Коммуникативные процессы: сущность и типология
Отличительные признаки от других процессов:
o взаимодействие субъектов;
o наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму или не иметь ее;
o целесообразность или функциональность.
Функции коммуникации
o Информационная - передача сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений
o Мотивационная – побуждение сотрудников к лучшему исполнению задач
o Контрольная – отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и соподчиненности
o Экспрессивная способствует выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности
Виды коммуникации
o Вербальная и невербальная коммуникация.
o Межличностная коммуникация.
o Коммуникация в малых группах.
o Массовая коммуникация.
К вербальным коммуникациям относиться человеческая речь, устная и письменная.
Современный человек произносит за день до 30 тыс. слов.
Доказано, что на невербальные коммуникации приходиться 65 % информации о человеке, тогда как на вербальную только 35 %!
По силе воздействия на язык приходиться 7% влияния, на голос – 38 %.
Существует взаимосвязь между вербальными и невербальными средствами коммуникации, причем они взаимно дополняют и усиливают друг друга.
o Это явление называется конгруэнтностью - т.е. согласованностью.
Невербальная коммуникация имеет 9 каналов:
1. Кинесику (движение тела)
2. Вокалику (голос)
3. Физические характеристики тела
4. Касание (хаптика)
5. Проксемику (положение в пространстве)
6. Хрономику (время)
7. Артефакты (одежда, украшения)
8. Ольфактика (запах)
9. Эстетика (музыка, цвет)
Необходимо учитывать, что невербальные коммуникации –«коммуникации без слов» - контролировать значительно сложнее, чем речевой процесс, поскольку они контролируются нашим подсознанием и большинство движений совершается нами неосознанно.
Модели коммуникации.
Коммуникация в организациях – это сложный и динамичный процесс. Он может рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс. В зависимости от этого и различаются модели коммуникации.
Коммуникация как действие. Ее модель представлена на рис. 13.2. В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя информации, который их расшифровывает или интерпретирует. Модель также включает звук, который влияет на процесс. Модель, представленная на рис. 13.2, первоначально применялась к электронной коммуникации, однако использовалась также для описания коммуникации между людьми. Коммуникация рассматривалась как односторонний процесс. В этой модели нет места для обратной связи.
Коммуникация как взаимодействие. Введение элемента обратной связи ознаменовало переход ко второму типу модели – коммуникации как взаимодействия (рис, 13.3). Данная модель неоднократно критиковалась за неточность. Более поздние модели были разработаны таким образом, чтобы отражать весь процесс и динамику коммуникаций между людьми.
Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более полными, поскольку отражают коммуникацию как процесс (рис. 13.4). Наиболее важное отличие состоит в том, что процесс коммуникации больше не рассматривается как линейный или циркулярный. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источника, и получателя информации. Развитие этой модели отражает трансформацию представлений о коммуникации: от линейной модели до модели процесса с акцентом на внутренние и внешние факторы.
Рис. 13.2. Модель коммуникации как действия
Рис. 13.3. Модель коммуникации как взаимодействия
Существуют различные модели коммуникации, содержащие различное количество цепочек, ключевых моментов. Наиболее часто рассматриваемыми являются:
1. Линейная модель включающая пять элементов:
· Кто ? (коммуникатор передает сообщение)
· Что? (передается сообщение)
· Как? (осуществляется передача)
· Кому? (направлено сообщение)
· С каким эффектом? (сообщение доставлено).
Предложенна американским математиком Клодом Шенноном. Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем она была расширена понятием обратной связи.
2. Функциональная модель Р. Якобсона. В модели коммуникации участвуют адресант и адресат. От первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.
3. Процессуальная модель - модель коммуникации, которая рассматривает коммуникацию как процесс передачи сообщений. Основным вопросом процессуальной школы является то, каким путем коммуникатор и реципиент кодируют и декодируют информацию, какие каналы и средства при этом используются. Эта школа считает, что коммуникация - это процесс влияния одного индивида на поведение или эмоциональное состояние другого. Если это влияние меньше, или отличается от того, что планировалось заранее, то произошел коммуникационный сбой. В дальнейшем, рассматриваются последовательно все стадии процесса с целью выявления, локализации и возможного исправления этого сбоя. 4. Семиотическая модель включающая в себя следующие элементы:
1. Сигнал;
2. Источник сообщения;
3. Отправитель сообщения;
4. Приемник сообщения;
5. Адресат сообщения;
6. Сообщение;
7. Канал коммуникации;
8. Шум;
9. Код.
Рассматривает коммуникацию как процесс производства и изменения смысла.