Технология внедрения CASE-средств
Приведенная в данном разделе технология базируется в основном на стандартах IEEE[3].
Термин «внедрение» используется в широком смысле и включает все действия от оценки первоначальных потребностей до полномасштабного использования CASE-средств в различных подразделениях организации-пользователя.
Процесс внедрения CASE-средств состоит из следующих этапов:
§ определение потребностей в CASE-средствах;
§ оценка и выбор CASE-средств;
§ выполнение пробного проекта;
§ практическое внедрение CASE-средств.
Процесс успешного внедрения CASE-средств не ограничивается только их использованием. На самом деле он охватывает планирование и реализацию множества технических, организационных, структурных процессов, изменений в общей культуре организации, и основан на четком понимании возможностей CASE-средств.
На способ внедрения CASE-средств может повлиять специфика конкретной ситуации. Например, если заказчик предпочитает конкретное средство, или оно оговаривается требованиями контракта, этапы внедрения должны соответствовать такому предопределенному выбору. В иных ситуациях относительная простота или сложность средства, степень согласованности или конфликтности с существующими в организации процессами, требуемая степень интеграции с другими средствами, опыт и квалификация пользователей могут привести к внесению соответствующих корректив в процесс внедрения.
Определение потребностей в CASE-средствах
Данный этап (рис. 6.1) включает достижение понимания потребностей организации и технологии последующего процесса внедрения CASE-средств.
Рис. 6.1. Определение потребностей в CASE-средствах
Он должен привести к выделению тех областей деятельности организации, в которых применение CASE-средств может принести реальную пользу. Результатом данного этапа является документ, определяющий стратегию внедрения CASE-средств.
Разработка стратегии внедрения CASE-средств
Стратегия внедрения должна обеспечивать удовлетворение потребностей и критериев, определенных ранее. Стратегия включает следующие составляющие:
· организационные потребности;
· базовые метрики, необходимые для последующего сравнения результатов;
· критерии успешного внедрения, связанные с удовлетворением организационных потребностей, включая ожидаемые результаты последовательных этапов процесса внедрения;
· подразделения организации, в которых должно выполняться внедрение CASE-средств;
· влияние, оказываемое на другие подразделения организации;
· стратегии и планы оценки и выбора, пробного проектирования и перехода к полномасштабному внедрению;
· основные факторы риска;
· ориентировочный уровень расходов и источники финансирования процесса внедрения CASE-средств;
· ключевой персонал и другие ресурсы.
В общем случае, внедрение CASE-средств должно управляться и финансироваться таким же образом, как и любой проект разработки программного обеспечения. Стратегия внедрения может быть пересмотрена в случае появления дополнительной информации.
Существует несколько подходов к разработке стратегии внедрения CASE-средств (рис. 6.2). Относительные преимущества того или иного подхода перед другими должны рассматриваться в контексте специфики конкретной организации. Особое значение при этом придается персоналу организации и процессу разработки информационных систем.
Рис. 6.2 Модель процесса оценки и выбора
Нисходящий подход к разработке стратегии признает важность исследования всех типов CASE-средств и документирования процессов разработки и сопровождения информационных систем в данной организации до того, как определяются требования к CASE-средствам. При этом выполняется общий анализ процесса создания и сопровождения системы в организации.
Данный подход зачастую влечет за собой общую реорганизацию процессов создания и сопровождения системы в той степени, в какой это связано с CASE-средствами. Результатом такой реорганизации становится крупномасштабная стратегия автоматизации процессов создания и сопровождения программного обеспечения.
Преимущество нисходящего подхода заключается в том, что он охватывает все процессы создания и сопровождения программных продуктов, обеспечивая максимально возможную их автоматизацию. Другим преимуществом является приобретение интегрированного (или интегрируемого) набора средств, поскольку каждая отдельная поставка подчиняется общей стратегии. Нисходящий подход также может быть легко интегрирован в общую стратегию развития процесса создания и сопровождения системы, в которой внедрение CASE-средств является только одним из аспектов.
Недостатки данного подхода заключаются в следующем:
· нисходящий подход требует для своей реализации значительных людских и финансовых ресурсов;
· в общем случае, широкомасштабный подход такого рода не позволяет пользователям достаточно быстро приступить к практическому использованию средств;
· нисходящий подход может привести к относительно серьезным изменениям существующих в организации процессов (реализацией такого подхода труднее управлять, и, кроме того, он содержит в себе повышенный риск провала, ведущего к тому, что CASE-средства "кладутся на полку").
Нисходящий подход рекомендуется для относительно зрелых организаций с устоявшимся процессом создания и сопровождения программных продуктов, которые стремятся вложить все необходимые ресурсы в полностью законченную работу. Чтобы повысить вероятность успеха, требуется принятие серьезных обязательств со стороны как руководства, так и потенциальных пользователей.
Восходящий подход начинается с определения некоторого средства или типа средств, которые потенциально могут помочь организации в улучшении выполнения текущей работы. Организация может затем оценить возможное воздействие средств на процесс разработки и сопровождения системы.
Преимущества данного подхода заключаются в следующем:
· небольшая автоматизация может быть выполнена при минимальных затратах;
· автоматизация может быть выполнена за короткий промежуток времени, позволяя быстро устранить известные недостатки в существующих процессах;
· небольшой масштаб восходящей стратегии позволяет лучше фокусировать и контролировать воздействие, оказываемое на существующие процессы.
Недостатки данного подхода заключаются в следующем:
· средства, приобретаемые как результат отдельных взятых применений данного подхода, могут плохо интегрироваться между собой (это может привести к необходимости выполнения большого объема ручной работы);
· в то время как конкретные, сравнительно небольшие проблемы решаются достаточно быстро, до решения фундаментальных проблем, связанных с широким кругом процессов разработки программного обеспечения, дело обычно не доходит.
Восходящий подход рекомендуется для организаций с узко специфическими потребностями в автоматизации, не нуждающихся в общем совершенствовании процессов. В некоторых случаях может оказаться не слишком практичным приступать к такому совершенствованию, не определив самые насущные потребности в автоматизации. В то время как данный подход может помочь организации удовлетворить самые насущные потребности и развить основные процессы, остается существенная опасность того, что выбранное средство не окажет существенного воздействия на такие факторы, как качество и продуктивность.
Наиболее рациональная стратегия может сочетать характеристики обоих подходов. Например, нисходящие методы могут использоваться для определения стандартов качества организации, потребностей в средствах и ожидаемых результатов, тогда как восходящие методы могут использоваться для оценки и выбора конкретных CASE-средств, разработки планов внедрения и контроля его результатов.