АИС выявления неплательщиков налогов

В системе налогообложения, имеются факты уклонения от налогов или их оплаты в неполном объеме. По сведениям Госналогслужбы в 1996 г. только 15 % налогоплательщиков полностью уплачивали налоги, сборы и совершали другие регламентные выплаты. Поэтому возникла необходимость в создании таких систем, которые бы могли решать эту проблему. Для построения АИС выявления неплательщиков необходимы следующие условия:

стабильность налогового законодательства, возможность его формализации для целей выявления неплательщиков;

развитые средства автоматизированного информационного взаимодействия со всеми организациями, имеющими какие-либо данные о хозяйственной и иной деятельности налогоплательщиков, об их учетных данных;

мощные технические и общесистемные платформы, способные эффективно обрабатывать большие объемы информации;

обеспечение надежности, достоверности и конфиденциальности информации в БД.

При разработке указанных систем необходима точная формализация методик автоматического отбора налогоплательщиков для контрольных проверок и выявления неплательщиков. ПО должно быть дополнительно защищено от считывания и декодирования. При технической реализации возможно задействование элементов искусственного интеллекта.

В основе АИС выявления неплательщиков лежит методика выявления нарушителей налогового законодательства. Эта методика имеет два направления. Первое направление содержит алгоритм выявления налогоплательщиков, скрывающих свои доходы или занимающихся так называемым отмыванием незаконно полученных доходов. Основной принцип здесь состоит в том, что контролю подвергается объем расходов, производимых налогоплательщиком, а не размер получаемых им доходов.

Технология обнаружения неплательщиков имеет следующие основные этапы. Информация от внешних источников поступает в налоговую инспекцию. Затем происходит подготовка и обработка данных. Полученные данные о доходах и расходах обрабатываются на ЭВМ. Затем эти данные сопоставляются. Сопоставление основано на данных, полученных от внешних организаций и от самих налогоплательщиков. Рассмотрению подвергаются следующие документы:

документы от налогоплательщика:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- расчет по налогу на приобретение автотранспортных средств;

- сводный расчет земельного налога;

- расчет по налогу с владельцев транспортных средств;

- декларация о доходах, полученных за год (для физических лиц);

- расчет единого налога с совокупного дохода (валовой выручки) организации –

субъекта малого предпринимательства;

- справка о доходах физического лица за год (заполняемая работодателями).

документы из внешних источников:

- сведения о прожиточном минимуме в данном регионе (органы ФСГС);

- данные о приобретении налогоплательщиком лицензий, об уплачиваемых им

местных налогах и сборах (органы администрации города, района);

- данные о транспортных средствах налогоплательщика (органы МВД (ГИБДД);

- сведения о размере вкладов на счетах юридических и физических лиц, при усло-

вии обязательности представления данных в соответствии с законодательством

(банковские и кредитные учреждения);

- данные о суммах, уплаченных при приватизации предприятий, приобретении

ценных бумаг (органы Госкомимущества);

- данные об отводах земельных участков (органы землеустройства).

Затем по результатам сопоставления формируется список налогоплательщиков, скрывающих доходы. Из этого списка проводится первая выборка наиболее крупных неплательщиков. Экспертная группа проводит анализ этого списка и соответствующих данных. По результатам работы экспертной группы составляется график проведения документальных проверок.

Второе направление методики содержит алгоритм обнаружения юридических и физических лиц, которые занимаются хозяйственно-финансовой деятельностью, но не состоят на учете в налоговом органе. В налоговой инспекции проводится анализ сведений, поступающих из внешних источников - органов государственного и хозяйственного управления, а также коммерческих организаций. Кроме того, привлекаются данные, имеющиеся в самих налоговых инспекциях. В случае ведения хозяйственно-финансовых операций субъект вынужден в той или иной мере вступать в отношения с вышеуказанными учреждениями. Эти связи и взаимодействия регистрируются в их делопроизводстве. Поэтому один из главных путей решения этой задачи - эффективное информационное и организационное взаимодействие налоговых органов с системой органов государственного, хозяйственного управления, а также с коммерческими структурами.

Возможность государственных налоговых органов эффективно распознавать неплательщиков важна для обеспечения полноты сбора налогов и осознания обществом необходимости их уплаты.

Наши рекомендации