Классификация конфликтов. причины конфликтов

Конфликты классифицируются в зависимости от:

- способа разрешения: насильственный/ненасильственный

- природы возникновения: политический, социальный, экономический, организационный (связ. с организацией деятельности людей)

- направления воздействия: вертикальный/горизонтальный (количество власти, нахождение на разных уровнях власти)

- по степени выраженности: скрытый/открытый

- по количеству участников: внутриличностные, межличностные, межгрупповые

- наличия О конфликта: объектные, безобъектные

- затронутых потребностей: конфликт интересов, конфликт взглядов, ценностей (когнитивные конфликты)

- временные параметры: кратковременные, быстротечные, длительные

- результативность конфликта: конструктивные (группы, где они происходят сохраняют целостность, а отношения м/у членами группы – характер сотрудничества, кооперации) и деструктивные (взаимоотношения м/у людьми приобретают характер борьбы, противостояния)

Гришина: социальные конфликты (военные, этнические, религиозные, политические); социально-психологические (межгрупповой, внутригрупповой, межличностный); психологические конфликты (личностные)

Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина конфликтов: Маркс – частная собственность и порождаемое ею социальное неравенство; Зиммель – конфликтная природа человека; Дарендорф – отношения господства и подчинения; Козер – борьба за ресурсы.

В современной конфликтологии выделяют 4 группы причин конфликтов:

Объективные: социальные, политические, экономические и идеологические.

Организационно – управленческие:

- структурно-организационные (ошибки в проектировании структуры, изменение структуры, неодинаковая оснащенность рабочих мест, несоразмерность прав и обязанностей)

- функционально-организационные (связи с внешней средой, м/у структурными подразделениями орг-ии, неправильное распределение ответственности, ограниченность ресурсов, отсутствие, искаженность или противоречивость информации)

- личностно-функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности, противоречивость требований профессиональных и личных)

- ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения)

Социально-психологические:

- Естественное столкновение интересов людей

- Конфликт ценностей: м/у свободой и равенством, демократией и авторитарностью, стремлением к общественной собственности и ориентацией на частную собственность

- Потери и искажение информации в процессе коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания)

- Разбалансированное ролевое взаимодействие людей

- Выбор разных способов оценки результатов деятельности; разный подход к оценке одних и тех же событий, внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция

- Стремление больше брать, чем отдавать

- Стремление к власти, психологическая несовместимость

Личностные: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, неадекватный уровень притязаний, чрезмерная выраженность отдельных черт характера

Динамика конфликта. Этапы и фазы.

Динамика конфликтавключает в себя понятияэтапов конфликта и его фаз.Динамические характеристики это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

1 этап. предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту).

Этап Инцидент

Инцидент конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт..

3. этап Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает.

Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:

-мотивы расцениваются как подлые и низменные,

-действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые,

-позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная,

-операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает,

-восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.

Наши рекомендации