Эластичность спроса по доходам
Эластичность спроса по доходамхарактеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя. Принимая решение о цене товара, следует учитывать, что изменение доходов потребителей может по-разному сказаться на динамике спроса. Графическое изображение этой зависимости представлено кривыми Энгеля, а форма зависимости описывается уравнениями Тронквиста. Возможные ситуации:
■ коэффициент эластичности меньше нуля - с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары первой и не первой необходимости, при возможности переключения спроса на более дорогие товары);
■ коэффициент эластичности равен нулю - с увеличением доходов спрос остается стабильным;
■ коэффициент эластичности от нуля до единицы - по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);
■ коэффициент эластичности больше единицы - темпы изменения спроса выше темпов изменения дохода.
Эластичность спроса по доходам существенно различается для разных категорий покупателей, поэтому коэффициентами эластичности следует пользоваться только в пределах одной доходной группы. Более точные модели учитывают различную эластичность спроса по доходам, выделяя различные категории по возрасту, полу, социальным характеристикам.
Нет четких границ для отнесения товаров к товарам необходимости и предметам роскоши. Эластичность спроса на товар может меняться в разные периоды.
По мере сближения степени дифференциации в уровне доходов происходит снижение различий в степени эластичности расходов на различные блага, т.е. выравнивается степень настоятельности потребности.
Контрольные вопросы
1. Какую роль играют в ценообразовании коэффициенты эластичности?
2. Как «показное потребление» влияет на эластичность спроса по цене?
3. Как на чувствительность покупателя к цене влияет наличие на рынке заменяющих товаров?
4. Какие факторы определяют эластичность спроса на товары-инновации?
5. Какие типы товаров можно выделить с точки зрения их влияния на уровни цен друг друга?
6. Какой из типов связи между товарами порождает сезонные колебания спроса на сахар?
7. Как изменится поведение покупателей при отсутствии товаров-заменителей? В чем заключаются экономические преимущества фирмы, выпускающей уникальные товары?
8. Зачем фирмы расширяют параметрический ряд товаров наиболее совершенными и дорогостоящими модификациями?
9. Различается ли эластичность спроса по цене в краткосрочном и долгосрочном периодах? Почему?
10. Почему снижение цен на авиаперевозки ценится деловыми пассажирами гораздо меньше, чем различные формы вознаграждения, которые предлагают авиакомпании постоянным клиентам?
11. Для каких товаров повышение цены может стать фактором роста объемов реализации?
12. Две подруги зашли в кафе и заказали мороженое, не глядя на цену. Первая попросила два шарика мороженого, а вторая на 50 руб. Оцените для каждой подруги эластичность спроса по цене.
13. Фирма «Эльдорадо» предлагает покупателям в период с 1 по 8 марта товары со скидкой 10%. Какой вид эластичности обосновывает применение данной скидки?
Тесты
1. Снижение цены на товар приводит к росту выручки от продаж в случае:
а) высокоэластичного спроса;
б) низкоэластичного спроса;
в) единичной эластичности;
г) положительной эластичности.
2. Товар Гиффена - это товар:
а) объем спроса на который растет при росте денежного дохода потребителя;
б) объем спроса на который может расти при падении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;
в) объем спроса на который не изменяется при изменении цены данного товара;
г) предложение которого не зависит от изменения цен.
3. На какую категорию товаров падает спрос при росте денежного дохода населения:
а) товары первой необходимости;
б) бытовые услуги;
в) предметы роскоши;
г) товары с единичной эластичностью спроса?
4. Эластичность спроса по цене - это:
а) зависимость спроса от цены;
б) зависимость изменения спроса от изменения цены;
в) зависимость спроса от изменения цены;
г) зависимость спроса от доходов.
5. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:
а) взаимозаменяемыми;
б) взаимодополняемыми;
в) независимыми;
г) нормальными.
6. Снижение эластичности спроса по цене может быть достигнуто в результате:
а) активной рекламной компании;
б) снижения затрат на производство единицы продукции;
в) выгодного размещения предприятия;
г) повышения цен.
7. Если коэффициент эластичности спроса по цене равен -2, то снижение цены на 3% вызовет:
а) увеличение выручки на 6%;
б) снижение выручки на 3%;
в) увеличение выручки на 2,8%;
г) увеличение объема спроса на 6%.
8. Если при снижении цены выручка уменьшается, то это:
а) высокоэластичный спрос;
б) низкоэластичный спрос;
в) спрос с единичной эластичностью;
г) спрос с положительной эластичностью.
9. Определите, что произойдет при повышении цен на бифштексы в студенческом кафе:
а) рост цены на сосиски;
б) снижение цены на сосиски;
в) уменьшение спроса на бифштексы;
г) рост спроса на сосиски.
10. Если бы эластичность спроса на сумки была нулевой, это означало бы, что:
а) по текущим ценам можно продавать любое количество сумок;
б) данное количество сумок будет куплено по сколь угодно высоким ценам;
в) потребители готовы купить любой объем данного блага по любой цене;
г) потребители не согласны на изменение количества продаж сумок и цены.
11. Если большинство жителей районного города решат, что мясо вредно для здоровья, то при прочих равных условиях в городе:
а) повысится спрос на рыбу и снизится спрос на мясо;
б) понизится спрос на рыбу и мясные продукты;
в) повысится спрос на рыбу и не изменится спрос на мясо;
г) понизится спрос на рыбу и повысится спрос на мясо.
12. Если спрос на бытовую технику эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет:
а) к росту расходов населения на бытовую технику;
б) снижению расходов населения на бытовую технику;
в) повышению спроса на бытовую технику;
г) снижению спроса на бытовую технику.
13. Субъективные психологические издержки:
а) растут по мере роста доходов населения;
б) снижаются по мере роста доходов населения;
в) не зависят от изменения доходов населения;
г) зависят от социального статуса покупателя.
14. Редкие блага отличаются от престижных товаров:
а) низкой эластичностью спроса по цене;
б) ростом цены под влиянием ограниченности предложения;
в) готовностью покупателей платить высокую цену ограниченное время;
г) высокой эластичностью спроса по цене.
15. Спрос можно считать неэластичным, если:
а) при существенном снижении цены спрос увеличивается незначительно;
б) при несущественном снижении цены спрос увеличится значительно;
в) при изменении цены спрос не изменится;
г) при постоянной цене изменяется спрос.
16. Производитель считает возможным повышение цен, если:
а) стремится расширить свое присутствие на рынке;
б) имеет незанятые производственные мощности;
в) считает спрос неэластичным;
г) производит уникальную продукцию.