Типологические особенности СМИ РФ. Предметно-тематическая специализация и универсализация СМИ. Спортивные СМИ России

Типология жур-ки исп-ется д/ сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории СМИ, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения), периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.

По характеру аудитории выделяют следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:

- общероссийские,

- межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);

- международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы "Домашний очаг, "Космополитен" );

- этнических общностей (наций, народностей);

- территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные);

- для профессиональных, производственных групп (в промышленности, с/х, армии, управлении, торговле и т.д.);

- для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда);

- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);

- для женщин и мужчин;

- для родителей;

- для малых групп (семья, землячество, клуб);

- для различных групп верующих;

- для групп населения, выделяемых по другим признакам.

Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и монотематическими или же могут отражать несколько важных для аудитории тем. Напр, журнал для женщин часто универсален по тематике ("Крестьянка", "Работница"), но может быть журналом ("Офисьель"), и посвящен медицинской тематике.

Универсальными по тематике изданиями являются многие газеты и журналы. Универсальные издания можно охарактеризовать как "газеты обо всем". Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому ("Аргументы и факты", "Московский комсомолец", "Комсомольская правда", "Труд", "Известия").

СМИ дифференцируются по целевому назначению с учетом характера их участия в осуществлении функций политики, экономики, в поддержке тех или иных идеологических, политических, религиозных и иных течений.

СМИ могут входить в медиагрупы, лояльные к пол-ке правительства или оппозиционные к ней, исповедовать взгляды правых, левых, центристов, придерживаться различных идеологических концепций – либеральных, коммунистических, национал-патриотических, социал-демократических и др. По всем этим признакам они могут быть распределены на группы: оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.п.

Газета «Советский спорт» – старейшее спортивное издание страны. Выходит с 20 июля 1924 года. Тираж 134 640 экз. Тираж приложения «Советский спорт – Футбол» (выходит по вторникам) – 208 170 экз. Газета печатается и распространяется во всех регионах России и в трех десятках стран мира, включая США, Германию, Великобританию. По сути, это первый в России спортивный таблоид. Газета «Спорт-Экспресс» – ежедневная достоверная, оперативная и наиболее полная спортивная информация. Главный принцип – «Только о спорте и только у нас». Первый номер газеты вышел в свет 14 августа 1991 года. Одна из самых многотиражных спортивных изданий планеты. Тираж составляет от 640 до 890 тысяч экземпляров, газета выходит шесть раз в неделю. Здесь делается ставка на подачу новостной информации, но без особого анализа и оценки, как в «Советском спорте». Спортивные газетные еженедельники и журналы. Редакции спортивных еженедельников и журналов стараются опираться на уже имеющиеся у читателей знания о совершившемся событии, его исходе. На страницах журналов больше материалов о личной жизни людей спорта, где ставка делается на частные детали. Высокий уровень иллюстрированности издания. Здесь события имеют менее эмоциональный фон и более ярко выражена аналитическая форма преподнесения материалов – серьезные и глобальные размышления, обобщения, разборы. Это характерно для изданий, рассказывающих о самых разных видах спорта, таких как «Proспорт», «Sportweek». Существует и другая группа еженедельников и журналов, которая направлена на освещение какого-либо одного вида. К ним относятся: «Футбол-ревю», «Футбол-Хоккей», «Теннис Плюс», «Настольный теннис» и другие. Региональные печатные СМИ играют большую роль в освещении темы спорта. Благодаря особой близости к своей аудитории они проявляют интерес к тем спортивным событиям, которым в большинстве случаев не уделяют внимание общенациональные издания. К этим событиям относятся соревнования, проходящие в рамках ограниченного пространства (районные, городские, областные, региональные; школьные, университетские, корпоративные и т.д.), а также выступления местных спортсменов на российском и международном уровне. Радио «Спорт».

МИССИЯ Радио Спорт

Распространение качественной информации и программ спортивной и околоспортивной тематики;

Пропаганда профессионального и любительского спорта, олимпийского движения;

Пропаганда здорового образа жизни, активных форм досуга международного и внутреннего туризма;

Поддержка и развитие профессионального и любительского спорта в российских регионах;

Поднятие образовательного уровня населения по отношению к истории спорта, традициям и методикам здорового образа жизни;

Создание культурной традиции движения болельщиков и спортивных фанатов;

Возрождение славных традиций спортивного движения в России;

Снижение социальной напряженности, отвлечение населения от алкоголизма, наркотиков и преступности через вовлечение его в мир спортивной жизни.

Телеканал «Россия 2». Это первый государственный спортивный канал в России. Вещание канала началось 12 июня 2003 года. Канал вещает 24 часа в сутки. С сентября 2001 года новый телепроект «7 ТВ» – спортивный канал, ориентированный на самый широкий круг телезрителей. В ноябре 1996 года по спутниковому каналу «НТВ-Плюс» в первый раз вышел в эфир платный специализированный спортивный телеканал на русском языке «НТВ-Плюс Спорт». В 1999 году на «НТВ-Плюс» появляется новый спортивный телеканал, посвященный футболу, – «НТВ-Плюс Футбол». В 2005 году появился новый специализированный канал НТВ-ПЛЮС СПОРТ ОН-ЛАЙН, который передает только прямые трансляции. А с февраля 2006 года к пакету «НТВ-Плюс Спорт» добавились еще два канала: НТВ-ПЛЮС ТЕННИС и NBA-TV. Кроме того, в пакет предлагаемых спутниковых каналов «НТВ-Плюс» входит и еще один спортивный канал – Eurosport, известный во всем мире. Это один из ведущих и самых популярных спортивных каналов Европы.

Классификация спортивных онлайн-ресурсов:

1. Спортивные сайты, где представлена узкоспециализированная спортивная информация (официальная и неофициальная).

2. Сайты, непосредственно связанные со спортивной интернет-журналистикой: сп. порталы, сп. информационные агентства, сп. интеренет-СМИ, сп. рубрики в неспециализированных интернет-изданиях и спортивные разделы на сайтах крупных радиостанций, телекомпаний; онлайн-версии спортивных ТВ-каналов; онлайн-трансляции спортивных состязаний.

Наши рекомендации