Модель доставки товаров
Система доставки определяется как набор элементов, образующих единое целое. Элементами системы, например, являются:
• производитель - держатель контракта на поставку партии товаров;
• торговая фирма - юридическое лицо, заключившее с торговой фирмой контракт на поставку партии товаров;
• экспедитор - юридическое лицо, осуществляющее доставку партии товаров;
• перевозчик - юридическое лицо, осуществляющий перевозку партии товаров.
Для разработки модели доставки сделаны следующие допущения:
• бремя доставки партии товаров лежит на производителе;
• торговая фирма имеет дело с экспедитором, который выполняет доставку, покупая услуги перевозчиков, терминалов, страховых и других фирм, участвующих в процессе доставки;
• система доставки включает два элемента - торговую фирму (покупателя услуги доставки) и продавца данных услуг - экспедитора;
• модель строится с учетом таких факторов, как время, пространство, предмет торговли и вид транспорта;
• единицей анализа является заказ на доставку;
• параметры модели определяются эмпирически с использованием информации заказа на доставку;
Значения таких переменных, как время доставки, потери от последствий результатов выполнения доставки не могут быть определены эмпирически. Взаимодействие торговой фирмы с перевозчиком происходит опосредованно, через экспедитора.
С точки зрения системотехники рассматриваемая система характеризуется входом и выходом. Вход и выход системы описывается соответствующими переменными. Выходные переменные системы являются функцией входных переменных.
Данная система является открытой, поскольку на элементы системы могут оказываться внешние воздействия, предсказать которые в современных условиях не представляется возможным. Поэтому рассматривается также окружающая среда системы, которая есть множество всех элементов вне системы (рынок, государство, финансовая сфера, сфера потребления и т.п.). Изменение значений переменных, описывающих элементы окружающей среды, оказывает влияние на систему и, наоборот, значения переменных элементов окружающей среды изменяются вследствие поведения системы. Здесь возникают две проблемы.
Во первых, совместимость системы и окружающей среды (внешняя совместимость). Если результаты деятельности системы не удовлетворяют потребностям окружающей среды, то налицо несовместимость.
Во вторых, совместимость между элементами системы (внутренняя совместимость). Понятно, что совместимость элементов системы будет определять внешнюю совместимость системы. Оптимальная доставка товаров будет достигнута при условии достижения наилучшего соответствия между системой доставки и окружающей средой.
Рассмотрим последовательно каждую пару элементов системы доставки.
1. Потребитель-торговая фирма (Пот-ТФ). Возникновение у потребителя потребности в товаре с определенными потребительскими свойствами вызывает возникновение соответствующего спроса у торговой фирмы. Таким образом, входными переменными данного элемента системы является потребность в товаре. Выходными переменными являются затраты торговой фирмы на заказ партии товаров.
2. Торговая фирма - производитель (ТФ-Пр). Входными переменными являются условия поставки партии товаров (потребительские свойства, покупательная способность торговой фирмы, график поставки, количество единиц заказываемых товаров, сохранность партии и потребительских свойств товаров, сроки поставки и т.п.).
В связи с сложностью функционирования рынка как системы мы не рассматривали многие сложные связи рынка, производства, финансов, государства и т.п. В результате указанного взаимодействия на входе рассматриваемой пары элементов появляются также такие переменные, как интенсивность спроса, курс твердых валют по отношению к рублю, уровень инфляции, конъюнктура рынка, уровень цен на товары, уровень спроса на товары, рынок сбыта, уровень конкуренции на рынке товаров.
Выходными переменными являются результаты закупочной и распределительной деятельности производителя в виде затрат на приобретение комплектующих и другого сырья от поставщиков, развертывание оптовой и розничной торговой сети, формирование каналов распределения, поиск перевозчиков и т.п.
3. Производитель-экспедитор (Пр-Э). Входными переменными являются реквизиты заказа на доставку товара, содержащего информацию о заказчике, товаре, грузовой единице, партии товара и условиях доставки:
информация о заказчике - наименование отправителя и получателя (адрес, номер телефона и факса, ФИО ответственных лиц);
информация об единице товара (наименование, вид, стоимость);
информация о грузовой единице (вид - тара, пакет, контейнер; количество единиц товара в грузовой единице, масса брутто, стоимость с товаром, габариты, тип контейнера);
информация о партии отправки (стоимость, количество партий, количество грузовых единиц в партии, периодичность доставки партий, масса партии товара, отношение стоимости партии отправки к ее массе, отношение массы партии товара к ее объему);
обычные условия доставки (места погрузки (отправления) и разгрузки (назначения), ориентировочное время использования подвижного состава, часов (смен), дата готовности к погрузке, время отправки и доставки, наличие сертификатов и документов для прохождения через границу, форма оплаты);
особые условия доставки (температура, влажность, бережность обращения, степень опасности, необходимость охраны, необходимость страхования груза, вид страхования, необходимость переадресовки доставки в пути, допустимое количество ярусов);
покупательная способность производителя.
Выходные переменные: затраты экспедитора на поиск перевозчика.
4. Экспедитор-перевозчик (Э-П). Входными переменными являются переменные, описывающие потребность экспедитора в услуге перевозки: требования к перевозке (вид, направление, тариф, сроки, надежность, соответствие подвижного состава и т.п.), форма оплаты за перевозку, покупательная способность экспедитора.
Выходными переменными являются переменные описывающие действия перевозчика для удовлетворения потребности экспедитора в перевозке. Доходы будут в случае предоплаты экспедитором услуги перевозки. Затратами являются расходы на закупку запасных частей, горюче-смазочных материалов, шин, амортизационные отчисления на подвижной состав и т.п.
5. Перевозчик-экспедитор (П-Э). Входными переменными являются условия перевозки (виды, направления, тарифы, сроки, надежность); подвижной состав (тип кузова, грузоподъемность, внутренний объем кузова), специализация в МПГ (наличие лицензии).
Выходные переменные есть результаты деятельности экспедитора от перевозки груза: доходы, полученные в результате различного рода скидок с тарифа на перевозку и льгот и затраты на покупку услуги перевозки (тарифы на перевозку), штрафы за простои подвижного состава.
6. Экспедитор-производитель (Э-Пр). Входными переменными являются доставка (стоимость, виды, направления, сроки, надежность).
Выходными переменными являются либо отказ производителя от покупки услуги доставки, либо результаты выполненной доставки в виде полученных производителем доходов (штрафы за повреждение, порчу и кражу товаров) и понесенных затрат, которые, в свою очередь делятся на ожидаемые - оплата стоимости доставки партии товаров (перевозка, подгруппировка, накопление, хранение, погрузка, разгрузка) и непредвиденные - затраты на поиск запоздавших товаров, на поддержание страхового запаса товаров, штрафы, неустойки и т.п. при нарушении контрактных обязательств.
7. Производитель - торговая фирма (Пр-ТФ). Входные переменные - партия товаров и потребительские свойства товаров. Выходные переменные: затраты торговой фирмы на выплаты банкам процентов за предоставленные кредиты, владельцам торговых площадей платы за аренду помещений, выплата налогов государству, затраты на рекламу товара, на развертывание торговой сети.
8. Торговая фирма - потребитель (ТФ-Пот). Входными переменными являются предложение товара разных видов, размеров, моделей, цветов, торговых марок, стоимостей и т.п.
Выходными переменными являются удовлетворение (покупка), либо неудовлетворение (отказ от покупки) потребности потребителя, на что влияет соответствие характеристик предложенных товаров к требуемым.
Модель системы доставки можно представить как
SD = {Р, EXP, PER},
где Р - производитель:
Р (x) = {x1, x2, x3, x4, x5, ..., xn}, x=1-X, n=1-N
где x1 - информация об отправителе и получателе (наименование, юридический и почтовый адрес, расчетный и корреспондентский счета, наименование банка, МФО, номера телефонов и факса, ФИО ответственных лиц, режим работы и т.п.);
x2 - информация об единице товара (вид, наименование, стоимость, масса);
x3 - информация о грузовой единице (вид - тара, пакет, контейнер; количество единиц товара в грузовой единице, масса брутто, стоимость с товаром, габариты, тип контейнера);
x4 - информация о партии отправки (стоимость, количество партий, количество грузовых единиц в партии, периодичность доставки партий, масса партии товара, отношение стоимости партии отправки к ее массе, отношение массы партии товара к ее объему);
x5 - обычные условия доставки (места погрузки (отправления) и разгрузки (назначения), время использования подвижного состава, часов (смен), дата готовности к погрузке, время отправки и доставки, наличие сертификатов и документов для прохождения через границу, форма оплаты);
x6 - особые условия доставки (температура, бережность обращения, степень опасности, необходимость охраны, необходимость страхования груза, вид страхования, необходимость переадресовки доставки в пути, допустимое количество ярусов);
x7 - покупательная способность фирмы-производителя.
EXP - экспедитор:
EXP (y) = { y1, y2, ..., yn } , y=1-Y, n=1-N
где y1 - информация об экспедиторе (наименование, юридический и почтовый адрес, расчетный и корреспондентский счета, наименование банка, МФО, номера телефонов и факса, ФИО ответственных лиц, режим работы и т.п.);
y2 - информация об условиях доставки (стоимость, виды, направления, сроки, надежность и т.п.).
PER - перевозчик:
PER (z)={ z1, z2, z3, ..., zn}, z=1-Z, n=1-N
где z1 - информация перевозчика (наименование, юридический и почтовый адрес, расчетный и корреспондентский счета, наименование банка, МФО, номера телефонов и факса, ФИО ответственных лиц, режим работы и т.п.);
z2 - информация об условиях перевозки (тарифы, виды, направления, сроки, надежность и т.п.);
z3 - информация о подвижном составе (тип кузова, грузоподъемность, внутренний объем кузова).
Учитывая вышесказанное система доставки:
SD = {xn, yn, zn}, n=1-N
где xn - параметры фирмы-производителя;
yn - параметры экспедитора;
zn - параметры перевозчика.