Информатизация бизнеса и ее влияние на методологию работы менеджера

Учебное пособие учебной ДИСЦИПЛИНЫ

Информационные технологии в профессиональной деятельности (1) Для направления/ профиля подготовки: 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ
Кафедра: Прикладной информатики в экономике
  Аббревиатура ПИЭ

Разработчик:к.э.н., Ярошенко Е.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Информационные технологии в современной экономике. 3

1.1. Информатизация бизнеса и ее влияние на методологию работы менеджера. 3

1.2. Понятие информационных систем и технологий. 6

1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды.. 11

1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий. 16

2. Информационные технологии в управлении организацией. 21

2.1 Понятие управления экономическими объектами. 21

2.2 Организация бизнес-процессов. 24

2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами. 29

2.5 Функциональный и Процессный подход в управлении. 32

3. Информационные технологии оценки внешней и внутренней среды организации 35

3.1 Внешняя и внутренняя среда организации. 35

3.1.1 Методы анализа внешней микросреды организации. 37

3.1.2 Методы анализа внешней макросреды организации. 42

3.1.3 Методы анализа внутренней среды организации. 44

3.1.4 Методы анализа внешней и внутренней макросреды организации. SWOT анализ. 47

4. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности. 48

4.1 Экономическая информация и средства ее описания. 48

4.2 Электронный документ и электронная подпись. 53

4.2 Системы электронного документооборота. 56

Информационные технологии в современной экономике

Информатизация бизнеса и ее влияние на методологию работы менеджера

Невозможно переоценить влияние информационных технологий на формирование профессиональных качеств современного менеджера. Современная бизнес-среда характеризуется активным внедрением новейших производственных и информационных технологий в управлении организацией. Успех бизнеса во многом зависит от уровня владения этими технологиями персоналом компании. Какие же новые требования к знаниям и компетенциям менеджера предъявляет современная бизнес-среда?

Компании ежедневно приходится собирать, хранить, обрабатывать и своевременно анализировать информацию. За последние годы количество открытий и изобретений, каждое из которых является основой для создания нескольких новых, увеличилось в несколько сотен раз по сравнению с предыдущей сотней тысяч лет. Роль информации стала кардинальным образом меняться, начиная с середины XX века. Период времени от получения первых результатов исследований до момента промышленного производства продукта или внедрения в производство новой технологии существенно сократился. В том числе и это явилось причиной ускорения темпов технического прогресса. Постепенно информация стала стратегическим продуктом. Ее сегодня даже ставят в один ряд с такими фундаментальными понятиями, как вещество и энергия.

Информационным ресурсам стали уделять особое внимание, информационная деятельность в компании стала одной из важнейших. Информационными, а не материальными и финансовыми ресурсами стала определяться и мощь экономики государства.

Ежегодно в мире публикуется миллионы научных книг и статей, ежечасно регистрируются сотни изобретений, ежеминутно предлагается новое техническое решение. Ежегодно и на предприятиях количество информации значительно увеличивается, иногда более, чем вдвое. Такие темпы роста генерируемой информации затрудняют принятие оптимального управленческого решения. Потоки информации стали значительно опережать физические возможности человека по ее переработке и эффективному использованию.

Невозможность охватить все публикации в мире при таком обилие информационных источников, большое количество избыточной и дублируемой информации, нарушение ее целостности и достоверности еще более усложняют существующее положение. Зачастую значительная доля генерируемой информации остается незамеченной. Поэтому применение принципиально новых методов и средств обработки информации, оперирующих большими ее объемами в реальном времени жизненно необходимо бизнесу.

В развитых странах мира сегодня происходит переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов. Этому активно способствует информатизация общества. По определению Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г., информатизация представляет собой "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов" [1].

Информатизация общества- этокомплекс мер, которые предпринимает, в первую очередь, государство, обеспечивая свободный доступ каждому человеку к любым источникам информации за счет активного использования информационных технологий и средств автоматизации производства. Информатизация стимулирует общество к социально - экономическим изменениям, к поиску новых идей. Это процесс создания условий по удовлетворению информационных потребностей людей, компаний, общества. Информатизация значительно повышает их информационный потенциал.

Информационное общество по праву называют новой фазой эволюционного развития общества, следующим этапом развития постиндустриального общества. В таком обществе большинство трудового населения страны занято обработкой, хранением, передачей, производством информации и знаний. Развитие общества зависит от развития информатизации напрямую.

«Информационное общество для всех = Информационное общество для каждого человека». Множество научных исследований посвящено изучению возможностей и проблем личности в таком обществе. К позитивным последствиям влияния на личность информационного общества можно отнести не только расширение возможностей человека по доступу к информации и появление свободы выбора, но и формирование у него ответственности за принятие решений. Однако необходимо анализировать и негативные проявления информатизации. Их немало. Человек становится зависим от всевозможных электронных устройств, конфиденциальной информацией о нём возможно манипулировать без его разрешения. Зависим он и от общения в виртуальных средах и социальных сообществах.

Процессы информатизации охватывают не только общество, но и все отрасли экономики. Информатизация приносит значительный экономический эффект. Революционные изменения современного бизнеса привели к необходимости его информатизации в организациях, компаниях, на предприятиях.

Информатизация бизнесапредусматривает изучение собственных информационных ресурсов и потребностей в них и активное использование информационных технологий и систем в управлении бизнес-процессами компании. Информационная инфраструктура предприятия обеспечивает персоналу, клиентам, поставщикам доступ к своим информационным деловым ресурсам через современные системы связи. Информационные технологии и в особенности Интернет технологии являются сегодня одними из основных средств повышения эффективности работы менеджера, а также инструментом формирования наилучшего управленческого решения.

Влияние информатизации бизнеса компании на методологию работы менеджера невозможно переоценить. С каждым днем сотрудники компаний тратят на поиск и анализ информации, на ввод данных, их корректировку и обработку всё большее количество времени. Менеджер, работа которого связана, прежде всего, с обработкой информации и принятием на ее основе решения, заинтересован в оптимизации своего труда более других. Сотрудники должны уметь грамотно работать с источниками деловой, коммерческой, финансовой, научно-технической информации, качественно определять свои информационные потребности, оценивать стоимость получения информации.

Наиболее массовой разновидностью информации является экономическая информация. Экономическая информация предприятия, зафиксированная в бумажных и электронных документах и хранящаяся в базах данных, библиотеках, архивах, информационных хранилищах, а также в информационных системах представляет собой важнейший информационный ресурс предприятия. От умения работать с информационными ресурсами, осуществлять поиск необходимого в Интернете, в профессиональных базах, через специализированные агентства зависит качество принятия управленческого решения. Бизнес-информация качественна, если она достоверна и не искажает настоящего положения дел в компании; адекватна и соответствует реальности; ценна и полезна для компании; является полной для принятия решения менеджерам всех уровней; получена оперативно. Руководство компаний все чаще признает информационную деятельность самой важной.

Предприятия и организации на поддержание современной информационной структуры, на развитие информационной системы и внедрение новых информационных технологий постоянно выделяют немалые финансовые средства. Ожидаемую отдачу от такого рода инвестиций необходимо точно просчитывать, т.к. использование информационных технологий в качестве инструментов ведения бизнеса при формировании современной инфраструктуры компании не всегда однозначно приносит только положительных эффект. Информатизация собственного бизнеса – это большой риск для предприятия. В случае сбоя или выхода из строя информационной системы, утечки информации, организованной атаки пострадает весь бизнес. Поэтому методам оценки эффективности вложений в информационные технологии следует уделять самое важное внимание.

Объектами информатизации в компании становится вся жизнедеятельность компании, все бизнес-процессы, протекающие в ней. Определение информационных потребностей, умение обрабатывать, обобщать, анализировать информацию – вот то, что должен уметь современный менеджер. Что может помочь ему в этом? Информационные технологии и системы.

Наши рекомендации