Развитие транспортно-экспедиционных услуг и логистического сервиса
Транспортно -экспедиционное обеспечение распределения товаров, как одна из функций логистики, заключается в планировании, организации и осуществлении доставки товаров от мест их производства до мест их потребления с использованием оптимальных способов и методов. Транспортно – экспедиционное обслуживание (ТЕО) на автомобильном транспорте рассматривается как система доставки, включающая в себя перевозку товара от изготовителя до потребителя и выполнение связанных с ней погрузочно- разгрузочных работ, хранение (расфасовку, упаковку, складирование), страхование, финансовые услуги, информационные процессы и ведение документации. Процесс выполнения (помимо «чистой» перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых, обеспечивает эффективное распределение товаров, называется доставкой товаров.
Формирование конкурентного рынка транспортно-экспедиторских услуг является одним из основных направлений развития транспортной системы Российской Федерации. Интенсивный рост объемов и быстрая смена технологий перевозок вынуждают участников транспортного процесса искать более эффективные пути доставки грузов. Возникают новые виды транспортно-экспедиционной деятельности, например, так называемая экспресс-доставка, которая включает и перевозку, и транспортную экспедицию, и услуги почтовой связи.
Рост объемов грузов заставляет дистрибьюторов обращаться к специализированным транспортным агентствам. Это экономит ресурсы компании, в том числе и финансовые. Возможность и способность транспортно- экспидиторских компаний качественно реализовывать востребованные рынком транспортные услуги оказывают влияние на повышение их конкурентоспособности и приводят к удовлетворению требований грузоотправителей и грузополучателей в процессе товародвижения.
Ориентированность компаний на требования потребителей, в частности, в области организации транспортировки, заставляет уделять повышенное внимание оказанию комплекса дополнительных услуг. Решение подобной задачи может быть осуществлено посредством применения логистического сервиса, основные принципы реализации которого нашли свое отражение в ряде работ.
В то же время существует понятие логистики сервисного типа (service response logistics), которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворение запросов потребителей.
При выборе поставщика потребитель принимает во внимание его возможности в области логистического сервиса, т.е. на конкурентоспособность влияет ассортимент и качество предлагаемых услуг. Однако следует помнить, что расширение их сферы сопряжено с дополнительными затратами. Спектр предоставления логистических услуг имеет широкий диапазон, при этом качество может подвергаться некоторым изменениям, что приводит к необходимости формирования стратегии в области логистического обслуживания.
Рассмотрим последовательность этих действий, позволяющих сформулировать систему логистического сервиса, к числу которых обычно относятся:
· сегментация потребительского рынка;
· определение перечня наиболее значимых для покупателя услуг;
· ранжирование услуг, входящих в составленный перечень, сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателя;
· определение стандартов услуг в резерве отдельных сегментах рынка;
· оценка оказываемых услуг, установлением связи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании.
Реализация представленных выше аспектов основана на использовании маркетингового инструментария, применение которого позволяет предоставить логистический сервис, адекватный требованиям рынка.
Существенным показателем сервиса является уровень обслуживания. Для его оценки выбираются наиболее значимые виды услуг, т.е. оказание которых сопряжено со значительными затратами, а отсутствие их – с существенными потерями на рынке.
Уровень обслуживание потребителей определяется эффективностью логистики, основные критерии которой:
§ сроки поставки – промежуток между датами выдачи и выполнения заказа;
§ обязательность поставки (мера надежности и доверия);
§ готовность к поставке – согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланиями клиента;
§ качество поставок – характеристика доли заказов, выполненных в соответствии с заказом клиента;
§ информационная готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию относительно поставки;
§ гибкость – готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ.
При формировании комплекса транспортного сервиса необходимо учитывать то факт, что выбор оптимального уровня обслуживания определяется динамикой затрат.
Специалисты определили, что при повышении уровня обслуживания 95-97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают до 14%.
С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики товарно- экспедиторской компании:
Экономико- географические (уровень экономического развития региона, уровень развития транспортной инфраструктуры, территориальное расположение региона с точки зрения интенсивности грузопотоков);
Маркетинговые (структура и особенности потребительского рынка, требования потребителей в отношении видов и качества услуг, ассортиментная политика фирм-конкурентов, стадия жизненного цикла услуги.
Характерной особенностью продолжительностью жизненного цикла транспортных услуг является подверженность инновационным процессам, происходящим в области информационных технологий, применимых в деятельности транспортно- экспедиторских компаний.
Эффективность формирования пакета услуг во многом определяется рациональность выбранной стратегии ее реализации. Выделяют следующие основные стратегии:
§ дифференциации – базируется на предоставлении услуг, существенно отличающихся по показателям потребительских предпочтений от услуг, предлагаемых основными конкурентами;
§ узкой специализации – применяется в деятельности компаний, осуществляющих свою деятельность на достаточно узком сегменте рынка и с ограниченным ассортиментом;
§ диверсификации – базируется на предоставлении максимально возможного количества услуг;
§ вертикальной интеграции – используется в компаниях, оказывающих комплексные услуги различных видов, агрегирующих несколько подвидов, которые могут быть последовательно реализованы в различных сегментах.
Реализация ассортиментной политики основывается на эффективности и целесообразности использования логистических инструментариев, вовлеченных в процесс организации транспортировки.
Развитие деятельности по оказанию транспортно- экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, способствует появлению новых правоотношений в области транспортно- экспедиционной деятельности, заимствованию разработанных на международном уровне правил и норм, регулирующих транспортно- экспедиционную деятельность.
Задание № 2
Задача №4
Доставка материалов с оптовой базы будет осуществляться по кольцевому маршруту. Рассчитать ежедневный объем перевозок грузов одним автомобилем при следующих условиях: время на загрузку автомашины – 30 мин., время пробега с грузом по маршруту – 2 часа, время на разгрузку у одного потребителя – 19 мин., время непредвиденных задержек в пути – 20 мин. На рейс число потребителей, обслуживаемых за один рейс, – 5, грузоподъемность автомобиля – 5т, коэффициент использования грузоподъемности автомобиля – 0,85, продолжительность смены – 8 час.
Ответ на задачу №4
1) Найдем время, затраченное на 1 рейс:
30 + 120 + 19*5 + 20 = 265 мин = 4 ч 25 мин
2) Рассчитаем реальную грузоподъемность автомобиля:
5 * 0,85 = 4,25 т
3) Найдем число рейсов:
4) 8 ч / 4 ч 25 мин = 1,88
5) Теперь можем рассчитать ежедневный объем перевозок:
4,25 * 1,88 = 7,99 т
Задание № 3
Тест
31. При построении логистических систем существуют определенные ограничения. Какие?
А. Сбор и анализ информации проводятся по заданной программе.
Б. Формулировка цели и задачи неограниченна в своих вариантах.
В. Существующие недостатки в разрабатываемой логистической системе.
Ответ: А
32. При согласовании интересов всех участников логистической системы необходимо:
А. Иметь четкие решения и позиции сотрудников.
Б. Документальное оформление между участниками системы.
В. Устное согласие всех участников.
Ответ: Б
33. Детальная разработка концепций логистической системы учитывает:
А. Микрологистику предприятия.
Б. Макрологистику предприятия.
В. Микро- и макрологистику предприятия.
Ответ: В
34. В чем состоит трудность системного подхода и системного анализа
при построении логистических систем?
А. Отсутствие необходимой информации.
Б. Неопределенность поведения системы и особенно в процессе ее
развития.
В. Трудность в выборе критерия.
Ответ: Б
35. Практическое внедрение системного подхода затруднено, так как:
А. Трудность в выборе общего критерия.
Б. Необходимо делить всю систему на отдельные подсистемы.
В. Громоздкость всей системы.
Ответ: В
36. Аналитическая парадигма логистической системы требует:
А. Составления сложной экономико-математической модели.
Б. Ограничения внутрипроизводственных процессов.
В. Выбор различных критериев.
Ответ: А
37. Маркетинговая парадигма при построении логистических систем подчиняется:
А. Стратегии конкуренции на рынке продукции.
Б. Стратегии лидера на рынке сбыта продукции.
В. Стратегии регулирования цен при сбыте продукции.
Ответ: А
38. Фирменные интегрированные системы включают:
А. Весь жизненный цикл продукции.
Б. Только изменение запросов покупателей.
В. Товародвижение продукции.
Ответ: А
39. Что должно учитываться при формировании логистической системы?
А. Политика фирмы в области продаж.
Б. Жизненный цикл продукции.
В. Конкретные цели, задачи и критерий выбора лучшего варианта.
Ответ: Б
40. Логистическая стратегия в области построения системы должна
иметь:
А. Точный прогноз материалопотока.
Б. Существующую конкуренцию на конкретном рынке.
В. Ценовую политику, применимую в разных ситуациях.
Ответ: А