Количество информации, виды и свойства информации

БЛОК №1

Информационное общество - основные признаки. Особенности информационного общества.

Информационное общество имеет следующие основные признаки:

1. Большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг.

2. Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможность доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).

3. Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Информатизация общества – необходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе. Неизбежность информатизации общества обусловлена причинами:

- беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления разделения труда и его специализации в научно-технической революции;

- необходимостью адекватно реагировать на возникающие проблемы и динамично меняющейся обстановке, присущей постоянно развивающемуся обществу;

- повышением степени самоуправления предприятий, территорий, регионов.

Для информационного общества характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов, возрастание объема и уровня информационных услуг, предоставляемых пользователю. Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной сферой (инфосферой), которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации.

Информация, прежде всего, охватывает все элементы рыночной инфраструктуры экономики.

Информатизация бирж труда позволяет рационально использовать людские ресурсы региона, сбалансировать предложение и спрос на рабочую силу, предложить жителям региона работу в соответствии с их способностями и возможностями.

Приведенные примеры свидетельствуют, что информатизация проводится по различным направлениям экономики и социальной политики общества.

Научным фундаментом процесса информатизации общества является научная дисциплина – информатика и информационные технологии. В широком смысле информатика – это наука об информационной деятельности, информационных процессах и их организационной деятельности, информационных процессах и их организации в человеко-машинных системах. Основными разделами информационных технологии являются исследование и разработка информационных средств и технологий, программных средств и моделирование предметных областей.

Информационные технологии в образовании и науке.

Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров.

В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.

Создание ИТ стимулирует появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку. ИТ предоставили новые возможности улучшения качества образования, в том числе посредством дистанционного обучения, обеспечения доступа к мировым информационно-образовательным ресурсам независимо от расстояния, интенсификации процесса обучения за счет интерактивных мультимедийных обучающих программ, учебных виртуальных лабораторий, систем управления учебным процессом и т.д.

Дистанционное образование подразумевает использование компьютеров, Интернета, аудио- и видеокассет, учебных пособий, а также телевизионно-спутниковых программ с целью связи между студентом и преподавателем. Дистанционное образование предоставило возможность совместной работы людей, находящихся в разных уголках мира.

Количество информации, виды и свойства информации.

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем.

Информация может существовать в самых разнообразных формах: в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; световых или звуковых сигналов; радиоволн; электрических и нервных импульсов; магнитных записей; жестов и мимики; запахов и вкусовых ощущений; хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает.

Определения свойств информации.

Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам_ потребителя.

Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.

Современность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нудный момент времени.

Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок.

Доступность - свойство информации. Характеризующее возможность ее получения данным потребителем.

Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Кроме того, информацию можно классифицировать с точки зрения ее использования на следующие виды: политическую, техническую, биологическую, химическую и т.д. Это по существу, классификация информации по потребителю.

Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура. По способу внутренней организации информацию делят на две группы:

Данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений.

Логически упорядоченные, организованные наборы данных.

Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (отсюда часто используемый термин - структура данных).

Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию – знания. Знания в отличии от данных представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа.

Наконец, вне нашего поля зрения оказались свойства информации, связанные с процессом ее хранения. Здесь важнейшим свойством является живучесть – способность информации сохранять свое качество с течением времени. К этому можно добавить свойство уникальности. Уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре.

Наши рекомендации