Некоммерческая деятельность
Некоммерческой (нонпрофитной) организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Их деятельность в РФ регулируется федеральным законом "О некоммерческих организациях", приятым Госдумой 08.12.1995г. НКО фактически выполняют функцию социальных посредников-реализаторов социальных идей и программ. Они действуют как бы между государством и коммерческими фирмами.
Деятельность НКО - чрезвычайно интенсивно развивающаяся область современного бизнеса и менеджмента. Уже сформировалась и претендует на обобщающий характер технология некоммерческого (нонпрофитного) маркетинга и менеджмента в целом. Фактически речь идет о становлении и развитии отрасли социального бизнеса, задачами которой являются: (1.) распространение соответствующих идей (с помощью учреждения премий, организации деловых завтраков, обедов и т.д., через средства массовой информации); (2.) формирование и ведение информационных баз данных и создание соответствующей службы подбора социальных партнеров; (3.) информация и распространение опыта благотворительности и социального сотрудничества.
НКО выполняют ряд важнейших социально-экономических функций:
- Защищают интересы конкретных социальных групп и слоев: профессиональных групп и национально-этнических меньшинств, ветеранов и молодежи, потребителей и деловых кругов, религиозных сообществ и экологических движений.
- Лоббируют эти интересы в органах государственной власти.
- Осуществляют социальнозначимую деятельность, не реализуемую на коммерческой основе.
- Привлекают средства на подобные виды деятельности;
- Обеспечивают социальные коммуникации: партнерство, PR, рекламу.
Органы власти и бизнес чрезвычайно заинтересованы в развитии НКО. Это связано с тем, что НКО:
- Создают локальные постоянные источники финансирования социальных проектов и программ, которые аккумулируются из различных источников;
- Задают систему прозрачного финансирования социально-значимых видов деятельности;
- Устраняют питательную среду для “профессиональных просителей”, вымогающих социальную помощь, - с одной стороны, и коррупции – с другой;
- Содействуют развитию местных инициатив, росту социальной активности;
- Облегчают бизнесу планирование и осуществление спонсорской и благотворительной деятельности;
- Обеспечивают переход от отношений “проситель-дающий” к полноценному социальному партнерству.
Формами социального партнерства являются:
- Информационные обмены;
- Благотворительные акции;
- Организационная поддержка: оплата, консультирование, предоставление оборудования, помещений;
- Государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;
- Гранты, финансируемые на конкурсной основе;
- Совместные проекты.
НКО как профессионально-коллегиальные партнерские отношения в добровольных ассоциациях, союзах, творческих союзах, клубах и т.д. создают дополнительные возможности социальных контактов, личностной и групповой идентификации, самореализации, политического и личностного влияния. Будучи основанными на отношениях дружбы, доверия, взаимной приязни, они создают ответственные сообщества – менее формализованные и иерархичные, чем государственные или коммерческие структуры.
Мнения и опыт По мнению ряда авторитетных специалистов по менеджменту (П.Друкер, А.Якимец) в XXI веке сектор роста развитого общества связан отнюдь не с коммерческой сферой (бизнесом). Уже в ХХ веке в развитых странах бизнесе как сфере деловой активности участвовало на порядки меньше трудоспособного населения, чем 100 лет назад. А еще ранее практически все зарабатывали себе на жизнь сами (земледелием, охотой, собирательством). В ХХ веке сектор роста оказался связанным с некоммерческой деятельностью: государственный сектор, здравоохранение, образование, культура.
Не стоит забывать, что начало практического применения теории менеджмента началось именно с некоммерческой деятельности – в общественных организациях и государственных органах. Ф.Ч.Тейлор в своем докладе на конференции 1912 года в качестве примера использования “научного менеджмента” приводил не предприятия, а клинику Мейо. Более того, первым осознанным и целенаправленным применением тейлоровских “принципов менеджмента” стала реорганизация армии США при Т.Рузвельте в 1901 году, а самое известное применение “НОТ” Тейлора – тоже некоммерческая сфера – Уотертаунский арсенал армии США, т.е. госучреждение. Даже первая должность, соответствующая термину “менеджер” в современном понимании тоже появилась не в бизнесе: это был “управляющий городом” - американское новшество начала ХХ века. Первый конгресс по менеджменту (Прага, 1922 г.) организовали не бизнесмены, а министр торговли США Г.К.Гувер и историк-президент Чехословакии Т.Масарик.
НКО в России могут существовать в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), государственной корпорации, общественной организации и др.
Учреждение.Значительную часть НКО составляют государственные учреждения (культуры, образования, науки). Особенность учреждения состоит в том, что оно не является собственником своего имущества и владеет им на праве оперативного управления. Собственником имущества выступает учредитель (государство, профсоюзы и т.д.), который контролирует сохранность переданного учреждению имущества. Учреждение не имеет право совершать какие-либо операции с данным имуществом без согласования с собственником. Учредитель в свою очередь обязан в полном или частичном объеме финансировать деятельность учреждения (государственные учреждения культуры финансируются из соответствующих бюджетов). Кроме того, учредитель несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения (в случае неуплаты долгов, кредиторы имеют право предъявить счета учредителю учреждения).
Фонд.Фонд может учреждаться физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для некоммерческих целей. В отличие от учреждения, которое владеет имуществом на правах оперативного управления и не несет полную ответственность по своим долгам, фонд является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам. Фонд имеет право активно заниматься предпринимательской деятельностью и выступает в большинстве случаев как финансовый институт (размещает средства на счетах банков, страховых компаний, в ценные бумаги). Обязательным органом управления фонда является попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, расходованием финансовых средств.
Автономная некоммерческая организация.Автономная НКО создается так же, как и фонд, физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Однако автономная НКО специализируется исключительно на предоставлении услуг в области образования, культуры, науки и т.д. Автономная НКО может оказывать как некоммерческие, так и предпринимательские услуги, которые на практике подчас сложно разграничить.
Некоммерческое партнерство.Некоммерческое партнерство создается физическими и юридическими лицами для содействия входящим в него членам в деятельности, направленной на достижение общественных благ. Финансовой базой некоммерческого партнерства являются первоначальные взносы учредителей, регулярные членские взносы и доходы от предпринимательской деятельности. В ответ на членские взносы члены получают право на пользование услугами некоммерческого партнерства.
Ассоциация (союз).Ассоциации (союзы) являются объединениями юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих. Коммерческие организации создают такие объединения для координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие организации могут учреждать ассоциации (союзы) также для защиты общих имущественных интересов и различных некоммерческих целей. Имущество ассоциации формируется за счет взносов учредителей и регулярных членских взносов.
Характерным признаком ассоциаций (союзов), в отличие от других форм НКО, является запрет на ведение предпринимательской деятельности. В противном случае ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.
Государственная корпорация.Государственная корпорация учреждается Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления различных общественно-полезных функций. В отличие от государственного учреждения, государственная корпорация является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Общественная организация.Общественная организация создается гражданами в добровольном порядке для защиты общих интересов и достижения совместных целей. Общественная организация может регистрироваться и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Источниками формирования имущества общественной организации являются взносы учредителей, членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности (если общественная организация имеет права юридического лица).
Достоинством НКО является гибкость и пластичность их функциональной структуры. Зачастую НКО создаются для решения временных задач, в их деятельности широко привлекается труд добровольцев, они используют различные источники финансирования.
НКО ведут специфический бизнес (у них своя конкуренция, рынки, их сегментацию, сбыт, продвижение, включая рекламу, критерии эффективности). Поэтому они нуждаются в специфическом менеджменте, включая маркетинг. Менеджмент НКО сочетает в себе как традиционный менеджмент коммерческой деятельности, так и некоммерческую деятельность с доминирующей ролью последней.
Особенностями менеджмента некоммерческих организаций являются:
Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель - прибыль, то в некоммерческой деятельности это реализация социальной идеи (программы), что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсоров, доноров в необходимости услуг некоммерческой организации.
Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, имеющие социальное (и лишь косвенно - экономическое) значение. Продукт некоммерческой деятельности - социальная услуга - обычно связан с очень узким потребительским сегментом и деятельностью, не приносящей прибыль, а значит - которой не занимаются коммерческие фирмы. Поэтому некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании. Товар некоммерческой деятельности - узкий ассортимент социальных услуг, причем быстро обновляемых и, что немаловажно, тесно связанных с мотивациями (убеждениями, интересами и т.п.) персонала некоммерческих организаций.
Цены. Социальные услуги НКО обычно предоставляются или полностью бесплатно, или ниже рыночной стоимости, или даже ниже себестоимости. Основу цены образуют издержки на оказание услуги, покрываемые или за счет дотаций (бюджетных, спонсорских, донорских) или (возможно - частично) от собственной коммерческой деятельности.
Двоякость рынка. Главная специфика некоммерческой деятельности - в "расщепленности" их рынков (о которой говорилось ранее) и необходимости установления соответствия и гармонии их частей.
Реализация. В некоммерческой деятельности особую роль играет доступ в секторы и места, недоступные коммерческим фирмам, в т.ч. за счет использования в распространении части услуг бесплатной добровольной помощи или поддержки государственных организаций.
Продвижение в некоммерческой деятельности специфично, так как тесно связано с реноме идеи и некоммерческой организации, большей зависимостью от государственной политики и давления, общественного мнения. Следовательно, в менеджменте некоммерческих организаций более широко использует методы public relations, сотрудничество со средствами массовой информации. С другой стороны, широкое применение находят пропаганда услуг и своеобразное стимулирование спроса с
помощью специальных акций, презентаций и т.п. Во всяком случае доля традиционной коммерческой рекламы в некоммерческой деятельности незначительна и часто рекламируются не услуги, а организации.
Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности деятельности и ее результатов.
Особую роль в некоммерческой деятельности и поддержке социально-культурной сферы являются фонды. Существуют три основных вида фондов: фонды корпораций; фонды сообществ, действующих в рамках определенного региона; независимые фонды, получающие помощь, средства от одного или нескольких юридических и физических лиц.
Фонды и другие организации - социальные посредники, разрабатывают политику участия фирм в социальном сотрудничестве, определяют возможные приоритеты такого сотрудничества и благотворительности, организуют лоббирование соответствующих проектов и программ, а главное - обеспечивают профессионализм и высокий стандарт организации этой деятельности. Эта работа требует затрат, и обычно около 10 % суммы проекта или программы благотворительности или сотрудничества идет фонду или другой организации - социальному посреднику.
Создание и деятельность фонда имеет ряд выгод:
- это оказывает существенное влияние на снижение налогообложения компаний или лиц, образовавших фонд;
- возникает возможность аккумулирования средств, получаемых из различных источников, и отдавать их в управление лицам, профессионально компетентным в соответствующей области;
- компетентность и профессионализм в финансовых и правовых вопросах: чаще всего, фонды не просто дают деньги, а работают совместно с объектом помощи над выработкой совместного плана дальнейших действий.
Мнения и опыт. Показательна в этом плане благотворительная деятельность крупнейшего финансиста Дж.Сороса, вкладывающего немалую часть своего капиала в развитие науки, образования и культуры стран Восточной Европы и бывшего СССР. Помимо личностной (уроженец Венгрии) и идейной (развитие идей своего учителя К.Поппера о развитии демократии как “открытого общества”), в его мотивации можно увидеть и чисто экономический интерес – вложение средств в регионы с перспективными рынками. Но главные причины, все-таки, социально-культурные. Средства, выделенные на науку и образование в России, возвращаются сторицей – не деньгами, а научными достижениями, успехами профессоров и студентов. Если в США, для того, чтобы оставить заметный след на поле благотворительности, надо вкладывать миллиарды, то в странах с благотворительностью развитой слабо, тот же результат можно получить гораздо меньшими деньгами. Как рассказывала директор Института “Открытое общество” (название Фонда Сороса в России), бюджет, которым она располагает, сопоставим с бюджетом российского Министерства культуры.
Любопытно, как сам Сорос расценивает свою деятельность в России. Во время одного из своих визитов в Россию он говорил: “Я не благотворитель и тем более не меценат. Меценат дает деньги конкретному театру, музею, библиотеке. Моя же цель – преобразование российского общества. И … я готов давать деньги только на те проекты, которые позволяют что-то изменить в этом обществе, делают его более открытым…. Но я не могу поддерживать все, что падает”. Поэтому, начав с поддержки творцов, ученых и педагогов, Институт “Открытое общество” изменил стратегию: теперь ему интереснее не писатели, а читатели, не творцы, а менеджеры, не высокие порывы, а жизнеспособность той или иной институции. Фонд видит себя в качестве инкубатора, выращивающего элементы инфраструктуры нового российского общества, способныек саморазвитию. Причем, особый акцент делается на работе в провинции, в регионах, а не в столице и мегаполисах.
В деятельности российских фондов и других НКО имеются свои проблемы и трудности, иногда являющиеся источником недоверия к их деятельности. Многие жертвователи уверены, что на 80-90% их деньги или просто прикарманивают, или тратят на поездки и прочие собственные нужды. И такие подозрения зачастую небезосновательны. Кроме того, сказывается возможный дилетантизм работников фонда, слабая материальная база и фактическое отсутствие социального имиджа. Нередки и случаи увлечения фондов распределением средств, в ущерб собственно содержательной стороне дела, увлечение сомнительной коммерцией. И конечно же, сказывается отсутствие культуры контактов, информационных связей, документальной и правовой практики.
И если возможное недоверие легко преодолимо с помощью, например, введения дарителей и их представителей в правление фонда или другой орган управления организации-социального посредника, то низкий уровень организационной компетентности, профессионализма - проблема более серьезная. Не случайно потенциальные благотворители предпочитают иметь дело не с отечественными, а с зарубежными фондами, обеспечивающими именно имидж и высокий стандарт организационной деятельности, более разнообразные формы работы и сотрудничества.
Российские же фонды, к сожалению, до сих пор страдают "детской болезнью" учредительства. Сначала учреждается фонд, а потом начинают думать о возможных источниках средств финансовой и социальной базы его деятельности. Да и в целом практика благотворительности в Российской Федерации достаточно однообразна. В ней доминирует "обязаловка" властей ("помогите нашей районной школе или музыкальному училищу, иначе у вас будут трудности с арендой") и раздача средств. Последнее приносит больше вреда, чем пользы - более эффективной формой благотворительности является программа по решению социальной проблемы. Но это уже требует большего профессионализма и усилий, чем просто раздать подержанные вещи или раздать денежные средства.