Психологический фактор эффективности СМИ: стереотипы массового сознания

Известно, что в деятельности прессы собственно коммуникативной предшествует стадия докоммуникативная, во многом влияющая на исход коммуникативной, а иногда и на сам факт того, состоится ли она. Кроме того, влияет на этот факт и объем предшествующего опыта непосредственного и общения индивида со СМИ.

Иными словами, воздействие массовой информации на сознание людей часто достигается с помощью стереотипов. Однако проблема формирования стереотипов остается одной из самых малоизученных в психологии журналистики.

Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским социологом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где автор аппелирует к одному из важнейших механизмов приспособления человека к большому миру - стереотипу.

В процессе социализации перед потоком массовой информации индивид вырабатывает правила ориентации, понимания ситуации. Как говорит Дьюи, которого цитирует Липпман, «… У человека формируется привычка упрощенного понимания смысла происходящего путем введения: 1) определенности и четкости различия; 2) устойчивости и стабильности смысла в том, что в ином случае является смутным и неопределенным».

Наши восприятия стереотипизированы всей нашей культурой, прошлым опытом, а главное – межличностными коммуникациями, начиная с раннего детства.

В концепции Липпмана стереотип – это «картина в голове», яркое эмоциональное представление о явлении или предмете, которое как бы закладывается в сознание в процессе социализации. По происхождению это – продукт творчества гениев, предаваемый в готовом виде из поколения в поколение. Стереотипы присутствуют во всех областях человеческих знаний. Основная их функция – классифицировать и опосредовать новую информацию, служить ориентиром в поведении.

По мнению Липпмана, в стереотипе фокусируется отношение данной социальной группы к объекту, представляющему для нее большую ценность, и формируется ее представление о своем положении относительно других групп.

Для Липпмана стереотип есть стандарт, организующий единообразное отношение группы к действительности, он выступает в роли связующего звена различных индивидуальных сознаний. Иными словами, стереотип столь же необходим для организации поведения индивида, сколь и для поведения - группы. Кроме того, стереотип выполняет функцию психологической защиты, но, выполняя ее, стереотип иногда искажает действительность.

Идея стереотипа оказала мощное воздействие на теорию массовых коммуникаций. Мысль о том, что пределы эффективности коммуникации находятся в прямой зависимости от степени устойчивости взглядов аудитории, составила суть так называемой гомеостатической модели коммуникации Дж. Клаппера.

По определению известного социолога Б.А.Грушина, стереотип – это устойчивое представление об объекте, управляющее его восприятием и обозначающее в дальнейшем действительность как знакомую или незнакомую. Грушин исходит из того, что функция сознания по отражению действительности осуществляется таким образом, что свойства системы воспринимаются как свойства одной из ее составляющих.

Какими конкретными функциями обладает стереотип в реальной жизни индивида?

Это форма приспособления сознания к той или иной культуре; способ адаптации к нормам без органического вхождения внутрь культуры; возможность чувствовать себя ее носителем; защитная функция – стереотип охраняет индивида от потоков новой информации.

Ряд социопсихологов (Д. Катц, М. Смит, Дж. Брунер, Р.Уайт) используют для описания аналогичных процессов понятие установки - предрасположения индивида давать удовлетворительную или неудовлетворительную оценку какому-либо символу, объекту или аспекту его мира. При этом они выделяют 4 функции установки:

· функция приспособления;

· функция защиты своего «Я»;

· функция выражения ценности;

· функция знания.

Блестяще проиллюстрировала понятие «установка» русский классик А.Н.Островский. В его драме «Гроза» мы находим такую реплику Феклуши: «Говорят, такие страны есть, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной стране сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – Махнут персидский; и суд творят они надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут они ни одного дела рассудить праведно. Такой им уж предел положен. У нас закон праведный, а у них неправедный, что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!»

Феклуша не читала газет, но имела устойчивое мнение о «других» странах и транслировала его в доступных ей средствах коммуникации.

Большинство исследователей едины во мнении, что стереотипы можно «навязывать» через СМИ. При этом формирование стереотипа проходит три этапа, в результате чего сложный объект сводится к схеме и хорошо известным признакам. В книге «Средство для миллионов» Р. О,Хаара называет эти три этапа: первый – «выравнивание», второй – «усиление», третий – «ассимиляция».

Наши рекомендации