Значение идей г.м. маклюэна для исследования массовой коммуникации

Выдающийся социолог, исследователь коммуникаций Герберт Маршалл Маклюэн (Herbert Marshall McLuhan) родился в 1911 г. в Канаде в городке Эдмонтон. В 1928–1935 гг. он учился в Университете Манитобы и получил диплом инженера. В 1939 г. он окончил магистратуру при Кембридже, в Англии, а в 1942 г. там же защитил докторскую диссертацию по филологии. В 1942–1946 гг. Маклюэн преподавал в университетах США (Висконсинском, Университете Сен-Луиса). После возвращения в Канаду с 1946 по 1977 г. он преподавал в Университете Торонто, при котором в 1963 г. основал «Центр культуры и технологии» для исследования влияния СМК на общество. В 1975 г. Г.М. Маклюэн был назначен Ватиканским советником комиссии по проблемам социальных коммуникаций. Он получил огромное количество престижных премий и наград, был членом Королевского общества Канады (с 1964), кавалером Ордена Канады (с 1970). В 1979 г. его разбил паралич, что вынудило его оставить преподавательскую работу. В 1980 г. он скончался в Торонто (Маклюэн М.Понимание медиа: внешние расширения человека. М.. 2007. С. 414, 415).

Сегодня в гуманитарных и коммуникативных науках наблюдается настоящий ренессанс «макклюэнизма»: широко используются термины канадского ученого («глобальная деревня», «галактика Гуттенберга», «медиа», «средство коммуникации есть сообщение», «горячие и холодные средства коммуникации» и др.), его методология исследования эволюции социальных коммуникаций и коммуникационных революций. Основные работы Г.М. Маклюэна (1911–1980): «Механическая невеста» (1951), «Галактика Гутенберга» (1962), «Постижение средств информации», или «Понимание медиа: внешние расширения человека» (1964), «Война и мир в глобальной деревне» (1968).

Делая акцент на носителе сообщения, он утверждал, что «medium ergo message» и предсказал роль электронных СМИ в современную эпоху. В начале 1960-х гг. канадский футуролог высказал сбывшийся прогноз о том, что главная роль в процессе глобализации будет принадлежать аудиовизуальным СМИ (телевидению, компьютерам), устно-электронным формам общения, которые сокращают пространство и время, а человечество могут сделать «единой семьей». Он считал, что именно техническим средствам коммуникации принадлежит революционная роль в истории цивилизации. Медиа (media, medium) – это средства коммуникации, средства сообщения, средства массовой информации, посредники, средства общения, средства связи, «проводники», «посредники как переводчики») создавали не только способ передачи информации, но и «язык общения», характер восприятия мира реципиентом. По существу, западная цивилизация – это цивилизация, созданная коммуникацией, техническими средствами, или медиа.

Как сторонник технологического детерминизма в истории западной цивилизации, созданной в процессе развития коммуникаций, он выделял следующие эпохи, которым соответствуют различные технические средства сообщения. Эпоха «племенного человека» – дописьменная, основанная на коллективном образе жизни, на невербальной коммуникации, эпоха с преобладанием устных форм передачи информации, слуха и тактильности. Эпоха письменности – главным средством коммуникации является уже письмо, письменная культура. Центр восприятия информации смещается от слуха к зрению, формируется дискретное сознание, обособляющее себя от окружения и порождающее персонификацию личности. Эпоха «типографского и индустриального человека», «галактика Гутенберга», начало которой положило изобретение И. Гутенбергом книгопечатного станка, в результате чего стало возможным индивидуальное познание реальности и восторжествовало визуальное восприятие информации. Эпоха «нового племенного человека», «человека слушающего и смотрящего», или «галактика Маркони» возникла с момента изобретения в 1884 г. телеграфа. Это эпоха электронных коммуникаций, ускорения сообщений, всеобщей включенности человека в информационное поле. В электронную эпоху пространственные характеристики теряют свое значение в способах связи, и весь мир превращается в «глобальную деревню». Электронные средства коммуникации расширили систему органов восприятия информации до «глобального объятия», сделали возможными мобильные коммуникации, воссоздали «общину» не больше деревни, связанной электричеством. Благодаря электронным средствам коммуникации, передающим информацию со скоростью света, возникает эффект «имплозии», т.е. «направленного внутрь взрыва», взрывного сжатия пространства и времени, которые «исчезают»; сливаются различные отрасли знания, мысли с чувствами, сознание с реальностью (Маклюэн М.Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2005).

Каналы, средства массовой коммуникации Макклюэн подразделял на «горячие» и «холодные». «Горячее средство – такое средство, которое расширяет одно-единственное чувство до степени «высокой определенности». Любое горячее средство коммуникации допускает меньшую степень участия по сравнению с холодным». «Горячие» каналы вовлекают в процесс восприятия только одно из органов чувств, но при этом перенасыщены информацией и характеризуются низкой степенью участия у аудитории (фотография, кино, бумага, пресса, радио, лекция, книга).«Холодные» каналы требуют меньшей интеллектуально-мыслительной деятельности и компенсируют «информационный голод» вовлечением зрителя прежде всего в процесс «сочувствования», «сопереживания». Они характеризуются малой степенью визуальной информации (комиксы, иероглифическое письмо, телефон, речь, телевидение, семинар, диалог) (Маклюэн М.Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2005. С. 411, 413).

Маклюэн «ввел» в научный оборот термин «медиа»в книге «Познавая медиа» или: «Понимание медиа: внешние расширения человека», которая сразу же стала бестселлером. В ней он подробно рассматривает (и очень образно характеризует) различные медиа («медиумы») в истории человеческой культуры, в эволюции социальной коммуникации: письменное слово («око за ухо», «глаз для уха»), сменившее устное слово; колесо, велосипед и самолет; число («профиль толпы»); одежду («нашу разросшуюся кожу»); жилище; деньги («кредитную карточку бедняка»); часы («аромат времени»); комикс (вестибюль mad, ведущий к телевидению»); печатное слово («архитектора национализма»); фотографию («бордель без стен»); автомобиль («механическую невесту»); телеграф («социальный гормон»); прессу («управление посредством утечки информации»); рекламные объявления («стремясь не отстать от соседей»); игры («расширения человека»); пишущую машинку; радио («племенной барабан»); фонограф («игрушку, которая ужала национальную грудную клетку»); кино («мир, намотанный на катушку»); оружие («войну икон»); телевидение («застенчивый гигант»). Радио превратилось из развлекательного СМК в «нервную информационную систему». Телевидение отдает предпочтение «представлению процессов», концентрируется на последовательных этапах происходящего и разнообразии меняющихся реакций больше, чем на итогах и результатах события. В телекоммуникациях доминирует не визуальная и не информативная составляющие, а тактильная: зритель «превращается» в экран; экран есть провокация и иллюзия тактильного контакта.

Таким образом, по Маклюэну, эволюция СМК свидетельствует о том, что эпоху книгопечатания («галактику Гутенберга») сменила эпоха электронных коммуникаций («галактика Маркони»). В ней доминируют радио, телевидение и Интернет, пространственные характеристики теряют значение, и весь земной шар постепенно превращается в «глобальную деревню», поскольку «электрическая энергия независима от места и типа рабочей операции и создает образцы децентрализации и разнообразия выполняемой работы. В ней богатство и работа стали информационными факторами».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение массовой коммуникации и объясните, чем она отличается от публичной и групповой коммуникаций.

2. Назовите основные условия, необходимые для функционирования МК.

3. Когда возникла массовая коммуникация?

4. Перечислите и охарактеризуйте основные виды массовой коммуникации.

5. В чем суть политической коммуникации? Какие ученые ее изучали?

6. Чем отличаются реклама и паблик рилейшнз? Есть ли у них что-либо общее?

7. Что такое журналистика?

8. В чем различия между СМК и СМИ? Какие вы знаете традиционные и электронные СМИ? Что такое офлайновые и онлайновые СМИ?

9. Какие средства специализированной информации (ССИ) вы знаете и используете в сфере вашей профессиональной деятельности?

10. Какие вы знаете критерии дифференциации СМИ?

11. Назовите основные социальные функции МК.

12. Каково ваше мнение об основных социальных функциях современных российских СМИ? Аргументируйте его на основании характеристики функций какого-либо периодического издания.

13. На примере какой-либо телерадиопередачи или газетной (журнальной) статьи объясните, какие социальные функции в ней реализованы, какова ее потенциальная аудитория.

14. Охарактеризуйте вклад в изучение массовой коммуникации Г. Лассуэлла, В. Шрамма и Г.М. Маклюэна и объясните, почему идеи этих ученых охарактеризованы в данной главе.

Глава 7.

Наши рекомендации