Требования к системе в целом

Общие сведения

Наименование системы

1.1.1. Полное наименование системы. Полное наименование: Рабочее место продавца-консультанта.

1.1.2. Краткое наименование системы. Краткое наименование: РМП, Система.

Основания для проведения работ

Работа выполняется на основании договора № 518 от 12.02.15 до 30.06.15

Наименование организаций – Заказчика и Разработчика

1.3.1. Заказчик

Заказчик: ОАО «Эльдорадо» Адрес фактический: г. Нефтекамск Телефон / Факс: +7 (34783) 23845

1.3.2. Разработчик

Разработчик: ОАО «Коммюнити» Адрес фактический: г. Нефтекамск Телефон / Факс: +7 (34783) 23876

Плановые сроки начала и окончания работы

сроки начала и окончания работ от 12.02.15 до 30.06.15

Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ

Работы по созданию РМП сдаются. Разработчиком поэтапно в соответствии с календарным планом Проекта. По окончании каждого из этапов работ Разработчик сдает Заказчику соответствующие отчетные документы этапа, состав которых определены Договором.

Назначение и цели создания системы

Назначение системы

РМП предназначена для повышения оперативности и качества принимаемых решений сотрудниками Заказчика. Основным назначением РМП является автоматизация информационно-аналитической деятельности в сфере продаж Заказчика.

Цели создания системы

РМП создается с целью: - обеспечения сбора и первичной обработки исходной информации, необходимой для подготовки отчетности по показателям деятельности; - создания единой системы отчетности по показателям деятельности; - повышения качества (полноты, точности, достоверности, своевременности, согласованности) информации. В результате создания хранилища данных должны быть улучшены значения следующих показателей: - время сбора и первичной обработки исходной информации; - количество информационных систем, используемых для подготовки аналитической отчетности; - время, затрачиваемое на информационно-аналитическую деятельность.

Характеристика объектов автоматизации

Объектом автоматизации являются продажи, выполняемые в структурных подразделениях Заказчика. Следовательно, применительно к данному РМП, объектами автоматизации будут являться передаваемые документы (чек), в пределах одной организации.

Требования к системе

Требования к системе в целом

4.1.1. Требования к структуре и функционированию системы

Система РМП должна быть централизованной, т.е. все данные должны располагаться в центральном хранилище. Система РМП должна иметь трехуровневую архитектуру (можно привести общую схему, на которой определить уровни. Например, первый - источник, второй - хранилище, третий - отчетность). В Системе предлагается выделить следующие функциональные подсистемы: - подсистема сбора, обработки и загрузки данных, которая предназначена для реализации процессов сбора данных из систем источников, приведения указанных данных к виду, необходимому для наполнения подсистемы хранения данных; - подсистема хранения данных, которая предназначена для хранения данных в структурах, нацеленных на принятие решений; - подсистема формирования и визуализации отчетности.

В качестве протокола взаимодействия между компонентами Системы на транспортно-сетевом уровне необходимо использовать протокол TCP/IP. Для организации информационного обмена между компонентами Системы должны использоваться специальные протоколы прикладного уровня, такие как: NFS, HTTP и его расширение HTTPS, NetBios/SMB, Oracle TNS. Для организации доступа пользователей к отчетности должен использоваться протокол презентационного уровня HTTP и его расширение HTTPS.

Смежными системами для РМП являются: - информационные системы оперативной обработки данных Заказчика; - информационные системы планирования. Источниками данных для Системы должны быть: - Информационная система управления предприятием (СУБД MS SQL). - Информационно-справочная система (СУБД MS SQL). - Информационная система обеспечения бюджетного процесса (СУБД Oracle). Перечень предпочтительных способов взаимодействия со смежными системами приведен ниже. - Информационная система управления предприятием - с использованием промежуточной базы данных (ПБД). - Информационно-справочная система - обмен файлами ОС определенного формата. - Информационная система обеспечения бюджетного процесса - интеграция «точка – точка».

Требования к режимам функционирования системы.

Система должна поддерживать следующие режимы функционирования:

- основной режим, в котором подсистемы РМП выполняют все свои основные функции.

- профилактический режим, в котором одна или все подсистемы РМП не выполняют своих функций. В основном режиме функционирования Система РМП должна обеспечивать:

- работу пользователей режиме – 24 часов в день, 7 дней в неделю (24х7);

- выполнение своих функций – сбор, обработка и загрузка данных; хранение данных, предоставление отчетности.

В профилактическом режиме система РМП должна обеспечивать возможность проведения следующих работ:

- техническое обслуживание;

- модернизацию аппаратно-программного комплекса;

- устранение аварийных ситуаций.

Общее время проведения профилактических работ не должно превышать X% от общего времени работы системы в основном режиме (Y часов в месяц).

Требования по диагностированию системы (какие средства будут использоваться или создаваться, чтобы обеспечить диагностику системы).

Для обеспечения высокой надежности функционирования Системы как системы в целом, так и её отдельных компонентов должно обеспечиваться выполнение требований по диагностированию ее состояния. Диагностирование Системы должно осуществляться следующими штатными средствами, входящими в комплект поставки программного обеспечения:

- СУБД – «указывается ПО администратора позволяющее проводить мониторинг»;

- ETL-средство;

- средство визуализации.

Обязательно ведение журналов инцидентов в электронной форме, а также графиков и журналов проведения ППР. Для всех технических компонентов необходимо обеспечить регулярный и постоянный контроль состояния и техническое обслуживание.

4.1.2. Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы

4.1.2.1. Требования к численности персонала

В состав персонала, необходимого для обеспечения эксплуатации РМП в рамках соответствующих подразделений Заказчика, необходимо выделение следующих ответственных лиц:

- руководитель эксплуатирующего подразделения - 1 человек.

- администратор подсистемы сбора, обработки и загрузки данных - 2 человека.

- администратор подсистемы хранения данных - 2 человека.

- администратор подсистемы формирования и визуализации отчетности - 1 человек.

Данные лица должны выполнять следующие функциональные обязанности:

- руководитель эксплуатирующего подразделения - на всем протяжении функционирования РМП обеспечивает общее руководство группой сопровождения;

- администратор подсистемы сбора, обработки и загрузки данных - на всем протяжении функционирования РМП обеспечивает контроль процессов ETL, подготовку и загрузка данных из внешних источников в хранилище данных;

- администратор подсистемы хранения данных - на всем протяжении функционирования РМП обеспечивает распределение дискового пространства, модификацию структур БД, оптимизацию производительности;

- администратор подсистемы формирования и визуализации отчетности - на всем протяжении функционирования РМП обеспечивает поддержку пользователей, формирование отчетности.

4.1.2.2. Требования к квалификации персонала

К квалификации персонала, эксплуатирующего Систему РМП, предъявляются следующие требования:

- конечный пользователь - знание соответствующей предметной области; знание основ многомерного анализа; знания и навыки работы с аналитическими приложениями;

- администратор подсистемы сбора, обработки и загрузки данных - знание методологии проектирования хранилищ данных; знание методологии проектирования ETL процедур; знание интерфейсов интеграции ХД с источниками данных; знание СУБД; знание языка запросов SQL;

- администратор подсистемы хранения данных - глубокие знания СУБД; знание архитектуры «Звезда» и «Снежинка»; опыт администрирования СУБД; знание и навыки операций архивирования и восстановления данных; знание и навыки оптимизации работы СУБД;

- администратор подсистемы формирования и визуализации отчетности - понимание принципов многомерного анализа; знание методологии проектирования хранилищ данных; знание и навыки администрирования приложения; знание языка запросов SQL; знание инструментов разработки.

4.1.2.3. Требования к режимам работы персонала

Персонал, работающий с Системой РМП и выполняющий функции её сопровождения и обслуживания, должен работать в следующих режимах:

- конечный пользователь - в соответствии с основным рабочим графиком подразделений Заказчика;

- администратор подсистемы сбора, обработки и загрузки данных – двухсменный график, поочередно;

- администратор подсистемы хранения данных – двухсменный график, поочередно.

- Администратор подсистемы формирования и визуализации отчетности – в соответствии с основным рабочим графиком подразделений Заказчика.

4.1.3. Показатели назначения

4.1.3.1. Параметры, характеризующие степень соответствия системы назначению

Система должна обеспечивать следующие количественные показатели, которые характеризуют степень соответствия ее назначению:
- Количество измерений – 7;
- Количество показателей – 5;
- Количество аналитических отчетов – 15.

4.1.3.2. Требования к приспособляемости системы к изменениям

Обеспечение приспособляемости системы должно выполняться за счет:
- своевременности администрирования;
- модернизации процессов сбора, обработки и загрузки данных в соответствии с новыми требованиями;
- модификации процедур доступа и представления данных конечным пользователям;
- наличия настроечных и конфигурационных файлов у ПО подсистем.

4.1.4. Требования к надежности

4.1.4.1. Состав показателей надежности для системы в целом
Надежность должна обеспечиваться за счет:
- применения технических средств, системного и базового программного обеспечения, соответствующих классу решаемых задач;
- своевременного выполнения процессов администрирования Системы РМП;
- соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-аппаратных средств;
- предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала.
Время устранения отказа должно быть следующим:
- при перерыве и выходе за установленные пределы параметров электропитания - не более 10 минут.
- при перерыве и выходе за установленные пределы параметров программного обеспечением - не более 3 часов.
- при выходе из строя АПК ХД - не более 6 часов.
Система должна соответствовать следующим параметрам:
- среднее время восстановления 150 часов - определяется как сумма всех времен восстановления за заданный календарный период, поделенные на продолжительность этого периода;
- коэффициент готовности 0.05 - определяется как результат отношения средней наработки на отказ к сумме средней наработки на отказ и среднего времени восстановления;
- время наработки на отказ 1570 часов - определяется как результат отношения суммарной наработки Системы к среднему числу отказов за время наработки.
Средняя наработка на отказ АПК не должна быть меньше 2 часов.

4.1.4.2. Перечень аварийных ситуаций, по которым регламентируются требования к надежности

При работе системы возможны следующие аварийные ситуации, которые влияют на надежность работы системы:
- сбой в электроснабжении сервера;
- сбой в электроснабжении рабочей станции пользователей системы;
- сбой в электроснабжении обеспечения локальной сети (поломка сети);
- ошибки Системы РМП, не выявленные при отладке и испытании системы;
- сбои программного обеспечения сервера.

4.2. Требования к видам обеспечения

4.2.1. Требования к информационному обеспечению

Приводятся требования:
1) к составу, структуре и способам организации данных в системе;
2) к информационному обмену между компонентами системы;
3) к информационной совместимости со смежными системами;
4) по использованию общесоюзных и зарегистрированных республиканских, отраслевых классификаторов, унифицированных документов и классификаторов, действующих на данном предприятии;
5) по применению систем управления базами данных;
6) к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и представлению данных;
7) к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;
8) к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных;
9) к процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами АС (в соответствии с ГОСТ 6.10.4).

4.3.2. Требования к лингвистическому обеспечению

Для лингвистического обеспечения системы приводятся требования к применению в системе языков программирования высокого уровня, языков взаимодействия пользователей и технических средств системы, а также требования к кодированию и декодированию данных, к языкам ввода-вывода данных, языкам манипулирования данными, средствам описания предметной области (объекта автоматизации), к способам организации диалога.

При реализации системы должны применяться следующие языки высокого уровня: SQL, Delphi и д.р.
При реализации системы должны применяться следующие языки и стандарты взаимодействия РМП со смежными системами и пользователей с РМП: должны использоваться встроенные средства диалогового взаимодействия BI приложения; Java; Java Script; HTML; др.
Должны выполняться следующие требования к кодированию и декодированию данных: Windows CP1251 для подсистемы хранения данных; Windows CP1251 информации, поступающей из систем-источников.
Для организации диалога системы с пользователем должен применяться графический оконный пользовательский интерфейс.

4.3.3. Требования к программному обеспечению

Для программного обеспечения системы приводят перечень покупных программных средств, а также требования:
к независимости программных средств от используемых СВТ и операционной среды;
к качеству программных средств, а также к способам его обеспечения и контроля;
по необходимости согласования вновь разрабатываемых программных средств с фондом алгоритмов и программ.

Перечень покупных программных средств:
- указывается название СУБД;
- указывается название ETL-средства;
- указывается название BI-приложения.
К обеспечению качества ПС предъявляются следующие требования:
- функциональность должна обеспечиваться выполнением подсистемами всех их функций.
- надежность должна обеспечиваться за счет предупреждения ошибок - не допущения ошибок в готовых ПС;
- легкость применения должна обеспечиваться за счет применения покупных программных средств;
- эффективность должна обеспечиваться за счет принятия подходящих, верных решений на разных этапах разработки ПС и системы в целом;
- сопровождаемость должна обеспечиваться за счет высокого качества документации по сопровождению, а также за счет использования в программном тексте описания объектов и комментариев; использованием осмысленных (мнемонических) и устойчиво различимых имен объектов; размещением не больше одного оператора в строке текста программы; избеганием создания фрагментов текстов программ с неочевидным или скрытым смыслом.
- также на каждом этапе в разработке ПС должна проводится проверка правильности принятых решений по разработке и применению готовых ПС.
Необходимость согласования вновь разрабатываемых программных средств с фондом алгоритмов и программ отсутствует.

4.3.4. Требования к метрологическому обеспечению

В требованиях к метрологическому обеспечению приводят:
1) предварительный перечень измерительных каналов;
2) требования к точности измерений параметров и (или) к метрологическим характеристикам измерительных каналов;
3) требования к метрологической совместимости технических средств системы;
4) перечень управляющих и вычислительных каналов системы, для которых необходимо оценивать точностные характеристики;
5) требования к метрологическому обеспечению технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов системы, средств встроенного контроля, метрологической пригодности измерительных каналов и средств измерений, используемых при наладке и испытаниях системы;
6) вид метрологической аттестации (государственная или ведомственная) с указанием порядка ее выполнения и организаций, проводящих аттестацию.

4.3.5. Требования к организационному обеспечению

Приводятся:
1) требования к структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию.
2) требования к организации функционирования системы и порядку взаимодействия персонала АС и персонала объекта автоматизации.
3) требования к защите от ошибочных действий персонала системы.

Основными пользователями системы РМП являются сотрудники функционального (например, сотрудники аналитического отдела) подразделения Заказчика.
Обеспечивает эксплуатацию Системы подразделение информационных технологий Заказчика.
Состав сотрудников каждого из подразделений определяется штатным расписанием Заказчика, которое, в случае необходимости, может изменяться.
К организации функционирования Системы РМП и порядку взаимодействия персонала, обеспечивающего эксплуатацию, и пользователей предъявляются следующие требования:
- в случае возникновения со стороны функционального подразделения необходимости изменения функциональности системы РМП, пользователи должны действовать следующим образом: позвонить по телефону +7 (34783) 27689 или на электронный ящик [email protected].
- подразделение, обеспечивающее эксплуатацию системы, должно заранее (не менее чем за 3 дня) информировать всех пользователей (с указанием точного времени и продолжительности) о переходе её в профилактический режим.

К защите от ошибочных действий персонала предъявляются следующие требования:
- должна быть предусмотрена система подтверждения легитимности пользователя при просмотре данных;
- для всех пользователей должна быть запрещена возможность удаления преднастроенных объектов и отчетности;
- для снижения ошибочных действий пользователей должно быть разработано полное и доступное руководство пользователя.

4.3.6. Требования к методическому обеспечению

Приводятся требования к составу нормативно-технической документации системы (перечень применяемых при ее функционировании стандартов, нормативов, методик и т. п.).

Приводятся название методик, инструкций и ссылки на них для ПО и АПК каждой из подсистем.

4.3.6. Требования к патентной чистоте

В требованиях по патентной чистоте указывают перечень стран, в отношении которых должна быть обеспечена патентная чистота системы и ее частей.

По всем техническим и программным средствам, применяемым в системе, должны соблюдаться условия лицензионных соглашений и обеспечиваться патентная чистота.
Патентная чистота – это юридическое свойство объекта, заключающиеся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащего третьим лицам (права промышленной собственности).

5. Состав и содержание работ по созданию системы

Работы по созданию системы выполняются в три этапа:
Проектирование. Разработка эскизного проекта. Разработка технического проекта (продолжительность — 1 месяц).
Разработка рабочей документации. Адаптация программ (продолжительность — 2 месяца).
Ввод в действие (продолжительность — 1 месяц).
Конкретные сроки выполнения стадий и этапов разработки и создания Системы определяются Планом выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью Договора на выполнение работ по настоящему Частному техническому заданию.
Перечень организаций - исполнителей работ, определение ответственных за проведение этих работ организаций определяются Договором.
Возможно приведение таблицы, в которой будут укрупненно описываться работы по каждому этапу, выходные результаты, участие Разработчика и ответственность Заказчика.

Наши рекомендации