Дежурство: территория - 13 отряд; столовая - 14 отряд

УРМ

Дни разъезда обычно, но после «огонька» можно дать возможность детям поспать до 8.30. В эти дни с ребятами можно:

- погулять по лагерю (обратите внимание на график разъезда и не уходите далеко, бывают неожиданные отъезды делегаций в связи с погодой);

- подарите детям красивые места, легенды, отрядные дела.

Не забывайте об уборке, подготовке к следующей смене, приеме новых отрядных палат и отрядного места.

2 февраля нужно сдать форму. Пройдет планерка по смене, по перспективе на следующую смену. Решите вопрос с напарничеством, будушими палатами и отрядным местом. Договоритесь о сдаче своего отрядного места и палат и приеме новых.

Ориентировочно 3 февраля вечером приемка палат и отрядных мест (на новых рабочих местах). Необходимо провести с детьми инструктаж по разъезду.

1. Проверить, все ли вещи и деньги получены (за день до разъезда).

2. Все ли вещи уложены в чемоданы?

3. Состояние здоровья (при необходимости решить все проблемы с врачами).

За 15 минут до отправления автобуса дети должны быть на волейбольно-баскетбольной площадке. Расскажите ребятам примету о том, что если провожающие ступают на дорогу, по которой едет автобус - дорога будет несчастливая, трудная.

Вы, как вожатый, должны обеспечить, чтобы возле автобусов провожающих не было.

Примечание. Если плохая погода, то отъезжающая делегация за 20 минут до отъезда добирается в гостиной, там проводится перекличка и сопровождавший отводит делегацию к автобусу. При этом провожающим нужно остаться в корпусе. Помните, ваша главная забота после передачи ребенка сопровождающему - не уезжающие, а оставшиеся дети.

Пресеките возможные истерики, объясните ребятам, что они только причиняют боль отъезжающим. Обратите особое внимание на одежду и обувь (шапки, шарфы и т.д.) детей, как отъезжающих, так и провожающих; во время сильного эмоционального потрясения дети просто не придают этому значения.

Оба вожатых должны присутствовать при отъезде каждой делегации (если это возможно). В ночь один из вожатых остается с ребятами.

Сдача и прием отрядных мест и палат

1 этап. Вечер последнего дня разъезда. На каждый отряд вожатым будет выдана карта приема и сдачи. К вечеру последнего дня разъезда на ней должно быть 3 подписи: 1 - вожатого, сдающего место; 2 - вожатого, принимающего место; 3 - администратора.

В момент приема требовать чистоту отрядного места, палат и заправленные кровати будут уже с тех, кто принимал. Если вожатый остается на прежнем месте - принимает его комендант корпуса.

2 этап. Проверка готовности отрядных мест и палат к смене уже на содержательном уровне: сюрпризы на подушках, визитки, уголки и т.д. Только после приема отрядного места и палат, будет проводиться защита по смене.

Организация отряда на дежурство по территории.

1. На предварительном заседании СДО решаются следующие вопросы:

- график дежурства групп (т.к. на дежурстве в гостиной должна находиться только одна группа);

- время уборки территории вокруг дружины;

- группа оформления (т.к. дежурный отряд часто выполняет оформительскую работу);

- командиру целесообразно дорвать дежурство на контроле весь день

- планируется следующий день с учетом дежурства по территории.

2. Инструктаж отряда

- форма одежды у дежурных в гостиной - парадная;

- культура поведения дежурных - лицо отряда;

- объяснить, что нужно делать с поданными телеграммами, как отвечать на звонки;

- еще раз напомнить имена и фамилии начальника дружины, зама по УВР, радиста, кассира, вахтера, завхоза, сестры-хозяйки;

- напомнить, где .располагаются их кабинеты;

- предупредить, что дежурная группа должны иметь при себе нарезанные листы бумаги и ручки.

- дежурная группа уходит с поста только тогда, когда ее сменяет другая дежурная группа;

- во время завтраки, обеда, полдника, ужина ребята дежурной группы едят по очереди;

- на почту дежурная группа идет после обеда вместе с вожатым;

- отряд должен быть готовым к тому, что в течение дня возможны хозяйственные работы.

3. Вожатым необходимо спланировать свой день таким образом, чтобы с отрядом находился один из них, а другой занимался дежурством по территории.

4. Напомните членам совета хозяев, что завтра они отслеживают дежурство по столовой.

5. Если в день дежурства проходит дружинное дело в ДКиС, дежурный отряд помогает оформить сцену, переносить реквизит, возможно аппаратуру, делает рассадку по установленной схеме (см. КВ) расста

*******************************

Организация отряда во время дежурства по столовой

1. Необходимо заранее написать меню в 2-х экземплярах.

2. Нарезать салфетки.

3. Решить - какие группы будут дежурить по столовой (на одной половине дежурство более 2-х групп нецелесообразно). 1-2 группы, не принимающие участие в дежурстве, могут заняться уборкой помещений, территории, подготовкой сюрпризов для дежурных, подготовкой отрядных, дел.

4. Выбрать двух "зальных" (по одному на каждую половину).

Функции зального:

· организация ребят на дежурстве (расстановка, постов, смена);

· обеспечение порядка в зале во время приема пиши (вместе с 1-2 помощниками) - "зальный" обходит зал, наблюдая за порядком - культурой поведения, одеждой, уборкой, а так же ликвидирует какие-либо недочеты в дежурстве (кому-то не дали вилку, хлеб и т.д.);

· организация во время накрывания (расстановка сил, учет порций и т.п.).

5. Распределение задания на время приема пищи:

- 2 очереди (одни дежурят, вторые едят, потом меняют дежурных);

- дежурные, на "стаканах" (дежурный обращается с просьбой к ребятам - опускать стаканы в мойку или выполняет это за них);

- дежурные "на посуде" (следят за тем, чтобы во-первых фраже складывали в установленном месте, а во-вторых, чтобы не накапливался на стойке такой объем посуды, который может упасть на пол - нужно просить ребят ставить посуду непосредственно в мойку).

- дежурные "на дверях" организуют вход отрядов в столовую: во-первых дежурные, входящего отряда должны посчитать порции и в случае недоразумения, обратиться к дежурному вожатому, во-вторых, с входящим отрядом обязательно должен быть вожатый, а также при выходе ребят из столовой, не допускают выноса посуды;

- дежурные по залу помогают "зальному" следить за порядком во время приема пищи, ликвидирует недочеты, допущенные при накрывании.

Примечание. Для облегчения дежурства, можно покормить дежурный отряд до общего накрывания.

6. Необходимо провести инструктаж по дежурству;

- объяснить ребятам их задание на постах;

- рассказать, каким образом проходит накрывание, предупредить, что тяжести переносят мальчики по 2 или 4, о том, что в цех, где готовят заходить недопустимо (как и в целом, на кухню), на разносы старят столько порций, чтобы их удобно было нести и снимать (а снимают их поставленные специально для этого ребята);

- объяснить, какая должна быть одежда: парадная форма, закрытая не скользкая обувь, но не сапоги;

- девочкам необходимо собрать распущенные волосы (длинные);

- руки должны быть аккуратными;

- предупредить ребят о том, что они - хозяева в столовой, они должны быть внимательны к тому, кого они обслуживают;

- во время накрывания дети должны быть в фартуках. При уборке или выходе из зала фартуки снимают.

- назначить по 2-4 (по 2 на каждую половину) девочек на сервировку столов (они расставят красиво ту посуду, что по счету будут ставить на столы другие накрывающие, расположат салфетки, помогут в учете порций, будут принимать порции при их разносе);

- предупредить ребят об уборке зала после приема пищи (мальчики задвигают и поправляют расстановку лавочек, девочки вымывают столы, свободные ребята сметают мусор с лавочек, подметают пол).

7. Необходимо в медпункте уточнить:

а) все ли ваши дети могут дежурить в столовой;

б) записать количество больных в других отрядах.

8. Возьмите карту рассадки у вожатых дежурного отряда предыдущего дня и учитывая больных ребят, посчитайте количество порций на каждой половине и в целом.

9. Ребятам необходимо в этот день (накануне дежурства) дать время на приведение формы в порядок, а так же желательно не задерживать отбой - завтра у ребят сложный день.

День дежурства.

1. Подготовьте какой-либо сюрприз ребятам (вырежьте буквы).

2. Подъем на час раньше. Соблюдаются УРМ, кроме зарядки, уборку на себя берет группа, не дежурящая в столовой. Дежурные по столовой надевают парадную форму.

3. На УИСО повторяются основные положения инструктажа, закрепляется задание за группами, не принимающими участие в дежурстве по столовой, сообщается план на день (лучше, если в этот день программа будет не требующая особо активной позиции ребят: МИЧ, прогулка, экскурсия, мини КТД и т.п.). Вечером - прогулки и анализ дежурства.

4. За десять минут до начала дежурства (7.50 или 6.50) дежурные спускаются в медпункту. Медсестра или врач проводят дополнительный инструктаж.

5. Зайдя в столовую, ребята одевают фартуки, вешают меню и зальный распределяет работу по накрыванию на столы (сначала зальный или вожатый отмечает - сколько человек сидят за тем или иным столом, потом ребята расставляют стаканы, фраже и т.д.).

6. Как только накрыты столы горячими блюдами, необходимо приглашать отряды (если вы накрыли раньше, но лучше рассчитать и накрыть вовремя). В это время 1-я группа дежурных становится на посты, а 2-я уходит есть. Потом меняют друг друга.

7. По окончании приема пищи - дежурные помогают убирать зал.

8. Вечером проходит огонек-анализ дежурства: высказывается каждый зальный о том, как работали ребята, члены группы дополняют:

- что получилось в дежурстве;

- кто помог организовать дежурство;

- что не получилось;

- причины.

Нужно отметить лучших дежурных. Поблагодарить "зальных". На огоньке нужно не забывать дать слове группам, не участвовавшим в дежурстве: они тоже многое сделали за этот день.

9. По ситуации, возможно отбой в день дежурства пройдет немного раньше, т.к. ребята сильно устали.

Совет Доверия Лагеря

В Совет Доверия Лагеря (СДЛ) входят по 2 представителя каждого Совета (выбранные голосованием или в процессе деловой игры на первом заседании Совета).

Желательные качества:

- перспективное мышление;

- организаторские способности и навыки;

- четкое представление о роли и функциях своего Совета;

СДЛ собирается 1 раз в неделю для корректировки плана работы лагеря, уточнения плана действий каждого Совета, анализа предыдущей недели. Кроме этого, ОДД может собираться по ситуации.

Ведет СДЛ зам. по УВР.

Каждый член Совета отвечает за свой день неделя (1 - запасной). В этот день дежурному члену СДЛ необходимо:

1. Проверить работу Совета хозяев.

2. Координировать организацию выполнения дружинного плана в этот день через Советы или дежурный отряд.

3. Заполнять книгу Совета Доверия Лагеря, проговорить следующий день с замом по УВР и сменяющим его членом СДЛ.

4. Проведение "Зорьки" вместе со следующим дежурным по Совету.

5. Контроль выполнения режимных моментов (кроме отбоя).

Совет Школы «Лидер»

В Совет школы "Лидер" входят по одному представителю от каждой делегации.

Желательные качества:

- авторитет в своей делегации;

- настрой на работу, на последействие;

- участие в какой-либо молодежной или детской организации дома;

- организаторские навыки;

- стремление к приобретению ЗУН (Знаний, Умений, Навыков) организатора, лидера, понимание необходимости приобретения этих ЗУН ребятами своей делегации для работы на последействие;

- наличие программы, как относящейся к «Орленку» (определяющей цели пребывания здесь делегации), так и на последействие;

- ответственность.

Разумеется, что не в каждой делегации найдутся ребята полностью соответствующие этим требованиям, но желательно хотя бы направленность на последействие.

Обычно СД собирается за день до проведения очередной школы "Лидера", но возможны и особые случаи.

Темы заседаний Совета "Лидера": анализ предыдущего занятия, пожелания в связи с этим от делегаций, планирование и организация следующего занятая, организация работы по делегациям.

Обязанности:

1. Работа с делегацией по выработке программы действий на последействие, направленной на сотрудничество, поддержку или единые действия - по задачам делегации и региона.

2. Корректировка и составление программы обучения в школе "Лидер" в соответствии с возможностями лагеря и запросами делегаций.

3. Организация сотрудничества и обмена опытом с другими делегациями.

4. Участие в финальной ОДИ «Взрослые и дети», помощь в ее проведении.

5. Решение проблем и конфликтов, возникающих в делегациях и связанных непосредственно с программой их пребывания в лагере.

Совет Информаторов

Совет Информаторов состоит из представителей от каждого отряда. Желательные качества ребят, выбираемых в совет информаторов:

владение знаниями, умениями и навыками редактора газеты, корреспондента юнпресс, оформителя, диктора или редактора радиогазеты, юного артиста речевых жанров, литератора, обозревателя политических событий (например, член политклуба) и т.п.

- желание приобрести эти навыки и определенные способности;

- умение общаться с людьми, корректность, воспитанность, начитанность;

- принципиальность, честность;

- желание понять, а не оценить;

Совет информаторов собирается 2-3 раза в неделю (в орг. период - более интенсивно; для приобретения необходимых навыков). Работа Совета проходит в течение дня.

Обязанности:

1. Организация и проведение информчасов в отряде.

2. Выпуск стенной и радиогазеты (общедружинной).

3. Организация и проведение (и участие) конкурса стенных и радиогазет между отрядами.

4. Организация работы пресс-группы на сборах дружина и отряда.

Совет информаторов состоит из 2-х групп: пресс-центра и радио-центра.

Совет Досуга

В Совет Досуга входят по одному представителю от каждого отряда. Желательные качества членов Совета Досуга:

- авторитет в отряде;

- ответственность;

- высокий творческий потенциал, способность к самостоятельному творчеству и творчеству коллективному;

- организаторские навыки;

- умение вести дело, держаться на сцене;

- настойчивость в доведении дела до конца.

Совет Досуга собирается по мере необходимости и по графику, указанному в плане работы лагеря.

Тема заседания Совета может быть самая разная: планирование дела, его подготовка и организация, анализ.

Обязанности членов Совета Досуга:

1. Планирование (конкретное), составление сценариев, подготовка и организация дел дружины, связанных с досугом ребят, а также их анализ, как на уровне отряда, так и на уровне Совета Досуга или Совета Доверия Лагеря.

2. Организация дел через микрогруппы в отряде.

3. Работа с советами дел в отряде и в дружине.

Совет Хозяев

В Совет Хозяев (СХ) входят по одному представителю от каждого отряда, выбранные на хозяйственном сборе отряда. Желательно, чтобы ребята, входящие в Совет Хозяев, отличались следующими качествами:

имели авторитет в своем отряде;

- были сами аккуратны и могли потребовать это от других;

- отличались пунктуальностью;

- бережно относились не только к личному имуществу, но и общественному;

- были принципиальны.

СХ собирается каждый день в 8.30 (орг. период и выходные дни) или в 7.20 -(будние дни), в дни мойдодыра - в 16.30. Или по ситуации.

Обязанности СX:

1. Организация уборки палат, отрядного места, холла, территории.

2. Организация генеральных уборок в дни мойдодыра.

3. Организация соревнования по чистоте между отрядами (ведут экран чистоты):

· ежедневная проверка чистоты палат и отрядного места, холлов;

· еженедельная проверка состояния закрепленной за отрядами территорий;

· оценка дежурства в столовой по следующим критериям:

1. качество обслуживания;

2. сервировка столов;

3. наличие меню;

4. четкая организация дежурства.

5. Члены СХ отвечают за сохранность общественного имущества: мебели, постельного белья, формы, помещений и т.д.

6. В период походов и поездок отряда, выполняют функции "завхоза" отряда.

Схема проведения совета:

- Член Совета Доверия Лагеря (от СХ) отмечает явку на Совет.

- Член СХ отряда, дежурившего по территории в предыдущий день, предоставляет свой вариант оценки дежурства по столовой дежурившего вчера отряда, дежурство которого он вчера оценивал.

- Совет соглашается или выставляет другую оценку.

- Происходит жеребьевка по распределения отрядов для оценки чистоты палат и отрядных мест. По окончании рейда оценки выставляются в тетрадь Совета, а также в экран соревнований.

- Происходит корректировка работы Совета на следующий день.

* Подготовка электронного варианта пособия выполнена Новиковым А.В. (г. Саратов) в 2001 году

Наши рекомендации