Сбор информации от кандидата в ходе интервью
Для получения достоверных и максимально полных сведений о кандидате интервьюер должен владеть техникой сбора информации. Это предполагает, в том числе, и умение правильно задавать вопросы.
Типы вопросов, которые могут быть использованы в ходе интервью
В ходе интервью могут использоваться следующие типы вопросов:
• открытые;
• прямые или закрытые;
• наводящие;
• рефлексивные;
• косвенные.
Открытые вопросы -это такие вопросы, которые предполагают развернутые содержательные ответы, не ограниченные никакими рамками.
Примеры открытых вопросов:
Что заставило Вас принять решение о ...?
Расскажите мне о ...?
Как получилось, что...?
Почему...?
Опишите...
Что Вы думаете о ...?
Прямые, или закрытые, вопросыпредполагают ответы "Да" или "Нет", либо сообщение конкретных сведений.
Примеры прямых или закрытых вопросов:
Вызамужем?
Есть ли у Вас водительские права?
Какие оценки были у Вас по каждому предмету?
Сколько человек непосредственно подчинялось Вам?
Сколько месяцев Вы работали в ...?
Наводящие вопросы- это такие вопросы, которые как бы подсказывают, какой тип ответа ожидается.
Примеры наводящих вопросов:
Для этой работы важна аккуратность. А вы аккуратный человек?
Я думаю, что вы жалеете об этом сейчас, не так ли?
У нас очень много работы и часто приходится работать с высокой нагрузкой. Как вы относитесь к работе в условиях высокой нагрузки?
Рефлексивные замечания или вопросынужны для того, чтобы избежать недопонимания или неверного понимания. Кроме того, они показывают кандидату, что его внимательно слушают.
Примеры рефлексивных замечаний/вопросов
Как я понял, Вы предпочитаете работу с высоким уровнем ответственности?
Итак, Вы любите заниматься спортом?
Мне показалось, что Вы плохо реагируете на критику в Ваш адрес?
Интервьюер должен стремиться избегать внушения кандидату возможных ответов и использования наводящих вопросов. При проведении интервью следует соблюдать баланс между закрытыми, открытыми вопросами, рефлексивными замечаниями и рефлексивными вопросами.
При подготовке интервью следует заранее подготовить вопросы, которые позволят получить наиболее важную информацию от кандидата. При этом следует учитывать, что не всегда можно рассчитывать на получение достоверной информации в ходе интервью, если собеседнику задавать прямые вопросы типа: "Являетесь ли Вы ответственным человеком?", "Готовы ли Вы к проявлению творчества и инициативы, если это потребуется?" и др.
Более надежную информацию о значимых для организации-работодателя качествах претендента дают косвенные вопросы. В этом случае претендента прямо не спрашивают о его достоинствах или недостатках. Ему задают вопросы, связанные с его профессиональным опытом, с его поведением на работе и др. Правильно сформулированные косвенные вопросы позволяют получить достоверную информацию о кандидате. Примеры таких вопросов приводятся в таблице 2-4.
Таблица 2-4
Технология получения информации от кандидата в ходе проведения интервью с использованием косвенных вопросов
Возможные вопросы | Цель вопроса |
Расскажите мне о вашей последней (настоящей) работе | Общий ориентировочный вопрос для определения дальнейшего хода интервью. Получить первое впечатление о кандидате |
Что вам больше всего нравилось (нравится) в вашей работе? | Уточнить сферу профессиональных интересов, выяснить, что является сильными сторонами кандидата |
Что вам меньше всего нравилось (нравится) в вашей работе? | Ответ кандидата на этот вопрос указывает на слабые стороны человека. То, как он ведет себя, отвечая на этот вопрос, выявляет степень его откровенности |
Как вы получили работу в прежней организации? | Ответ на этот вопрос может показать степень инициативности кандидата или его готовность к поиску неиспользованных резервов |
Каковы были Ваши рабочие обязанности в последней организации? Все ли вас устраивало? | Базовая информация. Позволяет уточнить сферу компетенции работника, его отношение к порученной работе |
Ваши основные рабочие успехи? | Определить, ориентирован ли кандидат на достижения. Выяснить, в каких областях он добился наилучших результатов |
Были ли у Вас в работе какие-то ошибки, разочарования или вещи, которые получались не очень удачно? | Выяснить, готов ли кандидат принимать на себя ответственность за свои неудачи |
Какой прогресс был достигнут вами за время работы в последней организации? | Определить способность человека к росту, к развитию |
Что вы получили от работы в вашей последней организации? | Выяснить, чему человек смог научиться за время работы. Оценить его способность осваивать новое, склонность к позитивному мышлению, к способности находить положительные стороны в любой ситуации |
В какой степени изменения в работе, которые произошли за время вашей работы в последней организации, зависели от вас? | Определить степень инициативности и самостоятельности работника |
Опишите себя в общих словах. | Выяснить представление человека о самом себе. |
В чем вы превосходите других людей? | Определить, насколько кандидат уверен в своих способностях, навыках, знаниях, квалификации |
Что вы думаете о своих недостатках и какие качества вам следует развивать в первую очередь? | Установить, насколько реалистично кандидат оценивает себя. В чем состоят его основные неиспользованные резервы |
Какие черты или качества вам нравились в вашем непосредственном руководителе? | Выяснить, как кандидат относился к своему руководителю, готовность к сотрудничеству с руководством, какие качества руководителя имеют для него важное значение |
Что, по вашему мнению, внесло основной вклад в ваши профессиональные успехи к настоящему моменту? | Уточнить биографические данные и получить дополнительные сведения относительно профессиональных качеств и потенциала работника |
Каковы ваши долгосрочные цели и задачи? | Определить готовность человека к обучению и развитию, склонность планировать свое будущее |
С какими людьми вам приятно/неприятно иметь дело на работе или поддерживать деловые отношения? | Определить деловые ценности и установки в деловом общении |
Если бы вы начинали все с начала, как бы вы изменили свою жизнь и карьеру? | Выяснить, что человека не устраивает в себе на сегодняшний день, какие цели являются для него наиболее привлекательными |
Каковы причины вашего увольнения с последнего места работы (или почему вы намерены оставить вашу настоящую работу)? | Оценить весомость приводимых аргументов, выяснить отношение кандидата к работе, к товарищами по работе и руководству |
За последние 5 лет что из ваших ожиданий реально сбылось? | Выяснить, способен ли кандидат достигать намеченные цели. Установить, какие значимые события произошли в его жизни за последние годы |
Как вы думаете, что мог бы сказать о вас ваш последний (настоящий) руководитель? | Выяснить, нет ли здесь конфликта? Определение самооценки кандидата |
Было ли в вашей работе что-то, что вы считали трудным для себя? Как вы с этим справлялись? | Выяснить, что вызывает затруднения и как кандидат подходит к решению проблем |
В каких работах вы участвовали сверх своих обычных должностных обязанностей? | Определить готовность работника к сотрудничеству |
Что вы считаете своими основными достижениями за время учебы в институте (или другом высшем учебном заведении)? | Выяснить, с чем у человека ассоциируются основные успехи. Это успехи в приобретении знаний и навыков, социальные успехи, командные или лидерские? |
Чему вы научились? Что было самым значительным опытом в период обучения? | Каковы базовые установки кандидата в отношении обучения? |
В какой должности вы видите себя через 5 лет? | Определение карьерных планов кандидата, его уровня притязаний и самооценки |
Умение слушать
Для получения достоверной информации важно не только уметь задавать верные вопросы, но и уметь слушать ответы на эти вопросы. Интервьюер должен быть способен создавать обстановку, располагающую к доверительному общению, к открытости, к искренности. В значительной степени способность создать благоприятную обстановку при общении с кандидатом зависит от установок интервьюера, связанных с процессом получения информации в ходе интервью.
Можно выделить три базовые установки, которые помогают не просто слышать кандидата, а услышатьту ключевую информацию, которая поступает от него в ходе интервью:
Одобрение-положительное отношение к другому человеку, готовность его выслушать, готовность принимать его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
Установка на раскрепощение кандидата-это стремление к созданию комфортной обстановки для кандидата, повышающей уровень доверия между ним и интервьюером, способствующей получению от него значимой информации.
Установка на сопереживание кандидату-это чуткое отношение к собеседнику, понимание его переживаний и ответное выражение своего понимания этих чувств. Такое слушание позволяет уловить эмоциональную окраску сказанного, понять, какое значение данная информация имеет для собеседника, проникнуть в систему его внутренних ценностей и выяснить, какие чувства испытывает говорящий.
В противоположность этим установкам существует множество установок, мешающих слушать, искажающих ту информацию, которая поступает от собеседника. Среди них можно выделить такие, как:
Пренебрежение- когда собеседник рассматривается как человек, заведомо не достойный уважения и внимания.
Недоверие- основанное на твердой уверенности в том, что собеседник стремится или скрыть нежелательную для себя информацию, или пойти на обман, предполагая, что таким образом он сможет добиться желаемых целей.
Агрессия- раздражение, неприязненное отношение к собеседнику, к его словам, вопросам.
Для получения достоверной информации от кандидатов, для того, чтобы не только слушать, но и иметь возможность услышать то, что говорит кандидат, или то, что стоит за его ответами, интервьюеру следует настроить себя должным образом, постараться избавиться от установок, мешающих слушать.