Занятие 6. Что такое метод проектов?

Надеемся, что вы уже имеете представление о технологии обу­чения в сотрудничестве. На этом занятии вам предстоит познако­миться с методом проектов. Это будет первое знакомство. Посте­пенно мы разберемся с этим методом более подробно, чтобы вы

могли сделать для себя обоснованный вывод, насколько рассмат­риваемые в данной книге новые педагогические технологии от­вечают вашим представлениям о педагогическом мастерстве и со­ответствуют тем задачам, которые вы, как профессионал, стави­те перед собой в учебно-воспитательном процессе, научно-ис­следовательской и опытно-экспериментальной работе.

На этом занятии вам предстоит:

• познакомиться с исторической справкой о возникновении метода
проектов, ибо, хотя мы и говорим здесь о новых педагогических
технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в
области педагогики — чрезвычайно редкое явление. Как правило,
это — рассмотрение на новом витке педагогических, социальных,
культурных достижений, давно забытых старых педагогических
истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпре­тации методов и приемов обучения. Именно осмысление и приме­нение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и дает
основание говорить о новых педагогических технологиях;

• узнать, что составляет, сущность современной трактовки ме­тода проектов;

• разобраться, какой может быть тематика проектов.

Метод проектов не явяется принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разра­ботанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а так­же его учеником В. X. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обу­чение на активной основе, через целесообразную деятельность уче­ника, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную за­интересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и долж­ны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требу­ется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить получен­ные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, ка­ким образом? Учитель может подсказать новые источники информа­ции или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самосто­ятельно и совместными усилиями решить проблему, применив не­обходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобре­тает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реа­лизация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родив­шись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и струк­турированной системы образования.




Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний. Другими сло­вами, от теории к практике — соединение академических зна­ний с прагматическими при соблюдении соответствующего ба­ланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в на­чале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России прак­тически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была орга­низована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно ис­пользовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедрять­ся в школу, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предприни­малось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бель­гии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидер­ландах и многих других странах), где идеи гуманистического под­хода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широ­кое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практичес­кого применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников). «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понима­ния метода проектов, который и привлекает многие образова­тельные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных на­выков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, раз­витие критического мышления. Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках оп­ределенного предмета. Метод — дидактическая категория. Это со­вокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной дея­тельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через де­тальную разработку проблемы (технологию), которая должна за­вершиться вполне реальным, осязаемым практическим резуль­татом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педа-

гоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидакти­ческие задачи. В основу метода проектов положена идея, состав­ляющая суть понятия «проект», его прагматическая направлен­ность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной прак­тической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необ­ходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и ре­шать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-след­ственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на само­стоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определен­ного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с груп­повым (соореerative learning) подходом к обучению. Метод проек­тов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с дру­гой — необходимость интегрирования знаний и умений из раз­личных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. результаты выполненных проектов должны быть, что называет­ся, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, гото­вый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обо­снованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он пред­полагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате са­мостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагоги­ческой технологии, то эта технология включает в себя совокуп­ность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творчес­ких по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обу­чения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, уме­ние адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

\. Наличие значимой в исследовательском творческом плане про­блемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследова­тельского поиска для ее решения (например, исследование демог­рафической проблемы в разных регионах мира; создание серии ре­портажей из разных концов земного шара по одной проблеме; про­блема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов (например, доклад в соответству­ющие службы о демографическом состоянии данного региона,
факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослежи­вающихся в развитии данной проблемы; совместный с партне­ром по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места
событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий
и т.п.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) де­ятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указа­нием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматрива­ющих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследо­вания (использование в ходе совместного исследования метода
«мозговой атаки», «круглого стола»);

- выдвижение гипотезы их решения;

. обсуждение методов исследования (статистических, экспе­риментальных, наблюдений и пр.);

. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть раз­личным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учеб­ной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельнос­ти, может быть предложена и самими учащимися, которые, есте­ственно, ориентируются при этом на собственные интересы, не толь­ко чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Возможно, чтобы тематика проектов касалась какого-то теоре­тического вопроса школьной программы с целью углубления зна­ний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации про­цесса обучения (например, проблема гуманизма конца XIX — на­чала XX столетия; причины и следствия распада империй; про­блема питания, экологии в мегаполисе и т.д.).

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практи­ческому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, ис­следовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается впол­не естественная интеграция знаний.

Ну, например, очень острая проблема городов — загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая тема: Отечественные войны 1812 и 1941—1945 годов — проблема патриотизма народа и ответствен­ности власти. Здесь не только история, но и политика, этика. Или проблема государственного устройства США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуются знания из области государства и права, между­народного права, географии, демографии, этноса и пр. Или про­блема труда и взаимовыручки в русских народных сказках. Это для младших школьников, а сколько здесь потребуется от ребят поис­ков, смекалки, творчества! Тем для проектов — неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесо­образные» — дело совершенно безнадежное, поскольку это — жи­вое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «пу­тешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.

Вопросы к семинару:

1. К какому времени относится первое упоминание о проектных методах?
Кто их авторы?

2. Имели ли эти методы успех в России?

3. Что лежит в основе метода проектов? Что привлекает в нем педагогов?

4. Каковы основные требования к методу проектов в современной трак­товке?

5. Что может явиться темой проекта?

Творческое задание

Попробуйте предложить несколько тем для проектов: по своему пред­мету; междисциплинарных.

Наметьте возможные результаты проекта (в каком виде они могут быть оформлены: в виде реферата, альбома, проекта закона, предложений по совершенствованию, преобразованию чего-либо, сценария фильма и т.д.).

Вы можете обсудить темы проектов с другими студентами, с педагогом, а в дальнейшем структурировать и разработать свой собственный проект.

Наши рекомендации