Подумайте и ответьте на вопрос: что вы узнали о себе?

Процесс приобретения учебных навыков близко связан с понимани­ем собственного мышления, личных предпочтений и выборов. Спросите себя и запишите в тетради, что вы узнали о себе, размышляя о вашем взаимодействии в группе, в интерактивных упражнениях и анализируя сводную таблицу по итогам тестирования.

Составьте план дальнейшего саморазвития.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляют собой этика и этикет?

2. Какую функцию при взаимодействии людей выполняет этикет?

3. Какие существуют общепринятые правила этикета?

4. Чем отличается деловой этикет от неформального?

5. Сформулируйте основные принципы делового этикета.

6. Почему по речи судят об общей культуре человека?

7. Какова роль этикета в вашей будущей (настоящей) профессии?

8. Что представляет собой деловая репутация?

9. Какие характеристики организации влияют на ее реноме?

10. С помощью каких технологий можно обучать общению?

11. В чем специфика имитационных игр, каковы их цели?

12. Какие виды тренингов вы знаете?

13. Что такое коммуникативная компетентность человека?

14. В чем преимущества и достоинства интерактивных технологий обу­чения общению?

15. Почему необходимо начинать учить общению с детства?

Помни, знание не зарождается внутри человека, если каждый день он не повто­ряет, не слышит, всю жизнь не отстаива­ет задуманное.

Эпиктет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По-разному люди реагируют на неудачу и на успех. Слабого человека неудача деморализует, сильного — мобилизует. Напри­мер, У.Черчиллю принадлежат слова: «Успех — это переход с од­ной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом», а выдаю­щийся изобретатель Эдисон говорил: «Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед».

Действительно, главный режиссер своей жизни — сам человек, судьба каждого творится им самим. Никто не научит вас конструк­тивному общению, если вы этого не захотите сами. Начинайте изу­чать себя, свои проблемы и трудности и преодолевать их. Извлекай­те уроки из неудач и ошибок. Не бойтесь вновь и вновь иницииро­вать контакты и анализировать вновь приобретенный опыт. Как го­ворил Демокрит, хорошими людьми становятся не столько от при­роды, сколько от упражнений. Учитесь искать ошибки в собствен­ных действиях, а не обвинять обстоятельства и окружающих лю­дей, ведь ваша судьба находится в ваших собственных руках.

В книге Н.Н.Ежовой «Научись общаться! Коммуникативные тренинга» описана история, которая произошла очень давно в одном из старинных городов, где жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидовавший славе мудреца. И он решил придумать такой во­прос, на который мудрец не смог бы ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и поду­мал: «Спрошу-ка я у мудреца, скажи, о мудрейший, какая бабоч­ка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет — живая, я сомкну ладони — и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони — и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил он мудреца: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая?» И ответил мудрец: «Все в твоих руках...».

Дерзайте! Станьте автором сценария своей жизни среди людей, при необходимости меняйте его, корректируйте! Удачи и успеха вам!

ГЛОССАРИИ

Авторитетность— способность человека иметь определенный вес сре­ди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивное поведение — нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.

«Агрессор» — человек, который добивается повышения собственного статуса, критикуя или порицая других, когда дела идут не лучшим обра­зом, и принижая личные качества, достоинство и статус другого чело­века.

Алгоритм— точное, пунктуальное описание последовательности дей­ствий, преобразующих исходные данные в искомый результат.

Альтернатива— необходимость выбора одного из нескольких возмож­ных вариантов (как правило, взаимоисключающих) решений, предо­ставленных вариантов действия.

Амимия— отсутствие или ослабление выразительности лицевой мус­кулатуры.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, от запа­са знаний и общего содержания духовной жизни человека.

Арго— речь социально замкнутых групп.

Аргумент аё потшет(«переход на личности») — аргумент, нацелен­ный на человека, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса.

Ассертивность— умение постоять за себя в межличностных отноше­ниях, защищая свои права и уважая права других.

Атрибуция каузальная— приписывание причины наблюдаемому дей­ствию или поступку человека.

Аттракция— привлекательность, влечение одного человека к друго­му, сопровождающееся положительными эмоциями.

Барьер психологический— внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и др.), мешающее челове­ку успешно выполнять некоторые действия.

Барьер смысловой— несовпадение смыслов высказанных просьб, тре­бований у партнеров в общении. Зачастую в процессе взаимодействия препятствует установлению доверительных отношений между людьми.

Вербальный(словесный) — в психологии этим термином обознача­ются формы знакового материала; устный, словесный.

Виртуальный— способный к действию, возможный; (филос.) не су­ществующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий.

Взаимопонимание— понимание того, что оратор и аудитория распо­лагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие чувства и имеют общий опыт.

Визуализация— мысленное представление того, как вы что-то ус­пешно делаете, воспринимаемое глазами.

Внутренние шумы— мысли и чувства, мешающие коммуникацион­ному процессу.

Внушение— неосознанное влияние одного человека на другого, вы­зывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Выработка норм— стадия развития группы, на которой группа за­крепляет свои правила поведения, в особенности те, что касаются раз­решения конфликтов.

Гетерогенная группа— состоящая из людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы.

Глоссарий— собрание малоупотребительных слов (обычно к отдель­ному произведению или автору).

Говорить уместно— выбирать язык и символы, приспособленные к нуждам, интересам, знаниям и отношениям слушателей.

Гомогенная группа— в которой все члены имеют между собой очень

много общего.

Групповое взаимодействие— совокупность коммуникативных и меж­индивидуальных связей, необходимых для совместной деятельности.

Дезавуировать— публично отказаться от своих предшествующих вы­сказываний.

Декодирование— процесс обратной трансформации сообщений в идеи

и чувства.

Денотация— прямое, точное значение, которое языковое сообще­ство формально приписывает слову.

Деструктивный— неэффективный, неплодотворный, разрушительный.

Дискриминация— несправедливое обращение с людьми или причине­ние им вреда на основании их принадлежности к той или иной группе.

Дистанцирование— отдаление, удаление; соблюдение расстояния,

дистанции.

Доминировать— господствовать, преобладать.

Жаргон— техническая терминология или характерные идиомы, упот­ребляемые в специальной деятельности или узкими группами.

Заражение— психологический термин, обозначающий бессознатель­ную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и

побуждений.

Защитные механизмы— совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.

Идентификация— установление идентичности, тождественности пред­метов и явлений; в психологическом смысле — механизм социализации, отождествления индивида с группой.

Имидж— целенаправленно формируемый образ, призванный ока­зать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации.

Импонировать— производить положительное впечатление, нравить­ся, например импонировать открытостью общения.

Интерактивная стратегия— получение информации о другом челове­ке в процессе взаимодействия с ним.

Интерпретировать— истолковывать, приписывать значения отобран­ной и систематизированной информации.

Интроверсия— обращенность сознания человека к самому себе; по­глощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровож­даемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интроспекция— самонаблюдение; изучение собственных психиче­ских процессов.

Инцидент— происшествие, случай, столкновение.

Иррациональный— недоступный пониманию, разуму.

Кинесика— наука, изучающая движения, позы, мимику и жесты.

Клише— стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.

Когнитивные препятствия— препятствия, возникающие, когда груп­па ощущает давление как результат трудности задачи, нехватки инфор­мации или ограниченного времени.

Кодирование— процесс трансформации идей и чувств в слова, зву­ки, действия.

Коллизия— столкновение противоположных, разнонаправленных взглядов, стремлений, чувств, интересов, обстоятельств.

Коммуникабельность— способность, предрасположенность к обще­нию, коммуникации, к установлению контактов и связей, психологи­ческая совместимость, общительность.

Коммуникационная компетентность— соответствие коммуникативно­го поведения данной ситуации и его эффективность.

Компенсация— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности— сложное состояние человека, связан­ное с недостатком каких-либо качеств (способностей, умений, знаний, навыков), сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

Компромисс— ситуация, когда обе стороны идут на жертвы ради поиска общих интересов.

Конкурентоспособность— совокупность потребительских свойств дан­ного товара, характеризующих его отличие от товара конкурента по сте­пени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и пр.

Конкуренция— соперничество, борьба за достижение лучших резуль­татов на каком-либо поприще.

Коннотация— чувства или оценки, которые у нас ассоциируются со словом.

Консенсус— общее согласие по обсуждаемому или спорному вопро­су, достигнутое без процедуры голосования.

Конфликт— трудноразрешимое противоречие, связанное с острым эмоциональным переживанием, вызванное несовместимостью взглядов, целей, интересов, потребностей.

Конформность— некритическое принятие человеком чужого непра­вильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственно­го мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Конфронтация — противопоставление, противоборство.

Креативность — творчество, способность творить.

Латентный— скрытое, внешне не заметное развитие какого-либо

процесса, явления.

Лидер — член группы, имеющий влияние на других членов группы в

совместной деятельности.

Малая группа— группа от 2 до 15 человек, члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном общении.

Манипулирование— сложное, запутанное действие; ловкая про­делка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на со­знание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуж­дение.

Межличностный конфликт— результат ситуации, когда потребности или представления одного человека не соответствуют потребностям или представлениям другого.

Менталитет, ментальность— образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, ми­ровосприятие.

Мистификация— намеренное введение кого-либо в заблуждение,

заведомый обман.

Мозговой штурм— специальный метод организации совместной твор­ческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной ак­тивности и решение сложных интеллектуальных задач.

Нагнетание конфликта— размышления или тягостные раздумья над реальной проблемой или тем, что представляется проблемой, доводя­щие человека до состояния, когда конфликт считается более серьезным, чем он есть на самом деле, и человек начинает обвинять партнера.

Назализация— негативная околоречевая характеристика: паузы, зву­ки, слова-паразиты.

Невербальная коммуникация— движения и особенности голоса чело­века при передаче им вербального сообщения.

Невротизм— состояние, характеризующееся эмоциональной неус­тойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными рас­стройствами.

Неконгруэнтность— разрыв между неправильным восприятием себя

и реальностью.

Нервозность— страх или тревога, связанные с публичным выступле­нием.

Нормы социальные— принятые в данном обществе или группе пра­вила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.

Обратная связь— вербальная и физическая реакция на людей и их

сообщения.

Окно Джогари— инструмент для исследования взаимозависимости

самораскрытия и обратной связи.

Остракизм— изгнание, осуждение кого-либо.

Открытый тип разговора— откровенный обмен мыслями и чувствами без использования манипуляций.

Пантомимика— система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

Парафраз— изложение сути сообщения.

Парафраз чувств— ответ, ориентированный на эмоции, связанные с содержанием сообщения.

Параязык— невербальное «звучание» сообщений: манера передачи информации.

Паритет— равенство, одинаковое положение, принцип равных прав и возможностей, равное соотношение.

Пассивное поведение— нежелание высказывать свое мнение, пока­зывать свои чувства или принимать на себя ответственность за свои дей­ствия.

Паттерн— набор характеристик, отличающих одни предметы от дру­гих, который используется для группирования предметов, имеющих оди­наковые характеристики.

Персонализация чувств и мнений— использование высказываний от первого лица для идентификации себя как источника конкретных мыс­лей, чувств.

Персонификация— приспособление информации к специфическим представлениям аудитории.

Перцепция социальная— процесс формирования в общественном и социальном сознании образов социальных объектов в форме восприятия и понимания одним человеком другого.

Поддерживающая роль— специфический паттерн поведения, кото­рый помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективное разрешение конфликтов.

Поза — положение или осанка тела.

Полилог— дискуссия трех и более участников.

Понимание— точная расшифровка сообщения путем присвоения ему правильного значения.

Поспешное обобщение— представление обобщения, которое либо вообще не подкреплено фактами, либо подкреплено только одним сла­бым примером.

Построение команды— деятельность, направленная на то, чтобы повысить эффективность совместной работы группы.

Потребность в контроле ситуации— желание влиять на события и окружающих людей.

Потребность в присоединении— желание находиться в обществе дру­гих людей.

Правила— неписаные законы, которые определяют, какое поведе­ние обязательно, предпочтительно или запрещено в определенном кон­тексте.

Превалировать— иметь перевес, преимущество, преобладать.

Презентация— торжественное, публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

Прецедент— случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для аналогичных действий в настоящем.

Приемлемые цели— цели, которые члены команды считают осмыс­ленными и в достижении которых они лично заинтересованы.

Принуждение— способ разрешения конфликта с помощью силы, словесных нападок или манипуляций; при этом человек требует, чтобы его потребности были удовлетворены, а идеи одобрены.

Принцип сотрудничества— состоит в том, что беседы будут протекать удачно, когда вклад участников разговора будет соответствовать его цели.

Принятие точки зрения— представление себя на месте другого.

Приспособление— способ разрешения конфликта, когда люди пыта­ются удовлетворить потребности другого и при этом жертвуют своими собственными потребностями.

Проверка восприятия— утверждение, отражающее ваше собствен­ное понимание смысла невербальных сигналов, переданных другими

людьми.

Проекция— механизм психологической защиты, заключающийся в неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами.

Проявление чувств— выражение чувств посредством мимики, жес­тов и эмоциональных вербальных реакций.

Психологическая совместимость людей— способность людей нахо­дить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотруд­ничать друг с другом.

Психологический контекст— настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.

Рабочая группа— объединение из трех или более людей, которые должны взаимодействовать между собой и влиять друг на друга, чтобы выполнить общую задачу.

Разговор на равных— разговор без каких-либо слов или невербаль­ных сигналов, подчеркивающих превосходство.

Разговор-раппорт— разговор, в котором человек делится пережива­ниями и устанавливает личные отношения.

Рассуждение по аналогии — рассуждение, при котором выводы явля­ются результатом сравнения с ситуацией с похожим сочетанием обстоя­тельств.

Рассуждение путем указания на признак —рассуждение, в котором заключение основано на присутствии доступных наблюдению данных, которые обычно или всегда сопровождают другие, не наблюдаемые не­посредственно переменные.

Рассуждение путем установления причинно-следственных связей —метод рассуждения, в котором заключение представляется как результат влияния какого-то обстоятельства или набора обстоятельств.

Реакция интерпретации— высказывания, которые предлагают разум­ное альтернативное толкование события или обстоятельств с целью по­мочь собеседнику увидеть ситуацию с другой точки зрения.

Реакция поддержки— утешающие высказывания, цель которых — выразить одобрение, поддержать, воодушевить, успокоить, утешить.

Регрессивное поведение— форма защитной реакции индивида при переживании им фрустрации, состоящая в замене значимой для него сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую.

Референтная группа— группа, на которую ориентируется человек в своих ценностях и поведении; «эталонная группа» может быть как реаль­ной, так и воображаемой.

Рефлексия— способность сознания человека сосредоточиться на себе.

Риторический вопрос— вопрос, который не требует ответа вслух, а подразумевает мысленный ответ.

Ролевое общение— подчеркивание императивной формой коммуни­кации разницы в занимаемом социальном положении.

Роль— понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положе­нию.

Самоактуализация— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самоопределение личности— самостоятельный выбор человеком сво­его жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самооценка— оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Самораскрытие— обмен биографическими данными, личными пред­ставлениями и чувствами, неизвестными другому человеку.

Самосознание— осознание человеком самого себя, своих собствен­ных качеств и способностей.

Сдерживание чувств— поведение, при котором человек отрицает на­личие у него чувств, удерживает их в себе и не проявляет никаких вер­бальных или невербальных признаков их существования.

Семантические шумы— значение, непреднамеренно переданное посред­ством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.

Сенситивность— чувствительность; способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого, обычно сопровождает­ся повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, всякого рода испытаний.

Символы— слова, звуки и действия, выражающие конкретное со­держание значения.

Симпатия— чувство эмоциональной предрасположенности к челове­ку, повышенный интерес и влечение к нему.

Симпатическое реагирование— чувство заботы, сострадания, направ­ленное на другого человека из-за сложившейся у него ситуации.

Сленг— неофициальный, нестандартный словарь, не совпадающий с нормой литературного языка.

Совместимость— способность людей работать вместе, успешно ре­шать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Сообщение— сочетание значения, символов, кодирования-декоди­рования и формы или способа организации.

Сопереживание— испытание человеком тех же самых чувств и эмо­ций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Соперничество— стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказать им помощь.

Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспро­изводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом социа­лизации является воспитание.

Социально-психологическая компетентность— способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Социальный интеллект— глобальная способность, позволяющая про­гнозировать развитие межличностных ситуаций, интерпретировать ин­формацию, поведение, демонстрировать готовность к социальному вза­имодействия и принятию решений.

Социальный контекст— назначение события, а также уже существу­ющие взаимоотношения между участниками.

Сплоченность— степень взаимодействия членов группы при дости­жении общих целей.

Спонтанное выражение— неосознанное кодирование сообщений. Стабилизация— способ поддержания взаимоотношений на опреде­ленном уровне в течение некоторого времени.

Стереотипы— упрощенные и стандартизованные концепции харак­теристик или ожидаемого поведения членов определенной группы.

Статус— положение человека в системе внутригрупповых отноше­ний, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участни­ков группы.

Стимул— цель, которая дает мотивацию.

Суггестия— внушение, различные способы вербального и невербаль­ного эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью со­здания у него определенного состояния или побуждения к определен­ным действиям.

Тезаурус— одноязычный толковый или тематический лингвистиче­ский словарь, информационный запас слов.

Теория межличностных потребностей— теория, согласно которой воз­никновение, развитие и поддержание отношений зависит от того, на­сколько хорошо каждый человек удовлетворяет межличностные потреб­ности другого.

Толерантность— терпимость, допущение.

Убеждающая речь— процесс, в ходе которого оратор передает сооб­щение, предназначенное для укрепления определенного убеждения ауди­тории, его изменения или побуждения аудитории к действию.

Установки— предрасположенность испытывать положительные или отрицательные чувства к людям, обстановке или вещам, которая обыч­но выражается как мнение.

Уход — способ справиться с конфликтом, когда люди физически или психически устраняются от конфликта.

Фальсификация— злостное, преднамеренное искажение каких-либо

данных.

Физический контекст— местоположение, условия окружающей сре­ды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.

Фрустрация— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Харизма— божественный дар; бытующее представление об особой одаренности, исключительности, непогрешимости кого-либо.

Ценностные ориентации— то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.

Эвфемизм— непрямое, смягченное выражение вместо резкого или нарушающего нормы приличия, мягкий эквивалент жесткого слова.

Эгоцентризм— сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходил вокруг.

Эгоцентрическая роль— специфический паттерн поведения, кото­рый концентрирует внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым.

Эйфория— состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Экстраверсия— обращенность сознания и внимания человека в ос­новном на то, что происходит вокруг него (противоположна интровер-сии).

Экспрессивность речи— голосовые контрасты в высоте звука, гром­кости, темпе и стиле, которые влияют на то, какой смысл извлекают слушатели из произносимых оратором фраз.

Эмоции— возбуждаемые действиями или словами субъективные пе­реживания, которые сопровождаются физиологическим возбуждением и доступными для наблюдения появлениями.

Эмпаткческое реагирование— переживание эмоциональной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого человека

Эмпатия— переживание чувств, мыслей или установок другого чело­века, понимание их внутреннего состояния.

Эффект ореола— приписывание человеку набора связанных между собой качеств, когда вы на самом деле наблюдаете только одно качество из этого набора

Я-концепция— чувство собственной идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Атватер И.Я. Я вас слушаю... — М., 1988.

Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб, пособие. —

Минск, 2000.

Бодалев А. А. Личность и общение: избранные труды. — М., 1983.

Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. — СПб., 2005.

Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. — Рос­тов н/Д, 2005.

Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. — М., 2004.

Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений:

учебник.— М., 2002.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В.М. Межличностное обще­ние: учебник. — СПб., 2002.

Леонтъев А. А. Психология общения. — М., 1997.

Морава Н.А. Тренинг педагогического общения: учеб, пособие. — М., 2003.

Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А. Василика. —

М., 2003.

Панфилова А. П. Деловые беседы. — Л., 1989.

Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятель­ности: учеб, пособие. — СПб., 2005.

Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб, пособие. — М., 2006.

Петров А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология

модерации. — СПб., 2005.

Лиз А. Язык жестов: пер. с англ. — Воронеж, 1992.

Ребус Б. М. Психологические основы делового общения: учеб, посо­бие. - М., 2002.

Рогов Е.Н. Психология общения. — М., 2005.

Седова Н. В. Педагогическая культура учителя. — СПб., 2003.

Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб., 2003.

Сиротина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговор­ной речи. — М., 1996.

Смирнова Е. Е. Психология общения: курс для старших классов сред­ней школы. — СПб., 2005.

Шейное В. П. Психология и этика делового контакта. — Минск, 1997.

Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник. — М., 2004.

Дополнительная

Баркер А. Как улучшить навыки общения: пер. с англ. — СПб., 2003.

Беркли Ален М. Забытое искусство слушать: пер. с англ. — СПб., 1997.

Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб, пособие. — М., 1998.

Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб, пособие. — М., 2001.

Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия: пер. с англ. — СПб., 2002.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: пер. с англ. — СПб., 1997.

Вердербер Р., Вердербер К. Общение. Интенсивный курс: пер. с нем. — СПб., 2005.

Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.

Волчек О. Д. Функции и значение телевидения в жизни студентов // Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь. — СПб., 2002.

Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл..: пер. с англ. — М., 2000.

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., 1980.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и за­щита. — М., 1997.

Зарайский Д. А. Управление чужим поведением: технология личного психологического влияния. — Дубна, 1997.

Касаткин С.Ф. Техника обратной связи. Мастер общения. — СПб., 2002.

Кишкель Е.Н. Управленческая психология: учебник. — М., 2002.

Клюев Е. В. Речевая коммуникация: учеб, пособие. — М., 1998.

Крюгер В. Руководство командой: пер. с нем. — М., 2006.

Ли Д. Практика группового тренинга: пер. с англ. — СПб., 2001.

Лэйхифф Дж. М., ПенроузДж. М. Бизнес-коммуникации: пер. с англ. — СПб., 2001.

Панфилова А. П. Психология переговоров, или Как общаться, чтобы достичь успеха. — Улан-Удэ, 1995.

Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент: интерактивные тех­нологии для обучения и организационного развития. — СПб., 2003.

Панфилова А. П., Громова Л. А., Богачек И. А., Абчук В. А. Основы менедж­мента // Полное руководство по кейс-технологиям / под ред. В. П. Соло­мина. — СПб., 2004.

Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии реше­ний. — СПб., 2005.

Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. — М., 1998.

Петрова Н. П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Ин­тернет. — СПб., 2002.

Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). — М., 2004.

Рай Л. Развитие навыков эффективного общения: пер. с англ. - СПб.,

Тимофеев М. И. Деловое общение: учеб, пособие.-М. 2004. Томсон П. Самоучитель общения: пер. с англ. - СПб^ 2001. Уизерс Б. Управление конфликтом: пер. с англ. - СПб. 2004. Фомин Ю А. Психология делового общения. - Минск, ЛШ. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе: сб. упраж­нений' пер. с нем. — М., 2003.

Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего:

практическое пособие: пер. с нем. - М., 2004.

Хартли М. Язык жестов в деловом общении: пер. с англ. - М., Энкельман Н. Б. Харизма: пер. с нем. - М., 2000.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Наши рекомендации