Определение ассортимента продукции

Ассортимент – состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг на предприятии. Ас политика – политика, суть которой состоит в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции (услуг) с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры, динамики цен и других факторов.

При определении ассортимента компания ориентируется на ряд факторов: принципов, возможностей, ограничений. Совокупность данных факторов и способ их учета при формировании ассортимента и составляют ассортиментную политику.

Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность с одной стороны и достаточную стабильность экономических и маркетинговых показателей (в частности объем продаж), с другой стороны. Достижение максимально возможной рентабельности обеспечивается за счет постоянного мониторинга экономических показателей и своевременного принятия решений по корректировке ассортимента.

Ас политика предполагает решение проблемы выбора номенклатуры производимой продукции и ее оптимизацию. Основная задача ас политики — определение структуры производства в производственном отделении: -выявление соотношений (доли) между новой продукцией, продукцией, требующей усовершенствования и модификации, традиционной продукцией, не требующей усовершенствований, устаревшей продукцией; - установление номенклатуры выпускаемой продукции и планируемых показателей — качественных и количественных; - определение числа моделей и модификаций одной и той же выпускаемой продукции; - определение структуры жизненного цикла по всей номенклатуре выпускаемой продукции и перспектив обновления ассортимента; - определение степени дифференциации продукции и степени технологической общности новых и существующих продуктов.
Ас политика формируется с учетом наличия необходимых ресурсов, уровня техники и технологии производства, возможностей создания нового производства в оптимальные сроки, наличия патентов и секретов производства и их патентной защиты; ожидаемой рентабельности производства и сроков окупаемости инвестиций; наличия управленческих кадров и квалифицированного персонала; степени риска, связанного с сезонностью спроса, конъюнктурой и динамикой цен.

Ас политика направлена на оптимизацию использования технологических знаний и опыта фирмы, оптимизацию финансовых ресурсов с точки зрения рентабельности выпускаемых товаров и затрат на нововведения. Разработка ассортиментной политики требует постоянного внимания к изучению продукта с точки зрения жизненного цикла и принятия своевременных решений относительно внедрения новой продукции, модернизации или усовершенствования традиционных видов продуктов, снятия товара с производства и в то же время продолжения выпуска запасных частей для продукции, находящейся в эксплуатации, с целью обеспечения бесперебойного технического обслуживания.

8. 9. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПРИ НАЛИЧИИ ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ.

Производство и продажа продукции или оказание услуг осуществляются при наличии каких-либо ограничивающих факторов (недостаточность спроса, рабочей силы, производственных площадей, финансовых ресурсов, сырьевых ресурсов и т. п.). Поэтому одной из важнейших задач руководителя является выявление ограничивающих факторов и определение оптимальной структуры производства и продаж с целью получения максимальной прибыли.

Изучение ограничивающих факторов обычно начинают с определения спроса на производимую продукцию или оказываемые услуги. Затем изучают производственные возможности с целью определения так называемого узкого места. Ограничителями объема производства обычно являются производственные мощности, производственные площади, нехватка рабочей силы, сельскохозяйственных угодий и т. п. При выявлении основного ограничивающего фактора целесообразно намечать такую структуру производимой продукции, при которой максимально используются ресурсы ограничивающего фактора.

Производство любых видов продукции ограничивается теми или иными факторами. Такими ограничивающими факторами могут быть производственные мощности, рабочая сила, производственные площади, сырье и др. Если спрос на производимую предприятием продукцию превышает ее производственные возможности, следует выявить ограничивающие факторы, провести анализ их влияния и рассчитывать оптимальную структуру производства с целью получения максимальной прибыли.

На практике в случае принятия решения о собственном производстве присутствуют факторы, которые влияют на размер прибыли, полученной от реализации продукции основного производства. Это так называемые вмененные затраты.

На предприятии, котором производственные мощности используются полностью, нетрудно понять, что любое дополнительное производство априори приведет к потере прибыли, получаемой от основной деятельности. Вмененные затраты выразятся в размере уменьшения прибыли и будут равны затратам на производство дополнительной продукции. Прибыль, полученная за счет дополнительного производства, осуществленного в ущерб основному производству отрицательно влияет на финансовые результаты.

Наши рекомендации