Давайте сочинять задачи, игры, сказки

Учитель-ритор - … прежде всего человек, поощряющий любые находки – особенно оригинальные, стимулирующий речевую активность и демонстрирующий тактичное поведение и творческий подход к делу.

Т.А. Ладыженская

Урок риторики – урок необычный, уникальный. И уникальность его заключается в том, что он требует от учителя, ведущего речевые уроки, иного отношения и к самому предмету, и к тем собеседникам, с которыми он проживает 40 минут урока, – к своим ученикам.

Можно сказать, что учитель риторики – это не только человек, который сам легко и хорошо общается, не только умеет анализировать речевую ситуацию и находить оптимальный выход, учитывая интересы всех участников общения, но и тот, кто легко моделирует условия ситуации, для того чтобы предоставить учащимся возможность самим найти удачное решение речевой задачи, проявить коммуникативное мастерство, творческие (в том числе и актерские) способности.

Наверное, можно утверждать, что учитель риторики – это человек, который быстро, легко умеет обновлять дидактическую базу, это человек – который знает, как строится риторическая задача, чем она отличается от других задач, как, с помощью чего могут меняться структура и условия задачи.

Учитель риторики – это тот человек, который умеет самостоятельно создавать риторические задачи, отбирать, адаптировать сценарии коммуникативных игр с учетом способностей и речевого развития своих учеников, проводить риторические игры на уроке, легко при этом играя самые разные роли. От учителя-ритора требуется творческая смелость в использовании занимательного дидактического материала (например, риторических задач и игр на основе аудио- и видеоматериала, риторических сказок).

Представим информацию, которая, на наш взгляд, поможет любознательному читателю проанализировать представленные в сборнике задания и (главное!) научиться самостоятельно отбирать и создавать материал для уроков развития речи (риторики).

Общеизвестно, что легче создавать текст, писать «сочинение» тогда, когда знаешь, кому и в какойситуации придется воспринимать (читать или слушать) высказывание. Именно поэтому на речевых уроках (уроках развития речи, риторики) предпочтение отдается так называемым активным методам обучения – риторическим (коммуникативным) задачам, дискуссиям, ролевым, имитационным играм. Они позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми»[1].

В литературе такие задания называют коммуникативнымизадачами и играми. Существует принципиальное отличие этих групп заданий: а) задачи предполагают учебный анализ предложенной речевой ситуации, демонстрацию определенной модели речевого поведения (по образцу или без него) и ее обсуждение на уроке; б) игры, наряду с уже названными учебными действиями, включают в себя элементы состязания, определение победителя и выполняются без образца, зачастую спонтанно.

Риторическая задача - проблемная задача, которая требует от ученика речевого действия, направленного на создание высказывания (устного или письменного). Она (как и игра) основана на описании значимых компонентов речевой ситуации. Как правило, в ходе решения риторических задач возникает несколько вариантов, значительно отличающихся друг от друга. Риторическая задача требует оперативной оценки по принципу «здесь» и «теперь» или «как добиться лучшего результата». Выбор лучшего варианта высказывания, жанровой формы речи возможен только при условии конструктивного анализа нескольких вариантов решения (Л.Г. Антонова)[2]. Следовательно, возникает необходимость анализировать предложенные варианты, определять среди них наиболее удачные.

В отличие от задач по математике, физике, в риторической задаче мы чаще всего не можем оценить предлагаемое решение с позиции «правильно – неправильно». Анализируя предложенный вариант решения задачи, важно определить, вежливо – невежливо – грубо звучит высказывание, в какой мере предлагаемая модель речевого поведения позволяет решить поставленную речевую задачу. Кроме того, важно обратить внимание не только на то, достигнута ли поставленная цель, но и какими средствами пришлось воспользоваться для решения задачи.

Структуру риторической задачи можно представить следующим образом: 1) описание всех значимых компонентов речевой ситуации: адресата и адресанта речи, места, времени общения, обстановки, в которой происходит общение, цели коммуникации; 2) постановка проблемы.

Выбор способа решения риторической задачи, результат выполнения задания и его качество напрямую зависят от формулировки задания (постановки проблемы). Например, задание «напишите письмо / расписку / поздравление и т.д.» предполагает создание конкретного речевого жанра, а предложение типа «как вы поступите, что скажете» нацеливает на решение ситуации с помощью словесных средств, задание типа «ваши речевые действия» не ограничивает свободу выбора средств (ученик может решить задачу с помощью вербальных или невербальных средств), однако в задании подчеркивается, что решение проблемы / задачи должно осуществляться обязательно с помощью речи, иными словами, идет напоминание о том, что перед учеником была поставлена именно речевая задача, а не какая-либо иная.

Особое внимание при использовании риторических задач на уроке необходимо уделить разыгрыванию ситуации. Совершенно очевидно, что при решении задачи недостаточно описать свои действия, рассказать о том, как «я буду слушать, говорить, писать или читать», но важно продемонстрировать эти умения, то есть собственно сказать, прочитать, помириться, поздравить, написать объявление и т.д.

давайте сочинять задачи, игры, сказки - student2.ru Риторическая задача (её решение) может быть представлена поликодовым текстом, например: Представь, что в вашей семье огромная радость – родился малыш (брат, сестрёнка, племянник…). Тебе очень нравится наблюдать за ним: вот он пытается перевернуться с животика на бочок, забавно морщится, беззубо улыбается, когда с ним ласково разговаривают… Вот он делает первые шаги, произносит первые слова… Тебе очень хочется поделиться своими впечатлениями и наблюдениями. Подумай, кому (когда, в какой форме) ты расскажешь о малыше. Какие фотографии, рисунки помогут создать высказывание?

Условия задачи можно усложнить: например, рассказать об одном случае из жизни малыша, о том, кем, по какому поводу и при каких обстоятельствах сделан снимок, рассказать от имени брата (соседа, дедушки, врача-педиатра и др.), рассказать о том, как удивительно похож малыш на вас в детстве и т.п.

Уточним, что поликодовый текст – это текст, в котором сообщение закодировано семиотически разнородными средствами – вербальными и невербальными компонентами, объединение которых представляет собой определённую структуру, характеризующуюся проявлением взаимозависимости составляющих как в содержательном, так и в формальном аспектах. Поликодовым текст является в том случае, если это паралингвистически активный текст, т.е. текст, в котором паралингвистические средства являются носителями информации или вносят дополнительные оттенки в содержание (Т.Г. Орлова) [3].

Рассматривая вопрос о поликодовых («необычных») текстах, учитель сталкивается с тем, что школьники не всегда осознают связь между иконической (паралингвистической) частью (рисунком, фотографией и т.п.) и текстом. Выбирая иллюстративный материал, ребята не всегда могут объяснить, почему именно эта фотография сопровождает высказывание (устное или письменное), для чего она необходима в тексте. Представленная ниже пара задач помогает школьникам осознать взаимосвязь элементов поликодового текста.

давайте сочинять задачи, игры, сказки - student2.ru 1. Вам предстоит написать сочинение на тему «Мои домашние любимцы». Одноклассник прослушал объяснение учителя. Расскажите, как необходимо написать сочинение, нужно ли включать в текст фотографии и почему, помогите отобрать материал.

давайте сочинять задачи, игры, сказки - student2.ru 2. Вам удалось хорошо объяснить домашнее задание, одноклассник написал текст, но никак не может определиться, какую иллюстрацию выбрать и почему. Посоветуйте другу, как сделать текст поликодовым. Объясните свой выбор[4].

Риторическая задача, по мнению проф. Т.А. Ладыженской, «позволяет более объективно оценивать речь обучаемого, так как есть точка отсчёта – соответствие предлагаемого решения – задаче высказывания, адресату, другим обстоятельствам общения»[5].

Характерные особенности риторических (коммуникативных) задач и игр проявляются на всех этапах, традиционно выделяемых в классической и современной риторике (изобретения, расположения, выражения, запоминания, произнесения).

Так, на этапе изобретения происходит определение темы предстоящей задачи/ игры в соответствии с изучаемым программным материалом и возрастными особенностями обучаемых. Характерной особенностью деятельности на данном этапе является аналитическая работа, связанная не только с изучением уже существующих текстов- сценариев, но и с замыслом собственного оригинального произведения (текста).

Последовательность расположения информации в инструктирующем слове учителя должна определяться общим методическим замыслом, однако следует учесть, что существуют определенные компоненты, которые в пределах текста могут быть представлены в разных сочетаниях (сообщение цели, темы, названия игры; определение ролей и критериев оценки речевого поведения; анализ условий игры и др.)

На этапе выражения проводится редактирование, адаптирование текста- сценария в зависимости от характера аудитории, темы, цели и т.д., происходит выбор речевого оформления высказывания, определяется его общая тональность.

Особенность риторической игры заключается в том, что в процессе ее организации на уроке одновременно решаются учебные задачи и создаются условия для свободного инициативного общения всех участников игры.

Коммуникативная игра в нашем понимании - это: 1) педагогически организованная в заданной учебно-речевой ситуации совместная коммуникативная деятельность состязательного характера, в процессе которой выявляются особенности речевого поведения детей и формируются коммуникативные умения; 2) особый учебный текст, на основе которого организуется названная деятельность. Суть коммуникативной деятельности заключается в создании или восприятии высказывания (звучащего, графического, поликодового и пр.)

Игровые ситуации на уроке развития речи создаются для того, чтобы, во-первых, акцентировать внимание учеников на тех коммуникативных ситуациях и ролях, которые частотны для их повседневной речевой практики; во-вторых, помочь ученикам выбрать модель речевого поведения в заданной речевой ситуации; в- третьих, помочь овладеть речью как средством умелого, искусного, эффективного общения. Структура риторической игры представлена в схеме 1.

Схема 1

Наши рекомендации