Тема 34. Системы управления запасами
Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запаса).
Фиксированный уровень запаса проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас в момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение «не заказывать» (рис. 34.1).
Рис. 34.1. Система оперативного управления: , Р- constanta
Рис. 34.2. Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запаса):
Р - constanta; - случайные периоды между заказами
Рис. 34.3. Система с двумя уровнями при периодической проверке
фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса):
T - constanta; PI, P2, РЗ - отдельные заказы
Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запаса). В момент достижения запасов порогового значения заказывается партия постоянного объема (рис. 34.2).
Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень товарных запасов проверятся через равные промежутки времени. Если он оказывается меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказ. Если фактический запас больше минимального, то принимается решение «не заказывать» (рис. 34.3).
Тема 35. Анализ ABC
В логистике ЛВС-анализ применяют, ставя целью сокращение запасов, сокращение количества перемещения на складе, общее увеличение прибыли предприятия, а также преследуя другие цели.
Идея ЛВС-анализа состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.
В экономике широко известно так называемое правило Паретто (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80 % результатов этого дела. Вклад остальных 80 % объектов составляют только 20 % общего результата (табл. 35.1).
Таблица 35.1.
Группировка товаров по доле в объеме сбыта
Группа по уровню сбыта | Количество н; складе | Стоимость продажи на одно наименование, тыс. руб. | Товарооборот |
А | >50 | ||
В | >10 | ||
С | <10 |
Из таблицы видно, что на 12 % ходится 82 % товарооборота в стоимостном выражении. Следующая группа товаров, составляющая 19 % всей номенклатуры — 14 % стоимости запасов. Последняя группа, составляющая 69 % номенклатуры товаров, — всего 4 % стоимости запаса. Этот факт имеет огромное значение.
Предположим, что первоначально расходы на управление распределялись между всеми объектами равномерно, вне зависимости от вклада объекта в конечный результат, при этом стоимость одного объекта составляет 5 условных единиц. Общая стоимость управления 100 • 5 = 500.
Увеличим в 2 разастоимость управления объектами группы А и снизим в два раза стоимость управления объектами группы С. Стоимость управления объектами группы В оставим без изменения.
Простой расчет (12 • 10 + 19 • 5 + 69 • 2,5 - 387,5) показывает снижение стоимости контроля на 112,5 условных
единиц.
Ухудшение управления группой С, скорее всего, не приведет к значительному изменению конечного результата в связи с незначительной ролью этой группы. В то же время улучшение управления группой А может этот результат существенно улучшить.
Таким образом, перераспределение средств на управление, выполненное в соответствии с результатами анализа ABC, даст снижение затрат на управление и одновременно повысит его эффективность.
В качестве одного из возможных алгоритмов разделения всего ассортимента на группы ABC можно предложить следующий. Подсчитывается общее количество заявок, поступивших за определенный период, и делится на общее количество позиций ассортимента N, в результате чего выводится показатель среднего количества заявок Р на одну позицию ассортимента N. Все товары, количество заявок на которые в 6 раз более Р, включаются в подмножество А, в подмножество С — товары, количество заявок на которые в 2 и более раз меньше Р. Все остальные включаются в подмножество В.
Метод ABC — способ нормирования и контроля за состоянием запасов.
Товары группы А — это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запас. Размеры запасов группы А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупками, доставкой и хранением, а также размер и
момент заказа.
Товары группы В занимают среднее положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньше внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.
Товары класса С, составляющие, как правило, большую часть ассортимента, относятся к второстепенным. На долю этих товаров приходится наименьшая часть всех финансовых средств, вложенных в запасы. Точные оптимизированные расчеты размера и периода заказа с товарами данной группы не выполняются.
Тема 36. Влияние вероятностного характера спроса на решение по уровню запасами (анализ XYZ).
Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной — здесь весь ассортимент делится на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.
В группу У включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможность прогнозировать спрос по товарам данной группы средняя.
В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозирование объемов реализации
товаров группы Z сложно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе XYZ, является коэффициент вариации спроса по этой позиции.
Среди относительных показателей вариации часто применяют показатель относительной колеблемости.
где xi — i-e значение спроса по оцениваемой позиции;
х ср — среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период п;
п — величина периода, за который произведена оценка.
Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы XYZ может быть осуществлено, например, на основе алгоритма, представленного в табл. 36.1.
Таблица 36.1.
Возможный алгоритм дифференциации на группы XYZ
Группа | Интервал | |
X | 0 10% | |
У | 10% 25% | |
Z | 25% | |
Во многих случаях номенклатура товаров групп А и В совпадает с номенклатурой, входящей в группы X и У. Замечено, что как в группы A и В, так и в группы X и У входит не более 40% всей номенклатуры товаров.
Наложение результатов анализа XYZ на данные анализа ABC позволяют разбить запасы на девять групп (табл. 36.2), каждая из которых имеет две характеристики: стоимость запасов и точность прогнозирования потребности в них.
Таблица 36.2.
Деление при совместном использовании ABC и XYZ
Группы | A | В | С |
X | AX | BX | CX |
Y | AY | BY | CY |
Z | AZ | BZ | CZ |
В управлении этими подгруппами существуют определенные закономерности.
Подгруппы АХ, AY, AZ требуют индивидуального управления.
Подгруппы СХ, CY, CZ управляются одинаково — планирование таких запасов можно выполнять на год, с ежемесячным контролем наличия.
В подгруппах ВХ, BY и BZ могут быть совпадения и различия в методах контроля.
Анализ ABC и XYZ программируется и выполняется ежемесячно или ежеквартально.