Технологический цикл PR в избирательной кампании
Технологический цикл PR в рамках политической кампании начинается еще до ее основного этапа. Единственным условием в этом случае будет то, что PR -кампания не должна носить предвыборный характер. В противном случае будет нарушен закон о предвыборной агитации. Шарков Ф. предлагает свой технологический цикл.[5]
I. Аналитический этаппредназначен для разработки конкретной программы взаимодействия политического субъекта с целевой общественностью. Для этого необходимо разработать план исследования общественного мнения и спроектировать PR-мероприятия в рамках политической кампании.
В рамках этого этапа выделяется несколько конкретных фаз.
1. Экспресс-анализ ситуации деятельности политического субъекта в отношениях с общественностью (исследовательская фаза) ставит своей целью предварительное исследование (для последующего проведения фокусированного исследования) с точки зрения взаимодействия политического субъекта с целевой общественностью. Объектами исследования могут выступать избирательные предпочтения электората, политические силы региона (дружеские и конкурирующие), организации, влияющие на предвыборную ситуацию, отношения с органами власти и т.д. Исходя из этого решаются конкретные задачи:
1) осуществление общего анализа предвыборной ситуации с точки зрения связи субъекта с другими субъектами, влияющими на его деятельность;
2) раскрытие специфики взаимоотношений политической кампании с организациями;
3) анализ данных исследований, проводимых в рамках политической кампании;
4) соотнесение плюсов и минусов политического субъекта с плюсами и минусами конкурентов;
5) описание характера существующих связей политического субъекта с электоратом;
6) вскрытие негативных стереотипов общественного мнения и изучение позитивных установок по отношению к данному субъекту;
7) предварительное исследование имиджа политического субъекта;
8) выявление преимуществ политического субъекта по отношению к конкурентам;
9) изучение аспектов имиджа политического субъекта, формирующих как негативные, так и позитивные установки у общественности для последующей корректировки;
10) постановка основных задач исследования.
- Определение объектов исследования (информационная стадия).
Объектами исследования могут быть:
- внешние условия (экономические, социальные, правовые и т.д.);
- целевые аудитории общественности;
- электорат;
- конкуренты;
- другие организации, влияющие на политического субъекта (властные структуры, общественные организации и т.п.).
В каждом конкретном случае объектом исследования может быть различное сочетание данных объектов.
- Непосредственное исследование выделенных целевых объектов (организационная стадия).
- Систематизация и анализ результатов исследования (аналитическая стадия).
2. Стратегическое планирование PR-кампании (проектная фаза).
- Постановка целей кампании (концептуальная стадия)– носит наиболее общий характер, конкретнее цели и задачи определяются на стадии планирования. При определении общих целей и задач PR-направления необходим активный контакт со звеном стратегического анализа и управления:
а) создание положительного имиджа и благоприятного отношения у целевой аудитории;
б) совершенствование системы взаимоотношений между субъектом и целевой аудиторией;
в) развитие связей и взаимовыгодного сотрудничества политического субъекта с потенциальными партнерами (другими политическими деятелями, финансовыми и властными структурами, общественными и экономическими организациями и т.п.);
г) разработка рекомендаций по совершенствованию форм взаимоотношений политического субъекта с целевой общественностью;
д) составление рекомендаций по устранению в имидже политического субъекта причин, порождающих неблагоприятное общественное мнение, и др.
- Согласование целей PR-кампании с другими направлениями. Для повышения эффективности работы PR-подразделения штаба необходимо тесно взаимодействовать с другими направлениями работы штаба, чтобы избежать изолированности PR–отдела от других подразделений штаба. Для этого целесообразно согласовывать цели и задачи PR-направления с общими стратегическими ориентирами деятельности штаба в целом.
а) постановка задач PR-кампании:
- проведение текущих исследований общественного мнения относительно политического субъекта;
- анализ и выработка способов коррекции сложившегося имиджа политического субъекта;
- освещение деятельности политического субъекта в кругах целевой аудитории;
- разработка и проведение мероприятий по прямому контакту политического субъекта с целевыми аудиториями и значимыми структурами;
- привлечение влиятельных персон для повышения престижа политического субъекта;
- разработка и воплощение идей для создания «шумихи» вокруг политического субъекта.
б) согласование задач PR-кампании с другими направлениями работы штаба начинается с разработки стратегии и тактики PR-кампании:
-формулирование общих положений PR-мероприятий;
- выявление приоритетов PR-кампании осуществляется по результатам проведенных исследований и сопоставительного анализа с особенностями внешней ситуации. В качестве приоритетов выбираются позитивные моменты имиджа политического субъекта, которые могут выступать основными акцентами позиционирования в кампании;
- описание кратких характеристик основных этапов PR-мероприятий и планирование опорных сроков по поставленным задачам.
- Планирование PR-мероприятий:
- выбор целевых аудиторий;
- разработка идей проведения PR-работы для привлечения внимания целевой общественности и электората через СМИ, привлечения референтных лиц для поддержки и поднятия престижа политического субъекта, проведения различных PR-акций для установления непосредственных отношений с целевыми аудиториями и электоратом;
- определение средств PR-кампании (fund-reising): СМИ, встречи с избирателями, концерты, круглые столы и многое другое;
- выбор целевых тем для СМИ и PR-акций основывается на зафиксированных приоритетах PR-кампании в соответствии с разработанными идеями PR-мероприятий. Основная задача – составить полный список тем, которые необходимо раскрывать в СМИ при проведении PR-акций. Последовательность раскрытия тем определяется общей стратегией по изменению общественного отношения к имиджу политического субъекта.
- выбор каналов информационного воздействия (СМИ; печатные издания по форме распространения: подписные или розничные; по периодичности выхода: ежедневные, еженедельные, ежемесячные или ежеквартальные); радио и телевидение; другие средства (Интернет, direct mail);
- планирование предварительного общего бюджета PR-мероприятий политической кампании и его согласование с руководителями штаба.
- Конкретное планирование PR-акций (программная стадия).Разрабатываются конкретные содержательные идеи по формированию имиджа политического субъекта в соответствии со следующими критериями:
- эффективность изменения мнения у целевой общественности в благоприятную для политического субъекта сторону;
- включенность всех целевых аудиторий общественности в контакт с политическим субъектом;
- концентрированность воздействия на целевой электорат;
- адекватность воздействий типам целевых общественных аудиторий и электората;
- максимальность общественного и электорального резонанса;
- соответствие PR-акций требованиям процесса формирования целевого имиджа политического субъекта.
Основные задачи:
- разработка конкретных идей проведения PR-акций;
- составление конкретных планов работ по PR-акциям;
- определение состава информационного пакета, поддерживающего PR-акцию.