Информационные технологии в развитии восстановительной медицины
В настоящее время применение вычислительной техники в медицинских учреждениях получило достаточно широкое распространение. Трудно сегодня найти больницу, поликлинику, санаторий, не располагающие хотя бы несколькими персональными компьютерами. Больший эффект от использования вычислительной техники в медицинских учреждениях может быть достигнут путем создания системы взаимосвязанных элементов – автоматизированных рабочих мест, использующих единое информационное пространство, которое в условиях санатория позволяет эффективнее использовать лечебно-диагностическую базу. Именно такой принцип современных информационных технологий заложен в основу создания и внедрения автоматизированных систем управления СКУ.
Первые автоматизированные системы управления (АСУ) в здравоохранении обеспечивали учет и планирование ресурсов медицинской помощи, учет услуг, контроль оплаты лечения. В отдельных крупных медицинских центрах предпринимались попытки ведения формализованной электронной истории болезни (ЭИБ). Дальнейшее развитие ИТ связано, прежде всего, с такой технической революцией, как появление способа цифровой записи информации (дигитальные технологии). Бурный прогресс в области телекоммуникаций и обработки изображений в конце 80-х гг. прошлого века дал возможность передачи огромных, невиданных ранее объемов информации с очень высокой скоростью.
Наступление XXI в. ознаменовано проникновением ИТ во все сферы общественной жизни, включая здравоохранение, и превращением отрасли ИТ в одну из главных движущих сил экономического роста и развития стран. Поэтому одной из важнейших задач является информатизация общества, направленная на полное и своевременное удовлетворение его информационных потребностей. Любое государство готово поддерживать развитие отрасли ИТ всеми средствами, в том числе формированием современной инфраструктуры информационного сектора экономики путем создания технопарков. Это может стать одним из национальных проектов.
Для развития ИТ необходим как кадровый потенциал, так и весомый научный задел, а при эффективном и грамотном использовании этих возможностей можно добиться серьезного прорыва в информационной сфере.
Как правило, использование в здравоохранении ИТ в информационном обществе оценивается по двум критериям:
1) решение конкретных социальных и экономических проблем;
2) повышение качества диагностики и лечения при снижении себестоимости.
Это возможно, когда основной концепцией медицины является ориентация на пациента. В наиболее развитых странах Европы и США реализация этой концепции идет по трем основным направлениям:
1) электронные истории болезни;
2) телемедицина;
3) информационная структура здоровья.
В странах СНГ пока не решены организационно-финансовые вопросы, а также правовые условия внедрения медицинских ИТ. Можно выделить пять направлений внедрения ИТ, характерных в настоящее время для здравоохранения в целом:
1) организация оказания экстренной медицинской помощи;
2) автоматизация учета медицинского учреждения;
3) компьютерная диагностика и мониторинг состояния больных в условиях учреждения здравоохранения;
4) ведение электронной истории болезни;
5) удаленное взаимодействие врачей друг с другом и с пациентом.
Реальному внедрению ИТ часто мешают два обстоятельства:
1) малое число ЛПУ, оснащенных техническими средствами ИТ и медицинскими информационными системами;
2) отсутствие экономической мотивации со стороны учреждений здравоохранения.
Вместе с тем, на Западе медицинские ИТ интенсивно внедряются в здравоохранение. В качестве примера можно привести британский проект по созданию национальной базы данных электронных медицинских карт всех пациентов. Например, в 2010 г. здравоохранение Великобритании перешло на единые электронные медицинские карты пожизненного действия для 50 млн пациентов с круглосуточным доступом.
Управление здравоохранением невозможно без системного учета, анализа, контроля и планирования на основе достоверной оперативной информации о деятельности учреждений здравоохранения и показателях здоровья обслуживаемого населения. Медицинские ИТ в настоящее время рассматриваются как средство продвижения реформ здравоохранения.
Централизованное управление здравоохранением будет эффективно на основе создания отраслевых стандартов учета и отчетности, а также клинических протоколов. Программирование медицинских ИТ основывается на системном подходе и двух стандартах: электронной записи о пациенте и стандарте (протоколе) электронного обмена данными. Вертикаль управления здравоохранения основана на взаимодействии программного обеспечения нижнего звена системы управления здравоохранением – ЛПУ с программным обеспечением медицинских информационно-аналитических центров федерального (ФФОМС) и территориальных (ТФОМС) фондов обязательного медицинского страхования, а также с мощными вычислительными центрами. Например, такая схема реализована в рамках создаваемой «Единой информационной системы здравоохранения России». Концепция информатизации системы обязательного медицинского страхования интегрирует информационные системы учреждений здравоохранения, органов управления здравоохранением субъектов федерации, ТФОМС, страховых компаний, ФФОМС, Росздрава и Минздрав соцразвития в единую информационную систему отрасли.
ИТ являются важным фактором не только улучшения управления здравоохранением, но и повышения уровня качества медицинской помощи на всех этапах, в том числе санаторно-курортном. Потребности санаторнокурортных учреждений в автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации велики. Правильный выбор направления внедрения информационных технологий существенно зависит от финансовых возможностей санаториев, особенностей состояния здоровья и социальных условий обслуживаемого контингента и общего уровня компьютеризации санаторно-курортного учреждения.
Следует отметить, что одним из наиболее важных аспектов внедрения ИТ является создание программных средств. В настоящее время в учреждениях здравоохранения распространены программные средства, созданные под конкретные задачи разными организациями разработчиками, в каждой из которых имеются свои подходы к созданию программных средств. Поэтому программы очень разнотипны и трудно сопрягаемы между собой. В этой связи разработку ИТ в санаторно-курортных учреждениях целесообразно поручать одному разработчику – системному интегратору, выбор которого необходимо проводить на конкурсной основе с учетом критерия «эффективность-стоимость-реализуемость» и других неформализованных показателей, например, устойчивость в сфере ИТ-услуг.
Автоматизированная информационная система (АИС) санаторно-курортного учреждения должна удовлетворять следующим требованиям:
· адаптивность к изменениям нормативно-правовой базы;
· информационная совместимость;
· масштабность (сохранение работоспособности при увеличении числа пользователей и информационного потока);
· модульность (поэтапное введение);
· открытость (взаимодействие с другими системами на основе открытых спецификаций обмена, открытой структуры базы данных и использования открытых интерфейсов прикладного программирования);
· расширяемость (расширение функционала системы силами персонала санатория);
· конфиденциальность и целостность информации.
Следует отметить, что процесс компьютеризации санаторно-курортных учреждений имеет свои особенности. При создании и внедрении ИТ в учреждениях подобного типа основными задачами являются:
· повышение эффективности и оперативности управления ресурсным потенциалом и обоснованности принятия управленческих решений;
· обеспечение оптимизации деятельности структурных подразделений санатория;
· повышение уровня качества и эффективности санаторно-курортного лечения за счет комплексной автоматизации лечебно-диагностического процесса;
· оперативный контроль состояния учреждения и различных видов его обеспечения.
Успехи ИТ в восстановительной медицине убедительно свидетельствуют об огромных перспективах их использования в решении насущных проблем здравоохранения:
· обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи;
· создание условий для постоянного совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, в том числе быстрое распространение информации о новых методах диагностики и лечения, фармацевтических препаратах и т. д.
· эффективное внедрение единых стандартов медицинского обслуживания в пределах регионов и стран.
Выполнение этих задач обеспечивается за счет автоматизации управленческой и лечебно-диагностической деятельности санатория.
При этом управленческая деятельность его включает такие процессы:
· бухгалтерский учет;
· учет материальных ценностей;
· расчет заработной платы;
· кадровый состав;
· тарификация персонала;
· планирование основных экономических показателей и др.
Вопросы, связанные с процессом автоматизации управленческой деятельности СКУ будут подробно рассмотрены в п. 4.2 настоящего пособия.
Лечебно-диагностическая деятельность санатория включает:
· учет поступивших пациентов;
· учет выполнения процедур;
· ведение статистической отчетности;
· ведение электронной истории болезни и др.
Задачи, связанные с организацией лечебно-диагностической деятельности СКУ, разработкой систем ведения электронной истории болезни, а также комплексных информационных систем в сфере здравоохранения будут рассмотрены в п. 4.3 и п. 4.4 соответственно.