Давайте сочинять задачи, игры, сказки
Учитель-ритор - … прежде всего человек, поощряющий любые находки – особенно оригинальные, стимулирующий речевую активность и демонстрирующий тактичное поведение и творческий подход к делу.
Т.А. Ладыженская
Урок риторики – урок необычный, уникальный. И уникальность его заключается в том, что он требует от учителя, ведущего речевые уроки, иного отношения и к самому предмету, и к тем собеседникам, с которыми он проживает 40 минут урока, – к своим ученикам.
Можно сказать, что учитель риторики – это не только человек, который сам легко и хорошо общается, не только умеет анализировать речевую ситуацию и находить оптимальный выход, учитывая интересы всех участников общения, но и тот, кто легко моделирует условия ситуации, для того чтобы предоставить учащимся возможность самим найти удачное решение речевой задачи, проявить коммуникативное мастерство, творческие (в том числе и актерские) способности.
Наверное, можно утверждать, что учитель риторики – это человек, который быстро, легко умеет обновлять дидактическую базу, это человек – который знает, как строится риторическая задача, чем она отличается от других задач, как, с помощью чего могут меняться структура и условия задачи.
Учитель риторики – это тот человек, который умеет самостоятельно создавать риторические задачи, отбирать, адаптировать сценарии коммуникативных игр с учетом способностей и речевого развития своих учеников, проводить риторические игры на уроке, легко при этом играя самые разные роли. От учителя-ритора требуется творческая смелость в использовании занимательного дидактического материала (например, риторических задач и игр на основе аудио- и видеоматериала, риторических сказок).
Представим информацию, которая, на наш взгляд, поможет любознательному читателю проанализировать представленные в сборнике задания и (главное!) научиться самостоятельно отбирать и создавать материал для уроков развития речи (риторики).
Общеизвестно, что легче создавать текст, писать «сочинение» тогда, когда знаешь, кому и в какойситуации придется воспринимать (читать или слушать) высказывание. Именно поэтому на речевых уроках (уроках развития речи, риторики) предпочтение отдается так называемым активным методам обучения – риторическим (коммуникативным) задачам, дискуссиям, ролевым, имитационным играм. Они позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми»[1].
В литературе такие задания называют коммуникативнымизадачами и играми. Существует принципиальное отличие этих групп заданий: а) задачи предполагают учебный анализ предложенной речевой ситуации, демонстрацию определенной модели речевого поведения (по образцу или без него) и ее обсуждение на уроке; б) игры, наряду с уже названными учебными действиями, включают в себя элементы состязания, определение победителя и выполняются без образца, зачастую спонтанно.
Риторическая задача - проблемная задача, которая требует от ученика речевого действия, направленного на создание высказывания (устного или письменного). Она (как и игра) основана на описании значимых компонентов речевой ситуации. Как правило, в ходе решения риторических задач возникает несколько вариантов, значительно отличающихся друг от друга. Риторическая задача требует оперативной оценки по принципу «здесь» и «теперь» или «как добиться лучшего результата». Выбор лучшего варианта высказывания, жанровой формы речи возможен только при условии конструктивного анализа нескольких вариантов решения (Л.Г. Антонова)[2]. Следовательно, возникает необходимость анализировать предложенные варианты, определять среди них наиболее удачные.
В отличие от задач по математике, физике, в риторической задаче мы чаще всего не можем оценить предлагаемое решение с позиции «правильно – неправильно». Анализируя предложенный вариант решения задачи, важно определить, вежливо – невежливо – грубо звучит высказывание, в какой мере предлагаемая модель речевого поведения позволяет решить поставленную речевую задачу. Кроме того, важно обратить внимание не только на то, достигнута ли поставленная цель, но и какими средствами пришлось воспользоваться для решения задачи.
Структуру риторической задачи можно представить следующим образом: 1) описание всех значимых компонентов речевой ситуации: адресата и адресанта речи, места, времени общения, обстановки, в которой происходит общение, цели коммуникации; 2) постановка проблемы.
Выбор способа решения риторической задачи, результат выполнения задания и его качество напрямую зависят от формулировки задания (постановки проблемы). Например, задание «напишите письмо / расписку / поздравление и т.д.» предполагает создание конкретного речевого жанра, а предложение типа «как вы поступите, что скажете» нацеливает на решение ситуации с помощью словесных средств, задание типа «ваши речевые действия» не ограничивает свободу выбора средств (ученик может решить задачу с помощью вербальных или невербальных средств), однако в задании подчеркивается, что решение проблемы / задачи должно осуществляться обязательно с помощью речи, иными словами, идет напоминание о том, что перед учеником была поставлена именно речевая задача, а не какая-либо иная.
Особое внимание при использовании риторических задач на уроке необходимо уделить разыгрыванию ситуации. Совершенно очевидно, что при решении задачи недостаточно описать свои действия, рассказать о том, как «я буду слушать, говорить, писать или читать», но важно продемонстрировать эти умения, то есть собственно сказать, прочитать, помириться, поздравить, написать объявление и т.д.
Риторическая задача (её решение) может быть представлена поликодовым текстом, например: Представь, что в вашей семье огромная радость – родился малыш (брат, сестрёнка, племянник…). Тебе очень нравится наблюдать за ним: вот он пытается перевернуться с животика на бочок, забавно морщится, беззубо улыбается, когда с ним ласково разговаривают… Вот он делает первые шаги, произносит первые слова… Тебе очень хочется поделиться своими впечатлениями и наблюдениями. Подумай, кому (когда, в какой форме) ты расскажешь о малыше. Какие фотографии, рисунки помогут создать высказывание?
Условия задачи можно усложнить: например, рассказать об одном случае из жизни малыша, о том, кем, по какому поводу и при каких обстоятельствах сделан снимок, рассказать от имени брата (соседа, дедушки, врача-педиатра и др.), рассказать о том, как удивительно похож малыш на вас в детстве и т.п.
Уточним, что поликодовый текст – это текст, в котором сообщение закодировано семиотически разнородными средствами – вербальными и невербальными компонентами, объединение которых представляет собой определённую структуру, характеризующуюся проявлением взаимозависимости составляющих как в содержательном, так и в формальном аспектах. Поликодовым текст является в том случае, если это паралингвистически активный текст, т.е. текст, в котором паралингвистические средства являются носителями информации или вносят дополнительные оттенки в содержание (Т.Г. Орлова) [3].
Рассматривая вопрос о поликодовых («необычных») текстах, учитель сталкивается с тем, что школьники не всегда осознают связь между иконической (паралингвистической) частью (рисунком, фотографией и т.п.) и текстом. Выбирая иллюстративный материал, ребята не всегда могут объяснить, почему именно эта фотография сопровождает высказывание (устное или письменное), для чего она необходима в тексте. Представленная ниже пара задач помогает школьникам осознать взаимосвязь элементов поликодового текста.
1. Вам предстоит написать сочинение на тему «Мои домашние любимцы». Одноклассник прослушал объяснение учителя. Расскажите, как необходимо написать сочинение, нужно ли включать в текст фотографии и почему, помогите отобрать материал.
2. Вам удалось хорошо объяснить домашнее задание, одноклассник написал текст, но никак не может определиться, какую иллюстрацию выбрать и почему. Посоветуйте другу, как сделать текст поликодовым. Объясните свой выбор[4].
Риторическая задача, по мнению проф. Т.А. Ладыженской, «позволяет более объективно оценивать речь обучаемого, так как есть точка отсчёта – соответствие предлагаемого решения – задаче высказывания, адресату, другим обстоятельствам общения»[5].
Характерные особенности риторических (коммуникативных) задач и игр проявляются на всех этапах, традиционно выделяемых в классической и современной риторике (изобретения, расположения, выражения, запоминания, произнесения).
Так, на этапе изобретения происходит определение темы предстоящей задачи/ игры в соответствии с изучаемым программным материалом и возрастными особенностями обучаемых. Характерной особенностью деятельности на данном этапе является аналитическая работа, связанная не только с изучением уже существующих текстов- сценариев, но и с замыслом собственного оригинального произведения (текста).
Последовательность расположения информации в инструктирующем слове учителя должна определяться общим методическим замыслом, однако следует учесть, что существуют определенные компоненты, которые в пределах текста могут быть представлены в разных сочетаниях (сообщение цели, темы, названия игры; определение ролей и критериев оценки речевого поведения; анализ условий игры и др.)
На этапе выражения проводится редактирование, адаптирование текста- сценария в зависимости от характера аудитории, темы, цели и т.д., происходит выбор речевого оформления высказывания, определяется его общая тональность.
Особенность риторической игры заключается в том, что в процессе ее организации на уроке одновременно решаются учебные задачи и создаются условия для свободного инициативного общения всех участников игры.
Коммуникативная игра в нашем понимании - это: 1) педагогически организованная в заданной учебно-речевой ситуации совместная коммуникативная деятельность состязательного характера, в процессе которой выявляются особенности речевого поведения детей и формируются коммуникативные умения; 2) особый учебный текст, на основе которого организуется названная деятельность. Суть коммуникативной деятельности заключается в создании или восприятии высказывания (звучащего, графического, поликодового и пр.)
Игровые ситуации на уроке развития речи создаются для того, чтобы, во-первых, акцентировать внимание учеников на тех коммуникативных ситуациях и ролях, которые частотны для их повседневной речевой практики; во-вторых, помочь ученикам выбрать модель речевого поведения в заданной речевой ситуации; в- третьих, помочь овладеть речью как средством умелого, искусного, эффективного общения. Структура риторической игры представлена в схеме 1.
Схема 1