Лекция 2.Классификация видов информационных технологий

Лекция 1 (продолжение). Основные понятия информационных технологий (ИТ)

1. Понятие ИТ и её составляющие

Технологияв общем случае определяется как система деятельности.

Информационные технологии, ИТ (Information Technology – IT) – широкая

область деятельности, относящаяся к технологиям формирования и управле-

ния процессами работы с данными и информацией, в том числе с применени-

ем вычислительной, компьютерной и коммуникационной техники.

Информационная система, ИС (Information System – IS) – система, предна-

значенная для реализации и ведения информационной модели какой-либо

области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать сле-

дующие средства для протекания информационных процессов:

• сбор информации,

• преобразование и обработка,

• анализ,

• хранение и защита,

• передача для использования.

Цель применения информационных технологий– снижение трудоёмкости

использования информационных ресурсов.

Под информационными ресурсами понимается совокупность информацион-

ных массивов, представляющих ценность для организации (предприятия). К

ним относятся файлы и базы данных, документы, тексты, графики, знания,

аудио- и видео – информация и др.

Процесс обработки данных невозможен без использования технических

средств, которые включают компьютер, устройства ввода-вывода, оргтехни-

ку, линии связи, оборудование сетей и др.

Информацией(от лат. informatio – «научение», «сведение», «оповещение»)

называются сведения об окружающем мире (предмете, процессе, явлении,

событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение,

передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия ре-

шения, управления или обучения.

Информация первична и содержательна – это категория, поэтому в категори-

альный аппарат науки она вводится портретно – описанием, через близкие

категории: материя, система, структура, отражение. В материальном мире

информация материализуется через свой носитель и благодаря ему существу-

ет. Материальный носитель придаёт информации форму. В процессе формо-

образования производится смена носителя информации. Однозначного опре-

деления термин «информация» не имеет, так как не является понятием. Не

следует путать категорию «информация» с понятием «знание». Знание опре-

деляется через категорию «информация».

Данные(от лат. data) – это представление фактов и идей в формализованном

виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном

процессе.

Знание– совокупность понятий, теоретических построений и представлений,

отражающих объективные закономерности реального мира.

Знание – это закономерности предметной области (принципы, связи, законы),

полученные в результате практической деятельности и профессионального

опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.

Приведём несколько важных характеристик информации, делающих её объ-

ектом использования:

• информация достоверна, если она не искажает истинного положения

дел во внешней и внутренней средах;

• информация полна, если она достаточна для понимания ситуации и

принятия решения;

• качество информации, её ценность состоит в мере расширения полез-

ной совокупности сведений и смысловых связей между ними, которы-

ми располагает пользователь или система;

• ценность одной и той же информации относительна – она зависит от

конкретного временного периода, конкретной ситуации и конкретного

пользователя;

• информация адекватна, если уровень соответствия информационного

образа реальному объекту, процессу, системе соответствует заданному.

Экономическая информация– это совокупность сведений о реальных со-

циально-экономических процессах в обществе, которая служит основой для

изучения и управления этими процессами и людьми, объединёнными в соци-

альные и производственные организации. Для экономической информации

характерны следующие параметры:

• многообразие источников и потребителей;

• нарастающие значительные объёмы и большой удельный вес рутинных

процедур при их обработке;

• многократное повторение циклов получения и отправки в установлен-

ные временные периоды (декада, месяц, квартал, год);

• необходимость обеспечения конфиденциальности в использовании от-

дельных её частей;

• чрезвычайная важность в подготовке и принятии деловых решений.

Новая информационная технология– это технология, основанная на при-

менении компьютеров, активном участии в информационном процессе поль-

зователей, широком применении пакетов прикладных программ, использова-

нии режима реального времени и доступа пользователей к удалённым базам

данных.

Лекция 2.Классификация видов информационных технологий

В настоящее время классификация ИТ проводится по следующим признакам:

способу реализации в автоматизированных информационных системах (АИС),

степени охвата задач управления,

классам реализуемых технологических операций,

типу пользовательского интерфейса,

вариантам использования сети ЭВМ,

обслуживаемой предметной области и др.

По способу реализации ИТ делятся на традиционные и современные ИТ. Традиционные ИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до периода массового использования ПЭВМ. Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости пользователя (например, инженерные и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприятиях и др.). Новые (современные) ИТ связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

По степени охвата информационными технологиями задач управления выделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку принятия решений, электронный офис, экспертную поддержку.

В первом случае электронная обработка данных выполняется с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных математических и экономических задач.

Во втором случае при автоматизации управленческой деятельности вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе относятся ИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов и моделей, пакеты прикладных программ (ППП) для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности.

К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время ИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Эти два варианта ИТ ориентированы на использование достижений в области новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и современного информационного обслуживания за счет автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных ППП, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, сотрудники и оборудование которых могут нахо­диться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами и базами данных (БД) конкретного предприятия или учреждения в гостинице, транспорте, дома привела к появлению электронных офисов, включенных в соответствующие сети ЭВМ

ИТ экспертной поддержки принятия решений, составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся ситуаций вынуждены использовать накопленный опыт в оценке ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области.

По классу реализуемых технологических операций ИТ подразделяются: на работу с текстовым и табличным процессорами, графическими объектами, системы управления БД, гипертекстовые и мультимедийные системы.

Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики.

Компьютерная графика - это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ. Эта технология проникла в область моделирования различных конструкций (машиностроение, авиационная техника, автомобилестроение, строительная техника и др.), экономического анализа, проникает в рекламную деятельность, делает занимательным досуг. Формируемые и обрабатываемые с помощью цифрового процессора изображения могут быть демонстрационными и анимационными. К демонстрационным изображениям относят, как правило, коммерческую (деловую) и иллюстрационную графику. Ко второй группе - анимационной графике - принадлежит инженерная и научная графика, а также графика, связанная с рекламой, искусством, играми, когда на экран выводятся не только одиночные изображения, но и последовательность кадров в виде фильма (интерактивный вариант). Интерактивная графика является одним из наиболее прогрессивных направлений среди современных ИТ. Это направление переживает бурное развитие в области появления новых графических станций и в области специализированных программных средств, позволяющих создавать реалистические объемные движущиеся изображения, сравнимые по качеству с кадрами видеофильма.

В классическом понимании система управления БД (СУБД) представляет собой набор программ, позволяющих создавать и поддерживать БД в актуальном состоянии.

Обычно любой текст представляется как одна длинная страна символов, которая читается в одном направлении.

Гипертекстовая технология - организация текста в виде иерархической структур Материал текста делится на фрагменты. Каждый видимый на экране ЭВМ фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или нескольких направлениях по выбранной связи.

Мультимедиа-технология - программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио и видеоинформацией.

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная ИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме. В отличие от пакетной диалоговая ИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

Интерфейс сетевой ИТ предоставляет пользователю средства доступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов ИТ в единый компьютерно – технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов ИТ: локальных, многоуровневых, распределенных и глобальных информационно-вычислительных сетей.

По обслуживаемым предметным областям ИТ подразделяются разнообразно. Например, только в экономике ими являются, бухгалтерский учет, банковская, налоговая и страховая деятельность и др.

Рассмотрим типичные применения информационных технологий, применяемых в управленческой системе предприятия:

Бухгалтерский учет - классическая область применения информационных технологий и наиболее часто реализуемая на сегодняшний день задача. Во-первых, ошибка бухгалтера может стоить очень дорого, поэтому очевидна выгода использования возможностей автоматизации бухгалтерии. Во-вторых, задача бухгалтерского учета довольно легко формализуется, так что разработка систем автоматизации бухгалтерского учета не представляет технически сложной проблемы.

Управление финансовыми потоками. Внедрение информационных технологий в управление финансовыми потоками также обусловлено критичностью этой области управления предприятия к ошибкам.

Неправильно построив систему расчетов с поставщиками и потребителями, можно спровоцировать кризис наличности даже при налаженной сети закупки, сбыта и хорошем маркетинге. И наоборот, точно просчитанные и жестко контролируемые условия финансовых расчетов могут существенно увеличить оборотные средства фирмы.

Управление складом, ассортиментом, закупками. Можно автоматизировать процесс анализа движения товара.

Управление производственным процессом представляет собой очень трудоемкую задачу. Основными механизмами здесь являются планирование и оптимальное управление производственным процессом.

Автоматизированное решение подобной задачи дает возможность грамотно планировать, учитывать затраты, проводить техническую подготовку производства, оперативно управлять процессом выпуска продукции в соответствии с производственной программой и технологией.

Очевидно, что чем крупнее производство, тем большее число бизнес-процессов участвует в создании прибыли, а значит, использование информационных систем жизненно необходимо.

Управление маркетингом подразумевает сбор и анализ данных о фирмах-конкурентах, их продукции и ценовой политике, а также моделирование параметров внешнего окружения для определения оптимального уровня цен, прогнозирования прибыли и планирования рекламных кампаний. Решение большинства этих задач могут быть формализованы и представлены в виде информационной системы, позволяющей существенно повысить эффективность управления маркетингом.

Документооборот является очень важным процессом деятельности любого предприятия. Хорошо отлаженная система учетного документооборота отражает реально происходящую на предприятии текущую производственную деятельность и дает управленцам возможность воздействовать на нее. Поэтому автоматизация документооборота позволяет повысить эффективность управления.

Оперативное управление предприятием. Информационная технология, решающая задачи оперативного управления предприятием строится на основе базы данных, в которой фиксируется вся возможная информация о предприятии. Информационная система оперативного управления включает в себя массу программных решений автоматизации бизнес-процессов, имеющих место на конкретном предприятии.

Предоставление информации о фирме. Активное развитие сети Интернет привело к необходимости создания корпоративных серверов для предоставления различного рода информации о предприятии. Практически каждое уважающее себя предприятие сейчас имеет свой web-сервер. Web-сервер предприятия решает ряд задач, из которых можно выделить две основные:

создание имиджа предприятия;

максимальная разгрузка справочной службы компании путем предоставления потенциальным и уже существующим абонентам возможности получения необходимой информации о фирме,

предлагаемых товарах, услугах и ценах.

Кроме того, использование web-технологий открывает широкие перспективы для электронной коммерции и обслуживания покупателей через Интернет.

Наши рекомендации