Семантика цветов в нвк

Большое значение в НВК имеют цвета одежды, предметов, помещений, их семантика и эстетика. Правильный подбор цветов и их сочетаний является фактором успеха в бизнесе. Семантику(значение) цвета сегодня широко используют в имиджмейкерстве, в производстве товаров, оформлении магазинов, в рекламе, брендинге, в организации презентаций, в корпоративных коммуникациях – в создании фирменного стиля и специальных событий, в логотипах, в компьютерном дизайне, дресс-коде (dress-code). Знание символического значения цветов необходимо как в межкультурной коммуникации, так и в перформансной (от англ. performance – представление, спектакль) коммуникации, основанной на ритуалах.

Воздействие цвета и его семантика могут вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффекты. Физика цвета изучает его ощущение. Психофизика цвета изучает его восприятие человеком. Психология цвета изучает его воздействие на поведение человека. История изучения цвета связана с именами физиков И. Ньютона, Г. Гельмгольца, М.В. Ломоносова, философа и писателя И.В. Гёте, художников Леонардо да Винчи, В.В. Кандинского, П.Н. Филонова, А. Мухи, М.К. Чюрлениса, с именами многих психологов, искусствоведов, модельеров, стилистов, дизайнеров.

Физики установили, что существует четыре основных хроматических цвета (они содержат цветовой фон): красный, желтый, зеленый, синий. Черный и белый цвета – ахроматические цвета (они не содержат цвета), а голубой, коричневый, серый, оранжевый, фиолетовый – это смесь основных, или дополнительные цвета. Хроматический круг содержит расположение цветов, соответствующее спектру радуги. Психологи, художники и стилисты доказали, что наиболее гармонично сочетаются контрастные противоположные пары основных хроматических цветов: красный с зеленым и синий с желтым (и с соответствующими их оттенками). Красный цвет усиливает осязание, голубой – слух, зеленый – зрение, что учитывается при цветолечении и даже в производстве кондитерских изделий; так, красный цвет усиливает сладкий вкус, желтый и особенно зеленый – кислый. Психологическое воздействие цвета двояко: первичное, влияющее на сознание, и вторичное, влияющее на подсознание и воздействующее через ассоциации. Так, черный цвет на сознательном уровне ассоциируется со страхом, тайной, а на бессознательном – с тьмой, концом. Семантическое поле белого цвета связано со светом и началом, чистотой, покоем, ясностью, радостью. Синий цвет усиливает дистанцию между партнерами, символизирует ответственность и авторитет, серый цвет – нейтральный. Вот почему цвет делового костюма – синий, а студенты зачастую приходят на экзамен в одежде серых оттенков.

Семантика цветов связана с культурными традициями. Черный с белым и золото с серебром в западной культуре – это цвета изысканности, вкуса и престижа. В азиатстких мусульманских странах, где преобладают пустыня и горы и мало водоемов, мечети имеют голубой (красивый) цвет. В русской деревне на равнинной территории с преобладанием лесов яркий красный цвет символизировал красивый цвет. В России свадебное платье невесты – белое, а в Китае – красное. В большинстве азиатских стран цвет траура – белый, на Западе – черный, в Бразилии – пурпурно-фиолетовый, в Мексике – желтый. В арабском языке существует много отдельных слов, отражающих оттенки желтого цвета песка пустыни. Пурпурный цвет был «королевским», а реклама элитных товаров обязательно содержит оттенки фиолетового цвета. Цвет одежды указывает на социальную дифференциацию (статус, возраст, социальную значимость). Принято считать, что элегантности, престижности и ухоженности противопоказана очень пестрая и неопрятная одежда.

Швейцарский психолог Макс Люшер выделил четыре основных типа цветового поведения, каждый из которых включает две стороны: поведение человека, каким бы он хотел себя видеть (роль-идол) и защитное поведение, с помощью которого человек хотел бы избавиться от страха оказаться не соответствующим своему идеалу (роль-защита). Основными целями цветовых типов поведения являются: для синего – успокоение, удовлетворение, спокойствие, устойчивость, гармония, одурманивание; для зеленого – уверенность, ощущение значимости, престиж, самоуправление; для красного – покорение, овладение, влияние, жажда успеха, потребность активно действовать; для желтого – независимость, беззаботность, потребность в перспективе, освобождение от ограничений, надежда на лучшее (Люшер М.Цвет Вашего характера. М., 1996; Бресте Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000. С. 8, 20, 21, 24, 26, 34, 52, 57, 67). Существует целая таблица цветов и их воздействия на нашу психику, что успешно используется в рекламе и связях с общественностью, в дизайне фирменных цветов и упаковке товаров. Так, синий цвет подчеркивает дистанцию и подсознательно поднимает авторитет, статус носителя цвета, считается корпоративным. Такие цвета, как фиолетовый, лиловый, пурпурный, несут достаточно тяжелый оттенок и вызывают угнетающие эмоции. Наилучшее сочетание восприятия рекламы в зависимости от цвета текста и цвета фона – это синий на белом, черный на желтом, зеленый на белом, черный на белом, желтый на черном, белый на черном; наихудшие – желтый на красном, белый на красном, желтый на коричневом, белый на коричневом (Николайшвипи Г.Г.Социальная реклама. М.. 2008. С. 103).

Знание значений сигналов НВК способствует не только оптимальной самопрезентации, но эффективному общению в повседневных, корпоративных, деловых и межкультурных коммуникациях. Полезными практическими рекомендациями для самоконтроля по отношению к собственному невербальному поведению является «проверка языка тела» при общении с партнерами, что предполагает ответ на вопросы: как я использую улыбку? стою ли я прямо? есть ли у меня контакт глазами? не выгляжу ли я нервным? как я использую руки? как я вхожу в комнату? стою ли я близко (далеко) от собеседника? дотрагиваюсь ли я до человека, когда я говорю с ним? во что я одет (одета) в той или иной ситуации, и какое воздействие на партнера по общению имеет цвет моей одежды (Почепцов Г.Г.Теория и практика коммуникации. М., 1998)?

Наши рекомендации