Управление бизнес-процессами
Бизнес-процессы обладают большей изменчивостью, чем отдельные функции. Управление бизнес-процессами или как его чаще называют BPM (Business Process Management) представляет собой новый подход, который начал развиваться с начала 2000-х годов, придя на смену концепции реинжиниринга бизнес-процессов, который был особенно популярен в 1990-е.
Управление бизнес-процессами, в отличие от реинжиниринга, предусматривает непрерывный процесс усовершенствования бизнес-процессов компании. Сама концепция бизнес-процесса в BPM по сравнению с эпохой реинжиниринга осталась неизменной, улучшению подвергся только процесс проектирования / разработки / внедрения / эксплуатации. Опыт 1990-х доказал, что радикальный реинжиниринг — это разновидность шоковой терапии и влечет за собой слишком большие риски. Концепция BPM предполагает фокус на взаимодействии как между людьми, так и между системами и техническими средствами.
Чем отличается реинжиниринг бизнес-процессов от управления им?
1. реинжиниринг ориентирован на однократное радикальное преобразование бизнес-процессов компании, а BPM — на непрерывное их усовершенствование.
2. реинжиниринг связан с длительной трудоемкой разработкой прикладного программного обеспечения, а BPM — со специализированным программным обеспечением, предназначенным для непосредственного исполнения бизнес-процессов.
BPM - это управленческая методология. Следует различать BPM как методологию реорганизации / оптимизации бизнес-процессов и программное обеспечение как инструментарий, часто используемый с этой целью. BPM это не программа! Программное обеспечение называют системой управления бизнес-процессами BPMS (Business Process Management System), или BPM-системой. Если на предприятии функционирует BPMS, то управление бизнес-процессами будет проходить быстрее и успешнее. BPMS- этосовременная управленческая система, включающая совокупность средств, методов, программного обеспечения для управления бизнес-процессами.
Но, иногда, ошибочно, для упрощения BPM-системы всё-таки называют просто BPM. Разница тут примерно такая же, как между бухгалтерским учётом (это управленческая методология), и бухгалтерской программой.
Однако сам подход BPM прочно связан с BPMS, технологической составляющей BPM. В настоящее время термины BPM и BPMS применяются равнозначно для общего названия подхода. С этой стороны BPM представляет собой интегрированный набор инструментов, позволяющий моделировать процессы, автоматически их исполнять и контролировать эффективность.
BPM — это способность управлять не просто бизнес-процессами, а динамично перестраивающимися бизнес-процессами. Данная особенность иногда вызывает ложное представление о том, что BPMS является системой управления изменением бизнес-процессов. На деле же BPM-система управляет самими бизнес-процессами, но так, что их схемы удаётся относительно легко изменять.
BPM-системе необходимы визуальные средства, обеспечивающие разработку схем бизнес-процессов. Работа должна быть организована так, чтобы бизнес-аналитик мог самостоятельно, без привлечения программистов, вносить изменения в схему бизнес-процесса. Бизнес-аналитик должен иметь возможность при помощи простой «мышки» передвигать на схеме квадратики, обозначающие бизнес-процессы, связывать их новыми стрелками, перенаправлять имеющиеся стрелки, загружать измененную схему в «движок» (BPM engine) системы. В таком случае работники начинают получать от системы задания уже в соответствии с новой схемой бизнес-процесса. Готовая схема бизнес-процесса загружается в «движок» в виде XML-файла.
Также часто понятие BPM путают с понятием Workflow. Термин Workflow означает «последовательность работ, составляющих процесс», но его принято использовать и для обозначения функции управления потоком работ в традиционных системах документооборота. BPM - это расширение Workflow, т.к. в BPM больше внимания уделяется:
1. автоматически выполняемым шагам бизнес-процесса, т.е. межсистемному взаимодействию.
2. мониторингу бизнес-процессов, т.е. сбору статистики выполнения бизнес-процессов.
BPMS состоит из трех элементов:
1. средство моделирования
2. средство исполнения («движок»)
3. средство мониторинга
Исполнение начинается со схемы бизнес-процесса, которая загружается в «движок», где происходит запуск процесса. Исполнение подразумевает автоматическое прохождение шагов процесса, а так же реализацию контроля. При этом каждый исполнитель, задействованный в функционировании бизнес-процесса, видит требуемое от него задание. Средство мониторинга подразумевает возможность оперативно, в реальном времени, отслеживать прохождение процесса по этапам и исполнителям, а также позволяет формировать отчетность и оценивать результативность и показатели (KPI) процесса.
BPMS не представляет собой отдельную, независимую систему, способную единолично создать информационную инфраструктуру предприятия. С этой точки зрения BPMS – средство интеграции, способное обеспечивать взаимодействие различных корпоративных систем и приложений, и, что особенно важно с точки зрения идеологии BPM, людей, с этими приложениями работающими. Теоретически, BPM-системы должны равно хорошо координировать задачи, выполняемые как людьми (human-to-human flow), так и автоматизированными системами (system-to-system flow). Однако на практике сегодняшние BPM-системы лучше справляются либо с тем, либо с другим.
К основным принципам и эффектам BPM относят способность системы удовлетворять информационные потребности на конкретных рабочих местах, в необходимом объеме и в нужное время, прозрачность и контролируемость процессов, способность быстро и гибко реагировать на изменения, что, в свою очередь, представляет собой одну из предпосылок идеологии BPM.