Обнаружение и устранение простейших неисправностей АРО
Если обнаружен отказ или неисправность конкретного АРО, то для выявления его причины нужно в первую очередь проверить правильность положения органов управления и регулировки данного устройства. Необходимость такой проверки связана с тем, что часто неисправности оборудования являются кажущимися, т, е, обусловлены неправильной установкой органов управления и регулировки. Если осмотр органов управления показал правильность их установки, нужно проверить работу оборудования на других частотных каналах и режимах. Результат такой проверки нередко позволяет сузить круг возможных причин отказа, а иногда и точно установить ее.
Если в результате проверки установлено, что на других частотах или режимах оборудование работоспособно, то следует определить, имеется ли возможность после соответствующих переключений использовать его по назначению. При этом следует иметь в виду, что такой частичный отказ мог быть временным или вызван временно действующей помехой и тогда после восстановления работоспособности оборудование может использоваться в полном объеме. Для выяснения такой возможности через некоторое время после появления частичного или полного отказа, если не определена его причина, нужно переключить оборудование в режим, при котором произошел отказ, и проверить его работоспособность.
На втором этапе поиска причин отказа следует выключить отказавшее устройство и проверить исправность предохранителей, защищающих цепи его питания. Поскольку визуальная проверка не всегда позволяет определить выход из строя плавких предохранителей, то проверку можно осуществить заменой предположительно неисправных предохранителей с последующим включением устройства и проверкой его работоспособности. Бортовое АРО в полете питается от бортовых источников электроэнергии, а некоторое оборудование весьма чувствительно к изменениям питающих напряжений. Поэтому при восстановлении работоспособности таких устройств необходимо также проверить, не является ли причиной отказа нарушение регулировки источников электропитания, т. е. повышенное или пониженное напряжение.
Причиной отказа АРО, блоки которого размещены в негерметичных отсеках, может быть понижение атмосферного давления на сравнительно больших высотах. Для проверки такой предположительной причины отказа экипаж может включить отказавшее оборудование после уменьшения высоты полета и в новых условиях проверить его работоспособность. Если блоки отказавшего устройства расположены на ВС так, что к ним обеспечивается доступ в полете, то нужно их осмотреть и убедиться, не является ли причиной неисправности ослабление затяжки разъемов, отсоединение антенного фидера и
т. п.
Те или иные мероприятия, предпринимаемые для восстановления работоспособности АРО, их необходимость и объем определяются в зависимости от конкретной обстановки, В необходимых случаях командир ВС может запросить через диспетчера службы движения техническую консультацию, которая на земле организуется диспетчером и руководством АТБ и осуществляется по линии радиосвязи. Если по причине неисправности оборудования в полете создается аварийная ситуация, экипаж ВС обязан доложить об этом диспетчеру службы движения, с которым он в данный момент поддерживает связь.
О любых отказах или неисправностях АРО, возникших в полете, независимо от того, были они устранены экипажем или нет, члены экипажа обязаны сделать запись в бортовом журнале. Большую помощь наземной службе технического обслуживания может оказать полное и грамотно составленное описание проявлений отказа, а также характера работы устройства перед отказом и тех операций управления оборудованием, которые были проведены экипажем после обнаружения отказа. Содержание и форма записи в бортовом журнале должны быть такими, чтобы они давали ответы на следующие вопросы.
· Когда и через какое время после включения устройства произошел (был обнаружен) отказ?
· Что наблюдалось экипажем при обнаружении отказа?
· В каком режиме работало устройство в момент возникновения (обнаружения) отказа? Какие особенности в работе устройства наблюдались перед его отказом?
· Работало ли устройство после появления отказа, и какие особенности в работе наблюдались?
· Одинаково ли сказывался отказ на показаниях всех индикаторов или указателей данного устройства?
· При всех ли режимах полета проявлялся отказ, и если не при всех, то при каких?
· Что проделано экипажем для устранения отказа, и каковы результаты этих мероприятий?
Кроме того, в записи могут быть изложены и другие относящиеся к отказу сведения, которые экипаж считает важными для скорейшего определения и устранения причины отказа. Записи в бортовом журнале об отказах (неисправностях) АРО в полете делаются членами экипажа сразу же после их обнаружения и выполнения мероприятий, направленных на их устранение. После посадки члены экипажа только уточняют эти записи и при необходимости дают дополнительные разъяснения инженерно-техническому составу АТБ. Такие разъяснения особенно необходимы для ускорения устранения тех неисправностей, которые приводят к отказу оборудования только временами. Мероприятия, направленные на повышение надежности работы АРО, а значит, безопасности полетов, могут привести к положительным результатам только при активном участии летного состава, который осуществляет летную эксплуатацию АРО, и располагает информацией о качестве работы оборудования и его недостатках в условиях полета.