Вспомогательные таблицы
В данном разделе представлены вспомогательные таблицы (табл. 2—4) для работы с моделью учебной ЭВМ.
Таблица 2. Типы адресации, их коды и обозначение
Таблица 3. Таблица кодов ASCII (фрагмент)
Таблица 4. Перевод шестнадцатиричных кодов в десятичные
Задания для выполнения:
1.Изучить теоретические сведения, посвященные работе внешних устройств модели учебной ЭВМ.
2.Выполнить задание, указанное в таблице 5. Выбор задания выполняется по номеру Вашего индивидуального задания.
Свой вариант задания (табл. 1) требуется выполнить двумя способами — сначала в режиме программного контроля, далее модифицировать программу таким образом, чтобы события обрабатывались в режиме прерывания программы. Поскольку "фоновая" (основная) задача для этого случая в заданиях отсутствует, роль ее может сыграть "пустой цикл":
М: NOP
NOP
JMP М
Таблица 5. Варианты задания
№ варианта | Задание | Используемые ВУ | Пояснения | |
Ввод пятиразрядных чисел в ячейки ОЗУ | Клавиатура | Программа должна обеспечивать ввод последовательности ASCII-кодов десятичных цифр (не длиннее пяти), перекодировку в "8421", упаковку в десятичное число (первый введенный символ — старшая цифра) и размещение в ячейке ОЗУ. ASCII-коды нецифр игнорировать | ||
Программа ввода символов с клавиатуры с выводом на дисплей | Клавиатура, дисплей, таймер | Очистка буфера клавиатуры после ввода 50 символов или каждые 10 с | ||
Вывод на дисплей трех текстов, хранящихся в памяти, с задержкой | Дисплей, таймер | Первый текст выводится сразу при запуске программы, второй — через 15 с, третий — через 20 с после второго | ||
Вывод на дисплей одного из трех текстовых сообщений, в зависимости от нажатой клавиши | Клавиатура, дисплей | <1>— вывод на дисплей первого текстового сообщения, <2> — второго, <3> — третьего, остальные символы — нет реакции | ||
Выбирать из потока ASCII-кодов только цифры и выводить их на дисплей | Клавиатура, дисплей, тоногенератор | Вывод каждой цифры сопровождается коротким звуковым сигналом | ||
Выводить на дисплей каждый введенный с клавиатуры символ, причем цифру выводить "в трех экземплярах" | Клавиатура, дисплей, тоногенератор | Вывод каждой цифры сопровождается троекратным звуковым сигналом | ||
Селективный ввод символов с клавиатуры | Клавиатура, дисплей | Все русские буквы, встречающиеся в строке ввода— в верхнюю часть экрана дисплея (строки 1—4), все цифры — в нижнюю часть экрана (строки 5—8), остальные символы не выводить | ||
Вывод содержимого заданного участка памяти на дисплей посимвольно с заданным промежутком времени между выводами символов | Дисплей, таймер | Остаток от деления на 256 трех младших разрядов ячейки памяти рассматривается как ASCII-код символа. Начальный адрес памяти, длина массива вывода и промежуток времени — параметры подпрограммы | ||
Программа ввода символов с клавиатуры с выводом на дисплей | Клавиатура, дисплей | Очистка буфера клавиатуры после ввода 35 символов | ||
Выводить на дисплей каждый введенный с клавиатуры символ, причем заглавную русскую букву выводить "в двух экземплярах" | Клавиатура, дисплей, таймер | Очистка буфера клавиатуры после ввода 48 символов, очистка экрана каждые 15с | ||
Вывод на дисплей содержимого группы ячеек памяти в числовой форме (адрес и длина группы — параметры подпрограммы) | Дисплей, таймер | Содержимое ячейки распаковывается (с учетом знака), каждая цифра преобразуется в соответствующий ASCII-код и выдается на дисплей. При переходе к выводу содержимого очередной ячейки формируется задержка 10 с | ||
Определить промежуток времени между двумя последовательными нажатиями клавиш | Клавиатура, таймер | Результат выдается на OR. (Учитывая инерционность модели, нажатия не следует производить слишком быстро.) | ||
2.1. Запустить программную модель учебной ЭВМ и подключить к ней определенные в задании внешние устройства (меню Внешние устройства> Менеджер ВУ).
2.2. Написать и отладить программу, предусмотренную заданием, с использованием программного анализа флагов готовности ВУ.
В отчет поместить тексты программ и скриншоты их работы.
Аппаратные средства