Прямой логистический эффект

В условиях прямого логистического эффекта выручка от продаж, получаемая организацией (экономической системой), остается неизменной, так как логистическая оптимизация не предусматривает изменения объема продаж в натуральном выражении и цены. Цена на товар в течение периода может меняться, но по причинам, напрямую не связанным с организацией товародвижения. Таким образом, выручка от продаж (без НДС) может быть определена по формуле:

В = Ц · N, (12.2)

где Ц – средняя цена в рассматриваемом периоде;

N – объем продаж в натуральном выражении.

Тогда рентабельность продукции может быть рассчитана по формуле:

Прямой логистический эффект - student2.ru , (12.3)

где В – выручка от продаж полученная предприятием (экономической системой) за рассматриваемый период;

Спр – себестоимость реализуемой продукции по проектному варианту функционирования системы (после логистической оптимизации).

Себестоимость реализуемой продукции после логистической оптимизации будет отличаться от базового варианта на величину изменения логистических затрат.

Спр = Сбаз – ΔЗл, (12.4)

где Сбаз – себестоимость реализуемой продукции по базовому варианту функционирования логистической системы организации (до оптимизации);

ΔЗл – изменение общей величины логистических затрат вследствие оптимизации процессов товародвижения;

ΔЗл = Збаз – Зпр, (12.5)

где Збаз, Зпр – сумма логистических затрат, соответственно, по базовому и проектному вариантам функционирования системы (учитываются только виды затрат, подвергающиеся изменению в процессе оптимизации);

 
  Прямой логистический эффект - student2.ru

Рис. 12.2. Механизм образования логистического эффекта

Графически образование прямого логистического эффекта показано на рис. 12.2. Из рисунка видно, что в результате логистической оптимизации могут изменяться как условно-постоянные затраты (при изменении издержек хранения, издержек управления системой, включаемых при формировании себестоимости в состав общепроизводственных, общехозяйственных расходов или расходов на продажи), так и условно- переменная часть затрат (при изменении издержек доставки, относимых в большинстве случаев на стоимость материальных ресурсов).

2) Прямой маркетинговый эффект приводит к изменению объема продаж в натуральном выражении. Если при этом не принимались маркетинговые решения об изменении цены (об изменении позиционирования), то динамика цен в течение периода будет соответствовать общему уровню цен на товары данной группы. В этих условиях выручка от продаж, полученная предприятием (экономической системой) за рассматриваемый период, соответственно, по базовому и проектному вариантам определяется по формулам:

Вбаз = Ц · Nбаз, (12.6)

Впр = Ц · Nпр, (12.7)

где Nбаз, Nпр – объем продаж в натуральном выражении по базовому и проектному вариантам;

Ц – средняя цена в рассматриваемом периоде.

Рентабельность продукции в этом случае будет иметь вид:

Прямой логистический эффект - student2.ru . (12.8)

Проектная величина себестоимости реализуемой продукции определяется по формуле:

Прямой логистический эффект - student2.ru , (12.9)

где Ипост – суммарные условно-постоянные затраты, относимые на себестоимость в рассматриваемом периоде;

Ипер – условно-переменные расходы в расчете на единицу товара;

Зм – затраты на маркетинговые мероприятия[55].

Прямой логистический эффект - student2.ru Графически образование маркетингового эффекта показано на рис. 12.3.

 
 
Изменение выручки от продаж

Рис. 12.3. Механизм образования маркетингового эффекта

3) В условиях сочетания логистического эффекта с маркетинговымпрямое снижение логистических затрат сопровождается ростом объема продаж и «эффектом масштаба».

Рентабельность продаж определяется по формуле (12.8), при этом себестоимость реализованной продукции по проектному варианту может быть выражена формулой:

Прямой логистический эффект - student2.ru , (12.10)

где Зм – дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия.

В формуле (12.10) элемент Зм присутствует в том случае, если для усиления эффекта от логистической оптимизации осуществляются дополнительные затраты на маркетинг.

Графически интеграция логистической и маркетинговой составляющих экономического эффекта показана на рис. 12.4.

 
  Прямой логистический эффект - student2.ru

Рис. 12.4. Интеграция логистической и маркетинговой

составляющих экономического эффекта

Прогнозируя влияние изменения логистических затрат на величину себестоимости продукции и уровень рентабельности, предприятие получает основу для планирования логистических мероприятий и корректировки маркетинговой стратегии.

[1] Хотя отдельные положения логистического менеджмента использовались в отечественной хозяйственной практике и ранее, это использование не носило системного характера и не связывалось с термином «логистика».

[2] Национальные логистические общества и ассоциации возникли в странах Европы и США еще в 60-х годах ХХ века.

[3] На макроуровне в качестве объекта логистического управления может выступать регион, отрасль.

[4] Подробнее понятие логистической функции рассмотрено в разделе 2.2 темы 2 настоящей работы.

[5] В начале периода неологистики.

[6] То есть, когда поставщик не предоставляет количественных скидок.

[7] Виды затрат приведены в порядке возрастания их влияния на результаты деятельности предприятия.

[8] При этом товары или материальные ресурсы приобретаются, как правило, на менее выгодных условиях, чем при нормальной работе логистической системы.

[9] В разделах 5.2-5.4 настоящего пособия рассмотрены модели управления запасами для условий единовременного пополнения запаса.

[10] В англоязычной литературе этот вид систем называется моделью экономичного размера заказа – economic order quantity models (EOQ) [10, с. 565].

[11] Just-in-time

[12] В соответствии с этим принципом, решения о запуске в производство определенного изделия откладываются на время производства стандартных деталей или узлов (модулей).

[13] Вследствие небольшого размера партий и отсутствия резервных запасов.

[14] Поддержание оборудования в хорошем рабочем состоянии, заблаговременная замена изношенных деталей.

[15] Решать проблемы необходимо быстро, чтобы не допускать сбоев в системе.

[16] Изначально это материальные ресурсы, затем – объекты незавершенного производства, и, наконец, – готовые изделия.

[17] Где карточка будет хорошо видна.

[18] Что снизит величину поступлений, пополняющих запас.

[19] То есть содержимого одного контейнера.

[20] Независимый спрос – спрос на готовую продукцию. Зависимый спрос – потребность в материалах, деталях, узлах. Зависит от спроса на готовую продукцию.

[21] Настоящее пособие, тема 3. «Периоды развития систем товародвижения».

[22] В настоящее время распределительную логистику некоторые источники называют маркетинг-логистикой.

[23] Облегчив компаниям стран-участников экономических союзов (страны Европейского Союза; США и Канада) взаимное проникновение на внутренние рынки.

[24] Настоящее пособие, тема 1. «Основные задачи логистики в современных условиях».

[25] Таким образом, уровень канала –это не конкретный посредник, а, скорее, принципиальное решение об использовании посредника. Конкретный посредник будет являться звеном логистической цепи.

[26] Это связано с тем, что ни один из участников горизонтального канала не имеет достаточно полномочий, чтобы обеспечивать контроль товародвижения на различных уровнях.

[27] Заинтересованные стороны: продавцов и покупателей.

[28] Настоящее пособие, тема 8. «Транспортная логистика».

[29] Предполагается, что в рассматриваемой системе расположение складов на обслуживаемой территории оптимально, то есть обеспечивает минимум затрат на доставку. В этом случае на величину транспортных расходов влияет количество складов, а не их расположение.

[30] Расходы на охрану, страхование и т. п. В некоторых случаях (в зависимости от планировки) – расходы на отопление и освещение. Затраты на оплату труда управленческого персонала здесь не учитываются, они будут рассмотрены в составе расходов на управление логистической системой.

[31] Настоящее пособие, тема 9. «Логистика складирования».

[32] Настоящее пособие, тема 10. «Информационная логистика»

[33] Отсюда название «эвристические»: то есть основанные на человеческом опыте и интуиции (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе полного перебора).

[34] В модели неминуемо возникает «мнимый» потребитель, расположенный в центре тяжести самой пластины, с объемом потребности, пропорциональным ее весу.

[35] Дополнительные расходы, связанные с перевозкой (затраты на страхование, санитарные, природоохранные мероприятия и т.п.), могут быть включены в состав провозной платы общей суммой либо учтены в тарифных ставках в составе общехозяйственных расходов.

[36] М – магистральная железная дорога; П1 и П2 – подъездные железнодорожные пути грузовладельцев в начальном и конечном пунктах; А1 и А2 – автомобильный подвоз-вывоз грузов в начальном и конечном пунктах.

[37] На автомобильном транспорте используется также термин «ездка»

[38] Производительность по объему перевозок, измеряемая в тоннах.

[39] С этих позиций термины «хранение» и «складирование» в рамках данного пособия употребляются в одном значении.

[40] рассчитывается по данным за несколько периодов (в данном случае – дней)

[41] принимается примерно 0,25 от средней допустимой нагрузки на 1 м2 полезной площади Ндоп по складу или около 0,25 : 0,5 т/м2.

[42] Определяется, исходя из количества рабочих дней в периоде, сменности работы, продолжительности рабочей смены.

[43] в расчетах принимается равной 1,2 кг/м3;

[44] Устные сообщения также выполняют функцию передачи информации, однако, в такой форме информацию трудно хранить и воспроизводить.

[45] EAN (European Article Numbering) – Европейская Система Кодирования

[46] Для обозначения моделей электронного заказа и полной автоматизации иногда употребляется термин «электронная коммерция».

[47] То есть сборов от совершаемых сделок.

[48] Сокращение времени на поиск поставщика и оформление заказа позволяет потребителю экономить некоторые категории накладных расходов, в том числе оплату труда работников отдела материально-технического обеспечения, затраты на оплату телефонных переговоров и др.

[49] Настоящее пособие, тема 12. «Эффективность функционирования логистических систем»

[50] Например, автомобилестроительные компании Ford Motor Company, General Motors, Renault, Nissan следуют по пути развития именно этой модели, создавая гигантские торговые площадки и для потребителей, и для поставщиков.

[51] В последнем случае логистический эффект будет сопровождаться маркетинговым.

[52] Например, при необходимости снижения чрезмерногоспроса, который организация не может или не хочет удовлетворить в силу каких-либо ограничений (использование редких природных ресурсов и др.); или в случаях необходимости противодействия нерациональному спросу (например, на товары, вредные для жизни).

[53] За исключением показателей, полученных на основе коэффициентов затратоемкости или ресурсоотдачи.

[54] Если логистическая оптимизация не затрагивает организацию внереализационной деятельности, то в качестве характеристики результата правомерно использовать прибыль от продаж.

[55] При прямом логистическом эффекте затраты на осуществление организационных мер по логистической оптимизации увеличивают затраты в одной из функциональных областей и учитываются в общем изменении логистических затрат.

Наши рекомендации