Информационное противоборство в конфликте

Принцип социальной, групповой и личностной прагматичности.

Принцип определяет одновременное удовлетворение потребностей общества и потребителя через достижение назначения заказывающей коммуникативно-предметное поле организации. Это становится возможным на основании концепции “использование и

удовлетворение” и вводимого нами принципа мифоцентрированности. Выделяются две основные парадигмы исследования массовой коммуникации. Медиацентрированная парадигма основное внимание уделяет проблеме воздействия канала массовой коммуникации на потребителя, на подчинение человека силе воздействия

массовой коммуникации. В Человекоцентрированной парадигме главный упор делается на потребителе

массовой коммуникации, его потребностях. Воздействия информационного потока на потребителя информации через средства

массовой коммуникации основывается на том, что его определённые поступки и рассуждения связываются якобы с одними потребностями, но на самом деле за ним стоят другие потребности, которые и управляют потребителем. Мотив такой смещённой потребности называют мифом. А систему постоянно употребляемых в данном обществе мифов – мифологией. Вид мифологии зависит и от того, к какой части общества принадлежит человек. Каким стилем жизни он живёт. Сюда накладываются культурные традиции, воспитание и т. д. Мифологию потребителей современного информационного технического общества называют Мифологией Технического общества или Т-Мифологией. Кроме таких Потребностных Мифологий мы выделили Мифологические Аргументации. Это искажение структуры и смысла сообщений относительно некоторых проблем и путей разрешения.

Мифологическая Аргументации приписывают приёмы аргументации через эмоционально-образные решения, стереотипы, не осознаваемые человеком. Теория Аргументации ( Ф. Еемерен, Р. Гротенхорсти, 1992 ) для области рационально-логических аргументов имеет общие точки соприкосновения с Мифологическими Аргументациями. Принцип мифоцентрированности сообщения означает, что потребитель действительно активно выбирает сообщения средств массовой коммуникации, но удовлетворяющие не его потребности, а его Мифы. Мифы же вытекают из системы ценностей общества и группы, к которым принадлежит потребитель. Удовлетворение мифов потребителя совсем необязательно ведёт к удовлетворению некоторых его потребностей, оно только обещает это удовлетворение.

Через принцип мифоцентрированности снимается противоречие между медиаориентированной и человекоцентрированной парадигмой исследований. Иными

словами это означает снятие противоречия между системами проектирования массовых коммуникаций, ориентированных на общество и системами проектирования, ориентированными на потребителя, что весьма важно.

Принцип мифоцентрированности имеет значение для понимания места массовых коммуникаций в современном мире, так как отмечается: “ всё большая значимость не только в духовно-практическом, но и в социально- политическом и экономическом планах мифологического знания, понимаемого как образно-эмоциональный уровень духовно-практического освоения мира в его целостности, выступающего как необходимое общественно- индивидуальное состояние системы “мир – человек – люди – мир”... становление желаемого-необходимого мира требует опережающего формирования мифологического уровня знания общества...”

( Г. Петруша, 1993). Важно отметить наличие этого принципа мифологии в общественном сознании:

“Советский рекламный плакат появился одновременно с политическим плакатом и... был его продолжением, его представителем в сфере экономической борьбы. Средствами рекламы решались две важнейшие задачи: нужно было привлечь покупателей в государственные магазины и лавки – это во-первых, а, во-вторых, нужно было укрепить доверие к товарам, выпускаемым советскими предприятиями”

( А. Тарханов, 1994 ) В последнем случае методология принципа “социальной, групповой и личной прагматичности” позволяет констатировать третью важнейшую задачу советского рекламного плаката – стабилизировать людей, придать им чувство устойчивости в жизни

и уверенности в то непростое время.

Т-мифология. В средствах массовой информации под современным мифом чаще всего понимают

структуру и смысл сообщения, злонамеренно искажающего суть некоторой проблемы и пути её разрешения. Очевидно, можно выделить как такие мифы, граничащие с простым обманом, так и мифы, определяемые как некоторые объективно обусловленные в потребительском обществе идеи. Эти идеи изменяют мировоззрение, пути удовлетворения потребностей человека. Для систематического описания мифов важным является описание потребностей человека, так или иначе выделяемых различными авторами. Потребности человека.

• В пище, дыхании, движении, отдыхе ( физиологические потребности ). • В безопасности, уверенности, положительной самооценке ( экзистенциальные

потребности ).

• В слиянии с каким-либо существом. • В творчестве. • В познании, освоении мира. • В проявлении воли.

• В мировоззрении. Непротиворечивая картинка мира, идентификация ( пол, личность, общество, род, культура ), поиск объекта уподобления, преклонения, система ценностей, программа проживания.

• В сверхсмысле. От мировоззрения человека в значительной степени зависят пути удовлетворения

потребностей. Языки, знаковые системы, которыми владеет человек определяют его видение мира. Предъявление изображений, обладающих некоторыми формальными элементами – инвариантами ( Дж. Гибсон, 1988 ), их организация и динамика способны воздействовать на человека и корректировать его мировоззрение.

Потребности мифологии. 1. Волшебность ( искажает и эксплуатирует потребность в сверхсмысле):

• усиление: данная мифология обещает каждому чудесное усиление своих ресурсов, которое связывается с обладанием неким предметом;

• антропоморфность (искажает и эксплуатирует потребность в познании, освоении мира ): мифология эксплуатирует особенность нашего мышления, одушевляющего объекты окружающего мира и заставляющую ждать этого одушевления;

• тотемичность ( искажает и эксплуатирует потребности в познании, освоении мира и мировоззрении ); мифология придаёт объектам статус загадочных и могущественных существ, перед которыми недолго и оробеть, но владение ими так приятно...;

• загадочность;

• символичность: эта мифология склонна придавать объектам значение символов успеха.

2. Псевдоэкзистенциальность ( искажает и эксплуатирует потребность в безопасности): • ложные смыслы жизни: смысл жизни декларируется в следовании некоторым

условным действиям ( следование моде, накопление денег и т. д. ); • замена процесса обладанием ( псевдосчастье ); • бегство от действительности ( развлечения, гиперинформированность, трансы ); • стремление отгородиться: при применении этой мифологии Вас будут стараться

убедить, что совершение некоторой последовательности действий, владение некоторыми объектами даст Вам покой и безопасность.

3. Ложное слияние ( искажается и эксплуатируется потребность в слиянии с каким-либо существом ). В отличии от З. Фрейда , Э. Фромм разделял Эрос на физиологическую, эротическую потребность и глубинное стремление к духовному слиянию с каким-либо объектом / субъектом. Данная мифология и предлагает подобное слияние.

4. Ложное творчество ( искажается и эксплуатируется потребность в творчестве ). Вместо действительного творчества данная мифология обещает его имитацию.

5. Качественные искажения информации ( искажается и эксплуатируется потребность в познании, освоении мира ). В этой мифологии под формальными признаками беспристрастного информирования скрываются глубинные структурные искажения ситуации. Например, анекдот про соревнование двух бегунов ( советского и американского ) – ТАСС сообщает: “Наш бегун пришёл вторым, а американец предпоследним”.

6. Замена деятельности наблюдением ( Искажается потребность в познании мира ). Потребителя информации можно обездвижить неким периодическим и развивающимся действием. Например, передачи по TV – футбол, хоккей, новости.

7. Ложные препятствия, опасность ( эксплуатируется потребность в проявлении воли ). Внушается мысль, что обладание данным объектом требует силы воли, мужества, так как оно опасно или опасен путь его получения.

8. Искажения мировоззрения ( эксплуатация потребности в мировоззрении ): • принудительное означивание: объект “смыкают” в Вашем сознании с некоторыми

хорошо известными и значимыми; • ложная аффилиация через маркеры ( самоприсоединение к группе ): данная

мифология предлагает объект – маркер принадлежности к группе; • ложная аффилиация через врагов: эта мифология использует второй механизм

объединения-аффилиации – сплачивание против окружающего антагониста – мрака; • фаллологоцентрация: складывается из двух понятий: логоцентрации – особенности европейского мышления из двух составляющих бинарной оппозиции ( “чёрное – белое”, “ добро – зло”, “день – ночь”, верх – низ” и т. д. ) одну выделять положительным значением, а вторую – отрицательным значением и рассматривать как дополнительную; и фаллоцентрации – в оппозиции “мужчина – женщина” первый наделяется

главенствующим положительным значением; • ложные стереотипы, роли, сценарии поведения: нет ложных сценариев жизни –

каждый живёт так, как может.

Наши рекомендации