Проблемы и сложности отбора персонала, соответствующего культуре компании
При отборе персонала могут возникнуть определенные проблемы.
1. До проведения отбора персонала на определенную должность необходимо четко сформулировать параметры, по которым будут проводиться отбор и анализ претендентов, т.е. должен быть составлен личностно-профессиональный портрет вакансии. Такой портрет, как правило, составляется #7?-службой совместно с руководителем соответствующего подразделения и экспертом-специалистом на основе положений и требований, сформулированных в ряде документов и служебных материалов, которые должны быть разработаны в организации, — это Положение об организационной культуре, кадровая стратегия и политика предприятия, организационно-штатная структура, должностные инструкции, политика компании в области карьерного роста персонала, набор компетенций сотрудника на данную должность.
Каждый из документов, на основе которых проводится отбор, естественным образом связан с оргкультурой предприятия.
Набор компетенций является частью должностной инструкции, и которой указаны также цели, задачи, права, обязаннос-i оммуникации и ответственность сотрудника, соответству-'••пшс культуре компании; политика компании в области карь-• i ч Ю1 о роста персонала также является прямым следствием основ |ч.1иизационной культуры.
И максимальной степени практика отбора собственных сотрудников на открывающиеся вакансии характерна для клановой куль-i \ jii.i. При этом работник может даже поменять сферу своей про-■Ь'гсиональной деятельности, развивая неспециализированную i нрьсру, либо совместить два вида деятельности. Для адхокра-iи кской или рыночной культуры такая практика неприемлема. i i фовая стратегия и политика компании позволят изучить динамические аспекты вхождения работника в оргкультуру, оцени п. долгосрочные перспективы его трудовой деятельности в Организации. Отсутствие в компании таких документов и разработокявляется проблемой, существенно затрудняющей отбор Hi рсонала, соответствующего ее оргкультуре.
1 Другая проблема — кто будет проводить исследования и кто принимает окончательное решениео приеме сотрудника на рабо-i\ Очевидно, что личностные качества, особенности и способна i и претендентов лучше всего могут оценить психологи совме-I то со службой персонала; профессиональные качества и компетенции никто не может оценить лучше линейного менеджера (р отдельных случаях можно привлечь профессиональных кон-I \ н.тантов), а оценку степени соответствия кандидата оргкуль-Гуре компании целесообразно поручить ЯД-менеджеру. Обилие П1КЧ1ЩИК0В, с одной стороны, может снизить субъективность при принятии решения и повысить достоверность анализа и оценок; I другой стороны, может значительно возрасти количество ошибок Юсприятия, в том числе стереотипов, шаблонов и т.п.
Поэтому многие компании разделяют функции оценки и при-П11 ия окончательного решения, проводя многоступенчатые ин-нрвью, по окончании которых и принимается решение. Примени юльно к персоналу на рядовые позиции логичнее доверить принятие окончательного решения линейному менеджеру, а принятие кандидата на высшие руководящие позиции осуществляли я инициаторами бизнеса. Естественно, что никто не застра-кован от принятия неверного решения, поэтому если претендент Вызывает хотя бы малейшее сомнение, лучше отказаться от его i лпдидатуры еще на этапе отбора.
Подавляющее большинство компаний используют в качестве юполнительной формы оценки кандидата испытательный срок.
Это весьма полезный и эффективный способ лучше узнать кап дидата и дать ему возможность ознакомиться с культурой ком пании, ее традициями и ценностями, взвесить свои шансы ижелание работать в данном коллективе.
Иногда у человека восторг от того, что он принят на работу, через один-два месяца сменяется глубоким разочарованием в результате явного противоречия между его первоначальным пред ставлением о характере оргкультуры компании в целом и ее of дельных составляющих и реальным положением дел. Одним и t камней преткновения бывают ролевые взаимоотношения, определить которые на первый взгляд достаточно сложно, но кого рые становятся вполне очевидными после нескольких дней ра боты. Поэтому в задачи менеджеров, проводящих оценку и принимающих решение, входят достоверное информирование и ознакомление кандидата с особенностями оргкультуры.
Для окончательного принятия решения относительно той или иной кандидатуры целесообразно и эффективно собрать вместе всех лиц, проводивших обследования, собеседования, изучавших рекомендации и документы кандидата. На такой встрече подводится итог и выносится общее заключение. Совместное обсуждение позволяет каждому обнаружить факторы, которые, возможно, остались незамеченными, и по-новому оценить претендента. Каждый участник встречи выносит свою оценку, которую должен обосновать в процессе обсуждения. Явные несовпадения и разногласия, возникшие у различных оценщиков, должны насторожить менеджеров, которые для принятия верного решения должны проанализировать возникшие противоречия и найти им верное объяснение.
3. В последнее время все больше обостряется конкурентная борьба между компаниями с рыночной культурой, выпускающими однородную продукции. Одним из наиболее часто встречающихся средств узнать реальное положение дел у конкурента, секреты его успеха и слабые места становится устройство «своего человека» на вакантную должность в конкурирующую фирму; как правило, «засылается» профессионал, который легко проходит все тесты и испытания. Последствия такого отбора бывают весьма печальными.
Происходит это потому, что фирмы, занимаясь разработкой организационной культуры, исключают из рассматриваемых аспектов вопросы безопасности.Следует признать, что слаба та культура, которая не умеет защищаться. Поэтому вопросы безопасности должны рассматриваться на всех этапах построения и функционирования организации. Экономическая безопасность
i омпании формируется с учетом информационных, финансовых, шко-технологических, экологических, правовых и кадровых и unarm, при этом на долю последних приходится до 80% всех рисков компании. Как обезопасить себя на этапе отбора персо-II 1ла? Для этого существует несколько приемов.
11аиболее популярный метод — изучение предыстории кандидата, i его работы, причин увольнения, рекомендательных писем. I |ричем изучение не формальное, а скрупулезное, предполагающее 1ичные встречи и беседы с людьми, знавшими претендента по предыдущей совместной работе. При этом иногда обнаруживают-I и иесьма неблаговидные факты.
Исследования американских менеджеров, посвященные тем, кто ищет |>»(н)ту, дали следующие результаты:
• 65% искажают информацию по основным пунктам заполняемой анкеты;
• 39% искажают данные о своем образовании;
• 33% указывали ранее другие имена;
• 32% проживают по адресам, не указанным в анкете;
• 30% скрывают свои судимости и правонарушения;
• 28% искажают сведения об истории своей занятости;
• 23% скрывают, что имели серьезные нарушения при управлении транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, имеют просроченные водительские права и т.п.;
• 18% дают фальсифицированную информацию о социальном страховании.
Другой путь — включение в анкету, заполняемую кандидатом, вопросов, позволяющих выявить основные направления рисков, которые могут in) шикнуть в связи с приемом его на работу.
Это могут быть следующие вопросы:
1. Имеете ли Вы финансовые обязательства по ссудам, кредитам, зай-мим, долговым распискам и другим документам (перечислить каким)?
2. Имеете ли Вы или Ваша супруга (супруг) в собственности имуще-I i но: недвижимое (квартира, дача, гараж) и движимое (автомобиль, яхта)?
3. Чем Вы занимались и как зарабатывали на жизнь в период, ког-|| не работали?
4. Имеете ли судимости или административные наказания (когда, ка-КИМ судом, за что, мера наказания)?
5. Состоите ли в политической партии, движении (какой)?
6. Относите ли себя к религиозным течениям и сектам?
7. Работали ли Вы или Ваши родственники на предприятиях-конкурентах (указать, каких)?
X. Являетесь ли Вы или Ваши родственники учредителями юриди-ких лиц или общественных организаций?
9. Состоите ли или состояли на учете в наркологических или пси-mi 11 с врологических учреждениях?
10. Любите ли Вы проводить свое свободное время за игрой в кар ты, игровые автоматы, на скачках, в казино?
11. Как долго сидите у компьютера в свободное от работы время?
12. Ограничивались ли Вы в своих правах судом?
13. Кого бы Вы хотели исключить из списка людей, с которыми мож но контактировать для получения дополнительных данных о Вас, и почему'
Чтобы повысить достоверность ответов на такие щепетильные вопросы, следует включить в анкету фразу о том, что автор добровольно подтверждает, что все указанные сведения полны и соответствуют действительности. В обязательном порядке должна присутствовать фраза о том, что он уведомлен о своих правах и обязанностях по защите персональных данных и дает свое согласие на проверку получения сведений у третьей стороны.
Составляется также заявление о том, что отказ подписать эти дш обязательства (которые могут быть представлены и в виде отдельной формы) однозначно дает основание для того, чтобы не рассматривать данного человека как кандидата на вакантную должность а ложная информация является основанием для увольнения. Юрист компании должен в обязательном порядке изучить эти формы на предмет их полного соответствия законодательству и утвердить.
Бывает ситуация, когда работник согласен на проверку, а бывший работодатель отказывается предоставить информацию по какой-либо причине, чаще всего дабы избежать ответственности за нее либо не раскрывать отрицательных черт работника по уговору с ним. Такая фирма должна понимать, что тем самым она очевидно рискует своим имиджем и вызывает настороженность по отношение к кандидату. Основное внимание оценщиков должно быть уделено ключевым ответам, реакциям и критическим факторам, возникающим при собеседовании и анкетировании.
При этом формат проведения исследования может быть различным: лист и карандаш (ручка), компьютерная программа, деловая ситуация, интерактивный телефонный опрос, опрос на страницах web-сайга, интервью с психологом и др. Информацию к размышлению может дать даже реакция человека на ситуацию контроля. Ряд компаний использует информацию о прошлой истории (жизни) работника, полученную независимым путем, для сравнения с изложением ее самим сотрудником. Такое сопоставление помогает предсказать будущее поведение работника и снизить степень неопределенности при найме.
Трактовка им тех или иных событий своей жизни дает представление о его ценностях, установках, соответствии организационной культуре компании.
258
Еще одним эффективным средством повышения безопасности при приеме на работу является заключительная беседа с кандидатом. В большинстве компаний к ней относятся довольно формально, ольку считается, что решение уже принято и надо уточнить лишь им постепенные вопросы или согласовать какие-то пункты трудо-|м и о договора. Да и кандидат уже расслабился, поскольку уверен в i к лучении должности и в основном сосредоточен на обдумывании перспектив будущей работы. Вот тут и наступает время перейти на нжсрительный тон, установить психологический контакт, снять Юлнение, скованность, настороженность и задать самые тревожащие работодателя вопросы «не для протокола»: мотивация его при-
1 именно на вашу фирму; перспективы его работы в данной дол-I поста, которые ему видятся; отрицательные моменты и конфликт-i п .1С ситуации, возникавшие на предыдущих местах работы; опасные чения и пристрастия, слабости и недостатки. Кроме того, необходимо заранее определить те качества персонала, наличие ко-Горых обычно не представляет опасности, но в условиях вашей 1 \ плуры может разрушить стабильность коллектива и поставить Под угрозу достижение целей организации, и установить наличие i.i к их качеств у кандидата.
1 Например, для бюрократической культуры могут стать фактором рис-i ■ большое свободолюбие и непокорность работника. Не приветствуем, я самостоятельность и инициатива.
В клановой культуре абсолютно недопустимы эгоизм, неумение обща п,ся и работать в коллективе, полное отсутствие конформизма. Разрушающе подействует на рыночную культуру флегматик или меланхо-1ИК, никуда не спешащий, никогда не рискующий, ни за что не сражающийся. Безынициативность, отсутствие заинтересованности в инновациях и творческом полете, вполне вписывающиеся в бюрокра-пшескую культуру, будут абсолютно неприемлемы в адхократии.
Существует также ряд общих моментов, на которые следует Обратить внимание при собеседовании:
• противоречивость или бессистемность рассуждений и выводов претендента;
• нежелание глубоко вдаваться ни в одну из обсуждаемых проблем;
• явное нежелание обсуждать вполне этичную и безобидную тему;
• конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, обидчивость;
• самолюбование и упрямство при отстаивании собственного мнения;
• скрупулезная оценка содержательной стороны договора холериком или сангвиником;
259
• отсутствие внимания к содержанию трудового договора у флегматика или меланхолика;
• отсутствие чувства юмора и способности улавливать иносказательный смысл высказываний.
4. Четвертой проблемой осуществления набора персонала, соответствующего культуре компании, может стать сложность юридического характера.Проведение тестирования и изучения кап дидата представляет для работодателя определенную дилемму: с одной стороны, невозможно принять решение о приеме на работу без получения важных сведений о работнике, его способ ностях, знаниях, умении работать, ценностях, психических осо бенностях и т.п.; с другой стороны, эти тесты порой являются причиной судебных исков со стороны кандидата, обвиняющею работодателя в дискриминации и незаконности использования полученных результатов при проведении отбора.
Существующая в США Единая комиссия по занятости и суды, ре гулирующие эти вопросы, постоянно указывают, что выбор тестов дол жен быть структурирован таким образом, чтобы соответствовать по ложенным процедурам по отбору и не наносить ущерб репутации, Щ ущемлять права и свободы работника. Если претендент — инвалид, м соответствующий акт по урегулированию вопросов с инвалидами в США разрешает работодателю отказать в найме такому человеку лишь в том случае, если психологический тест или его оценка выявили, что это1 работник представляет собой прямую угрозу безопасности компании, либо существует риск ущерба, подтвержденный соответствующими заключениями (медицинскими, финансовыми и т.п.), и этот риск по может быть ликвидирован какими-либо способами (например, обучением работника, прикреплением наставника и т.п.).
Хотя проверки прошлого в общем носят в США рекомендательный характер, некоторые федеральные законы и законы штатов предписывают их в обязательном порядке. Например, федеральный закон требует тщательной проверки прошлого всех лиц, работающих с детьми. Кроме того, большинство штатов ввели свои собственные требования проверки всех лиц, работающих с детьми, пожилыми людьми или инвалидами. Например, закон штата Висконсин требует проверку прошлого и криминальной истории всего персонала, который несет ответственность за уход, безопасность и охрану детей или взрослых, а техасский закон — проверку криминального прошлого всех работающих или потенциальных сотрудников компании, чьи обязанности предусматривают посещение жилых помещений клиентов. Согласно закону эта информация должна быть получена в Департаменте общественной безопасности или от частного детектива, рекомендованного Департаментом.
Федеральный закон также препятствует тому, чтобы лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности, были заняты в областях, связанных с финансовыми сделками и операциями с ценными бумагами,
260
I принятый в Орегоне закон запрещает банкирам или брокерам, зани-
тимся ипотечным кредитованием, принимать на работу в качестве
'удников, оформляющих документы, лиц, привлекавшихся к ответ-
i i ценности за любое из преступлений, включенных в переченьДепар-
i iMinra потребления и деловых услуг. Поправка обязует любую ком-
II и пне, нанимающую сотрудника на эту должность, проводить проверку
■ риминального прошлого кандидата.
( уды постоянно выносят решения о признании работодателя ви-
Ионным в ошибках своих работников, если установлено, что наем был
Проведен невнимательно, не была должным образом проведена про-
л работника и не были приняты меры по его обучению, лечению,
культированию.
( уществует даже специальная программа страхования против краж, i и 11 ерь, обмана и т.п. в отношении тех работников, которые ранее уже colli ршили какие-либо нарушения, но принимаются на работу в данную 11 (мпанию. В США таким образом застраховано более 40 тыс. человек. Для i и и и i фения работодателя к трудоустройству таких лиц с целью представить ИМ шанс к исправлению он за первые 6 месяцев не осуществляет плате-11 и но этой программе, присутствуя в ней.
И любом случае, если работодатель принимает на работу чело-иска, зная о его несостоятельности в каких-либо вопросах, об имевши \ место правонарушениях, он обязан предпринять (даже для своей urn и щенности на суде в случае повторения подобного нарушения) ряд мер, призванных исправить ситуацию.
Например, беря на работу шофера, совершившего ранее нарушение и .рожного движения, будучи в нетрезвом виде, компания тем самым берет || i себя ответственность за возможные аналогичные нарушения в даль-Нейшем. Поэтому, зная о таком факте, нужно предпринять меры, ко-Горые помогли бы шоферу избавиться от алкогольной зависимости и про-имопстрировали бы серьезное отношение компании к найму (тесты, со-ювания, испытательный срок, поручительства, характеристики и т.п.).
Суды в 30 штатах США признают и активно используют в су-|Сбной практике теорию недобросовестного найма, в соответствии i которой компании и их руководители привлекаются к ответ-t i ценности за действия своих сотрудников, если знают, что данные • п| рудники представляют угрозу обществу, и берут их на рабо-iv, и ходе которой эти угрозы могут реализоваться.
Компания несет ответственность за недобросовестный наем и случаях, если она:
1) не провела проверки кандидата;
2) проверила, но поверхностно, не затребовав всю возможную информацию о прежней жизни работника, рекомендации, харак-иристики;
3) не провела тестирование, интервьюирование и не исполь-ювала других форм оценки;
4) не использовала возможностей испытательного срока;
5) не предприняла никаких мер по борьбе с обнаруженными недостатками работника;
6) оставила на работе сотрудника после того, как выяснила, что он агрессивен, опасен;
7) не продолжила изучение кандидата, обнаружив такие подозрительные факты, как частая смена места жительства и места ра боты, большие перерывы между работами, наличие судимости и т.п.
Неправильный, необоснованный выбор тестов для проверки кандидата также может послужить причиной обращения работника в суд с жалобой на компанию.
Калифорнийский суд в 1991 г. рассматривал иск претендентов на должности в невооруженную охрану сети магазинов Target, использовавшей помимо обычных интеграционных тестов два медицинских: калифорнийский психологический тест и MMPI— вопросник для выявления умственных отклонений. Истцы настаивали на незаконном использовании медицинского тестирования, так как по закону штата Калифорния работодатель должен доказать необходимость использования таких агрессивных инструментов исследования. Суд удовлетворил иск.
В 2000 г. компания Rent-A- Center использовала два клинических теста для кандидатов на руководящую должность, а затем выплатила им компенсацию в 2 млн долл., так как судебные эксперты решили, что использование этих тестов неприменимо к этой должности. Существует множество проблем и с использованием «детектора лжи».
Таким образом, с одной стороны, работодатель обязан весьма тщательно изучать кандидата, дабы не быть обвиненным в недобросовестном найме, а с другой стороны, при осуществлении этого процесса он наталкивается на такие сложности юридического характера, что порой приходит в замешательство. Это противоречие усугубляется еще и тем, что законодательство предусматривает защиту персональных данных работника, не нарушить которые практически невозможно, собирая о нем информацию. Следует, однако, учитывать, что не всегда сотрудник, создающий проблемы сейчас, создавал их в прошлом: иногда должность провоцирует на рискованные шаги.