Введение в дисциплину. Источники изучения

Актуальность дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» определяется несколькими принципиальными положениями. Во-первых, в последние годы XX столетия в России сформировалась, и продолжает развиваться новая система издательского дела, коренным образом отличающаяся от той, которая функционировала в стране и определяла ее издательский потенциал на протяжении 60 лет (1930- 1990 гг.). Анализ основных характеристик этой системы, ее перспектив и возможностей представляет собой одну из самых актуальных задач книговедения сегодня. Во-вторых, само становление и функционирование новой издательской системы проходило под влиянием ряда важнейших факторов, среди которых отчетливо выделяются социально-политические (демократизация различных сфер общественной жизни страны), экономические (переход к рыночным отношениям и плюрализму форм собственности), научно-технические (общим фоном и материально-технической основой происходящих изменений является растущее использование новых информационных и коммуникационных технологий), международные (глобализация финансовых, экономических, культурных, информационных взаимоотношений и интеграция в этом русле российской издательской системы в мировую) и другие. Анализ указанных факторов и попытка рассмотреть возможности экстраполяции их воздействия на положение в издательском деле в России в XXI веке в качестве предмета представляемого исследования, без сомнения, является актуальной проблемой.

В-третьих, требуется переосмысление и развитие некоторых из сложившихся книговедческих концепций, в которых недостаточно полно учитываются системный характер книжного дела, типологии книги, перспективы развития книгоиздания в условиях все более усиливающейся конкуренции со стороны новых средств коммуникации.

Образование новой издательской системы в стране естественным образом сказалось на объеме выпуска издательской продукции и ее репертуаре, причем изменения эти зачастую носят, столь существенный характер, что рассмотрение причинно-следственных связей в этой сфере также заслуживает большого внимания.

Предмет дисциплины - доминантные, сущностные факторы формирования и функционирования современной издательской системы страна в новых условиях рыночной экономики, в также механизм их влияния на состояние и перспективы развития книжного дела в России в ситуации активного использования постоянно обновляющихся информационно-коммуникационных технологий и интеграции российского книгоиздания в мировое книжное дело.

Цель и задачи дисциплины. Целью работы являются выявление и обоснование основных факторов становления и развития современной издательской системы России, для чего было необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать издательскую систему как целостное комплексное образование и обозначить связи и отношения между отдельными элементами, которые определяют ее основные качественные характеристики;
  • проанализировать современное состояние мирового и отечественного книгоиздания с точки зрения динамики количественных показателей и качественных изменений;
  • определить важнейшие характеристики новой системы российского издательского дела, отличающие ее от существовавшей в предшествующие годы;
  • охарактеризовать уровень и степень воздействия отдельных факторов на формирование издательской системы, в том числе при их комплексном функционировании;
  • определить тенденции развития книжного дела с учетом постоянного внедрения в практику новых информационных технологий и рыночных отношений и выработать прогноз книгопроизводства на ближайшие годы и более отдаленную перспективу;
  • определить новые направление получения книговедческого знания с учетом изменения условий развития книжного дела.

Методологической базой представляемой работы служат как общенаучные, так и специальные книговедческие методы. Среда общенаучных методов наиболее активно использовался системный подход, формально-логические методы, а также метода научного прогнозирования-экстраполяция, моделирование и экспертная оценка.

В числе, книговедческих методов следует назвать историко-книговедческий, статистико-библиографический, библиотипологический и др. Кроме того, при анализе условий функционирования издательской системы был использован деятельностный подход, позволивший определить сущностные характеристики системы.

Основой проведенного исследования стали труды классиков российского книговедения Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru М.Н. Куфаева, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Н.М. Лисовского, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru А.М. Ловягина, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Н.А. Рубакина, а также крупнейших ученых, работающих в сопредельных сферах науки о книге и книжном деле: Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru С.Г. Антоновой, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru И.Е. Баренбаума, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru А.И. Барсука, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru А.А. Беловицкой, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru П.Г. Буги, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru В.И. Васильева, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Р.С. Гиляровского, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru А.А. Гречихина, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Е.А. Динерштейна, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru М.П. Ельникова, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru И.Г. Моргеншгерна, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Е.Д. Немировского, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru С.П. Омилянчука, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru С.А. Пайчадзе, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Н.М. Сикорского, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru В.И. Соловьева, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru В.Д. Стельмах, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru К.М. Сухорукова, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru И.А. Шомраковой, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru И.Л. Шурыгиной, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru К.Т. Ямчука и др.

В качестве источников в конспекте лекций использованы материалы Государственного архива печати РФ, информационные файлы банка данных «Российская библиография» (Российская книжная палата), данные статистических ежегодников «UNESCO Statistical Yearbook», материалы съездов и конференций Международной ассоциации издателей, Международной федерации книготорговцев. Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Федерации европейских издателей, Директората образования, культуры и спорта Совета Европы, Международного агентства ISBN и пр.

Отдельную группу источников представляют монографии известных теоретиков средств массовых коммуникаций Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru М. Маклюэна и Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru О. Тоффлера, крупных зарубежных книговедов Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Р. Баркера, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Э. Бейверсток, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Р. Эскарпи, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru К. Мигоня, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru П. Кэрвена, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Дж. Кремера, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Л. Шацкина, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Дж. Хьюнефельда, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Дж. Хэджкока, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru У. Эко, Введение в дисциплину. Источники изучения - student2.ru Р. Эстиваля, а также переведенные автором данного исследования на русский язык коллективные монографии американских специалистов книжного дела «Книгоиздательский бизнес» (М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1993) и «Книжный маркетинг» (М.: Терра, 1996).

Кроме того, в работе использованы многочисленные отечественные и зарубежные периодические издания книговедческой проблематики, материалы интернет-сайтов различных организаций, отчеты о НИР, выполненных научными учреждениями отрасли, в том числе Российской книжной палатой, материалы СИФ НИЦ «Информпечать» РКП.

Наши рекомендации