Чтение без артикуляции

Практическое занятие

Упражнение № 1Прочитайте материал, представленный в таблице. Соотнесите понятие и его определение.

1. Чтение-просмотр А. сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста
2. Выборочное чтение Б. чтение, при котором бегло просматривается предисловие, по оглавлению отыскиваются наиболее важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматривается заключение и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним.
3. Чтение-сканирование В. быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.)
4. Быстрое чтение Г. чтение, при котором избирательно прочитываются отдельные разделы текста.

Упражнение № 2(групповая работа) Ознакомьтесь с путями и способами преодоления таких недостатков традиционного чтения, как регрессия, артикуляция и малое поле зрения. Подготовьте сообщение о путях преодоления этих недостатков, продемонстрируйте, как должны использоваться специальные средства. Изученный материал занесите в таблицу.

Недостатки традиционных методов чтения Характеристика недостатков Пути и средства их преодоления
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Методы и техника быстрого чтения

Чтение без регрессий

Преодоление регрессии - непроизвольного, возвратного движения глаз и их фиксации на уже пройденных участках текста - дело одновременно и простое, и сложное. Простота этого приема состоит в постоянном усилии воли на преодоление регрессий независимо от степени понимания отдельных частей текста. Кроме мысленного удержания в памяти этого правила, постепенно переходящего в устойчивую привычку, полезно на рабочем месте иметь в виде небольшого плаката (памятки) напоминание о необходимости соблюдения этого правила. И даже при пропуске по разным причинам понимания отдельных частей прочитанного текста следует заставить себя избегать регрессий, а возвращаться к этой части текста, только прочитывая его заново целиком (например, с целью более углубленного понимания или запоминания, в частности при подготовке к экзаменам).

Сложность этого приема, чтения без регрессий, состоит, как правило, в непроизвольном отвлечении внимания от читаемого текста. Причин такого отвлечения может быть много: это и отвлеченные мысли о разных событиях, фактах, заданиях, предстоящих делах, эмоциональных состояниях и т. п.; отвлечение на посторонние звуки, уличные и квартирные шумы; беседы членов семьи; смысловые текстовые передачи включенного телевизора, радиоприемника и т. п. Полностью их исключить бывает не так просто, тем не менее основной способ борьбы с ними их полное устранение или значительное ослаб­ление.

Это можно сделать, например, занимаясь чтением в наушниках. Благоприятно при этом влияет па внимание и негромкая, мелодичная музыка, например имитирующая на фоне спокойной мелодии шум моря, леса, голоса птиц, дельфинов и др. Ярким примером такой музыки являются музыка и сопровождающие ее успокаивающие звуки и шумы, используемые при сеансах аутогенной тренировки (например, из серии «Рейки», имитирующей на фоне специально подобранной музыки голоса дельфинов, чаек, шум моря). Аутогенная тренировка с установкой на преодоление регрессий сама по себе может явиться эффективным средством этого приема.

Как показывают исследования, у профессионалов, особенно у творческих работников (ученых, писателей и т. п.), регрессии встречаются значительно реже, что свидетельствует о выработанном ими устойчивом навыке концентрировать внимание на предмете занятий, в частности чтении, чему способствует и их повышенный тезаурус (макроконтекст) по читаемому тексту.

Преодолению регрессий в немалой степени способствует и использование специальных алгоритмов чтения, например дифференциального алгоритма, который будет рассмотрен далее.

Чтение без артикуляции

Исследования показали, что чтение - это одновременно процесс приема и выдачи речи, т. е. читаемый текст человек принимает и определенным образом перерабатывает, или, как это называют психологи, перекодирует. По окончании чтения формируется свое представление о прочитанном, т. е. выдается результат обработки текста, в котором принимают участие речевые процессы. И от того, как они организованы, зависит скорость чтения. Во всех способах чтения, как правило в той или иной степени, проявляется механизм артикуляции, т. е. проговаривания текста в виде развернутой или сокращенной внутренней речи (сущность которой показана ранее), значительно (до скорости устной речи) замедляющей процесс чтения.

Как известно, все люди по способу восприятия и переработки информации делятся в общем случае на два типа - зрительный и слуховой - в соотношении, примерно равном 80:20. Люди зрительного типа при чтении используют код наглядных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производительный код речевых движений. Наблюдения показали, что люди, читающие быстро, как правило, относятся к зрительному типу. Но направленным обучением можно любого научить в процессе чтения использовать код наглядных зрительных образов при сокращении артикуляции.

Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления артикуляции, из которых наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания, суть которого состоит в следующем. Читая про себя, испытуемый выстукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя - во втором и со значительным усилием удара на первом элементе каждого такта.

Этот постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный механизм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т. е. становится помехой для любой артикуляции. Помеха здесь возникает в результате того, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают переменным, разноместным ударением. А аритмическое постукивание становится непреодолимой помехой внешней артикуляции. Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственного воздействия не оказывается! При выстукивании рукой специального ритма вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. сокращает периферическую артикуляцию из центра.

Главное в освоении этого метода - правильно разучить и выстукивать ритм, для чего необходимо соблюдать правила выполнения этого упражнения и многократно повторять его. Эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работая с текстом, непрерывно выстукивает ритм (а не, заменяет его, например, записью и воспроизведением с помощью магнитофона и т. п.) и контролирует правильность звучания на слух.

Наши рекомендации