Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Хотя социальное искусство есть не что иное,

как то самое управление... однако же наш

социальный синтез будет не полон, если мы

не подвергнем социальному исследованию

существующий характер этого искусства,

как продукта соединения социального

сознания, воли и интеллекта.

Л. Уорд

Тема 7. Понятие социально-гуманитарной технологии управления, ее элементы

Под технологией, как известно, понимается совокупность методов воздействия орудиями труда на различные свойства предмета труда. При этом технологический процесс расчленяется на элементы – операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда и работников и охватывающие все действия работников по обработке предмета труда одного вида, на одном рабочем месте и в определенное рабочее время1. Реализация той или иной технологии предполагает управляющее воздействие орудиями труда на различные свойства предмета труда. Понимая всю относительность аналогии понятий технологии в управлении производством в целом и людьми, все же попытаемся подойти к содержанию технологии применительно к управлению через гуманитарные средства воздействия на человека как главный ресурс с целью роста результативности деятельности организации в целом. Выделяются три главные области развития человеческого потенциала: организация, социальные группы, отдельные работники (рис. 7.1)2.

Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - student2.ru Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - student2.ru

Рис. 7.1. Три главные области развития человеческого потенциала

При этом в каждой из названных областей для нас важно выявить такие средства развития человеческого потенциала, которые в наибольшей степени основывались бы на его социально-психологической, а не физиологической природе.

В связи с этим возникает необходимость определить те средства воздействия на человека, которые в своей совокупности и составляют гуманитарную технологию, т.е. процесс управления людьми. Для этого нужно знать, от чего зависит поведение человека, чем он руководствуется в своих поступках в процессе своей трудовой деятельности в организации. Конечно, с давних пор известно, что источником и мыслей, и поступков человека являются его потребности. При этом совсем не обязательно, чтобы всякое действие человека удовлетворяло его потребности. Между потребностью и поведением – целая серия опосредствующих звеньев (осознание потребностей, в том числе и через воспитание, интересы, цели, ценности и т.п.), которые при определенных условиях становятся мотивом поведения человека. Мотив воплощается в решение действовать, а решение – в само действие. При этом чрезвычайно важную роль играет социальная среда, так как она порождает сами потребности. С изменением среды изменяется и личность, ее потребности и интересы. Учет всех этих факторов в их взаимосвязи и взаимозависимости является необходимым условием эффективного управления организацией. Кроме того, как уже отмечалось, трудовой коллектив неоднороден по структуре. У каждой социальной группы своя система ценностей, свои приоритеты в реализации даже одних и тех же потребностей. Очень важно умело сопрягать эти различные интересы, направлять усилия всех на реализацию общих приоритетов организации. При этом следует стремиться не к поддерживающей, а к упреждающей технологии воздействия на людей для достижения более высокого общего результата.

С учетом всего сказанного главной функциейуправления как гуманитарной технологии должно быть конструирование трудового коллектива, а основными элементами этой технологии – такие действия, как:

· кадровая политика;

· обеспечение роста квалификации и социальной мобильности сотрудников;

· мотивация работников;

· их стимулирование;

· развитие коммуникаций и обратной связи;

· управление конфликтами.

Наши рекомендации