подчеркивающим одиночество каждого,т.е. согласно Камю подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения, считает он – это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира. Высшим мужеством человека он считал борьбу с бессмысленностью бытия.
17. Специализированные коммуникации и их значения в коммуникативной системе.
В качестве специализированных видов коммуникации Ф.И. Шарков выделяет коммуникации в малых группах, коммуникации в организациях, офисные и маркетинговые коммуникации.Коммуникация в малой группе имеет важное значение, поскольку человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Члены малой группы имеют возможность высказывать собственные суждения, что повышает возможность раскрытия их потенциальных способностей.Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые вступают люди при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций.Можно выделить четыре основные функции коммуникации внутри организации: контроль, мотивация, эмоциональное выражение, передача информации.
К наиболее значительным специализированным коммуникациям относятся офисные и маркетинговые.Офисные коммуникации – это коммуникации, осуществляемые в офисе и с помощью офиса.понятие современного офиса включает не только помещение с офисным оборудованием и сетями коммуникации, но и всех сотрудников, которые там работают. В таком понимании офис – это элемент системы управления.
Офисы нельзя рассматривать только как каналы передачи информации. С усложнением структуры организации и характера принимаемых решений увеличивается число и интенсивность осуществляемых связей и формируемых отношений. Поэтому решение проблем офисных коммуникаций становится важнейшей задачей современного административного и социального управления.Маркетинговые коммуникации можно рассматривать как необходимый в современных условиях инструмент взаимодействия организации с внешней средой. Это совокупность технологий продвижения (promotion) товаров или услуг, к которым принято относить рекламу, прямой маркетинг, стимуляцию сбыта, связи с общественностью.
Основной целью маркетинговых коммуникаций является воздействие на поведение потребителей. В связи с этим выделяют следующие задачи маркетинговых коммуникаций:
· Информирование аудитории о существовании определенных товаров или услуг, объяснение их предназначения;
· Убеждение – формирование благоприятного отношения потребителя к организации и ее маркам;
· Создание образа – формирование образа организации, связанного с дифференциацией потребителем марок выпускаемой продукции;
· Подкрепление – удержание постоянных потребителей.
Традиционно считается, что объектом коммуникативного воздействия в рамках маркетинговых коммуникаций является потребитель. Однако зачастую в роли объекта выступают лица, которые оказывают существенное влияние на непосредственного потребителя.Маркетинговые коммуникации – это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью представить ему товар или услуги организации в привлекательном виде.Процесс маркетинговых коммуникаций имеет свои особенности. Он отличается целенаправленностью, повторяемостью и комплексным, интегрированным воздействием на целевую аудиторию.
19.Структура, средства и модели политической коммуникации.В структуре политической коммуникации можно выделить как содержательный, идеальный элемент, так и формальный, материальный (каналы, средства). Политическая, как и иная, коммуникация предполагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средство передачи и, наконец, получателя. Под средствами политической коммуникации понимаются определенные организации и институты, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией. Выделяюет три основных способа политической коммуникации, основанные на использовании различных средств: 1.коммуникация черезпечатные (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.); 2.коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.; 3.коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.
Модели: Модель вещания предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуация встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-либо аудитории. Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты. Консультационная модельтакже соотносится с большим количеством ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище. Регистрационная модельдвижения информации является противоположностью консультационной модели. Здесь центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сигнализации и наблюдения.