Необходимо хорошо знать структуру аргументативного текста
Основным средством убеждения в аргументативном тексте является логика доказательства, что, в свою очередь, требует строгой структуры аргументативного текста, в которую обязательно входят тезис, аргументы, иллюстрации (примеры) к ним и вывод.
Тезис- основное положение, которое доказывается, поэтому в аргументирующей речи предъявляются повышенные требования к его формулировке и доказательству.
Тезис – это всегда для кого-то спорное утверждение. Если же он будет бесспорным, то тогда пропадает необходимость в его доказательстве
В то же время тезис должен быть доказуем, ибо в противном случае с возможностью его доказать также пропадает и потребность в том, чтобы доказывать недоказуемое.
Тезис должен быть одним и тем же в ходе всего доказательства.
Тезис должен быть логически непротиворечивым.
Тезис должен быть кратко, но очень емко и точно сформулированным.
Нарушение хотя бы одного из пунктов этого правила чревато тем, что вы нарушите логику доказательства этого тезиса, а значит – не сможете выполнить главную задачу речи – убедить в своей правоте. Если тезис будет нечетко сформулирован, его будет трудно доказать, у слушателей непременно возникнут вопросы: «Ну и что это доказывает? Это совсем из другой оперы!». Нечеткость формулировок может привести к потере тезиса. Это очень частая ошибка: начав говорить, оратор может потерять нить выступления, сбиться на второстепенные или даже не имеющие отношения к теме проблемы, начать говорить «вокруг да около». Самое главное в том, чтобы тезис был доказан.
Для доказательства используют аргументы.
Аргументы -это мысли, суждения, приводимые для подтверждения другого тезиса.
Аргументы должны быть
- достаточными для доказательства данного тезиса;
- истинными;
- они не должны противоречить друг другу
- четко сформулированными,
- они должны объединяться в особую систему утверждений.
Аргументы различаются по содержанию, направленности, силе и т.д.
По содержанию выделяют логические и психологические аргументы.
Логические аргументы представляют собой ссылки на
- факты (на статистические сведения; случаи из повседневной жизни, из истории, из личного опыта, из литературы и т.д.);
- ссылки на заведомо истинные суждения (аксиомы, правила и т.д.);
- ссылки на авторитеты (цитаты из речи знатоков в этой области; пословицы, поговорки, крылатые слова и т.п.).
К психологическим аргументамотносят
- аргументы к авторитету;
- аргументы к публике, включающие мнения других людей, присутствующих при разговоре или принимающих в нем непосредственное участие;
- аргументы к эмоциям и чувствам – возбуждение в оппоненте чувства жалости и др.
Аргументы по силе делятся на сильные и слабые. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным. Обратите внимание, что сила аргумента определяется с точки зрения слушателя, а не говорящего.
По направленности выделяются собственно аргументы и контраргументы. Последние возникают в сознании оппонента как возражение оратору. Очень хорошо, если говорящий, зная или чувствуя аудиторию, в состоянии предвидеть, предусмотреть возможные контраргументы, а еще лучше – предупредить их появление фразами типа: «Здесь мне могли бы возразить, что…, но это не совсем так, потому что…»
Менее заметную, но не менее важную роль в доказательстве играют иллюстрации, задача которых – подтвердить аргумент конкретными примерами. По составу они повторяют все логически аргументы, о которых мы уже говорили, однако, поскольку их роль – конкретизировать аргумент, они всегда носят частный, подчиненный характер.
Вывод в доказательстве выполняет роль не только заключения в речи, но прежде всего усилителя тезиса на основе всего доказательного процесса, поэтому он не просто обязателен, а сверхобязателен, потому что но без него доказательный текст теряет немалую долю своей убедительности. Вывод – это повторение тезиса, но с непременным прибавлением слов. Итак, мы доказали, что... вы все теперь убедились в том, что... И теперь нельзя усомниться в том, что... и т.д.
Как вы убедились, все структурные компоненты аргументирующей речи имеют свою функцию и являются обязательными, однако их механическое соединение вряд ли сделает текст убедительным: для этого необходимо выстроить строгую логическую цепочку самого доказательства, которая в совокупности со всеми остальными структурными компонентами также становится средством убеждения.
4. Необходимо знать также логику и способы доказательства.
Продумать формулировку тезиса и систему аргументов крайне важно, так как воздействие этих аргументов будет определяться еще и тем, как именно они расположены и в какой последовательности предъявлены слушателям.
Существуют различные способы расположения аргументов в аргументирующей речи. Аргументация может строиться как нисходящая и восходящая, как индуктивная и дедуктивная, односторонняя и двусторонняя.
Нисходящая и восходящая аргументация. Эти способы различаются по тому, как направлено усиление аргументации: при нисходящей аргументации сначала приводятся самые сильные аргументы, затем – менее сильные, завершается все выводом или побуждением к действию. При нисходящей аргументации слабые аргументы, выступая как дополнение к сильным, а не как самостоятельные, выглядят более убедительно. Восходящая аргументация предполагает, что сильные аргументы используются в конце выступления. Заканчивается речь с восходящей аргументацией, как правило, ярким, эмоциональным призывом.
Индуктивная и дедуктивная аргументация.При использовании индуктивной аргументации изложение построено от анализа конкретных фактов к выводу. Таким образом, обобщение делается на основе изучения типичных случаев. При этом выступающему необходимо следить, чтобы все примеры, рассмотренные в качестве основания для обобщения, были истинными и связанными с выводами, а их количество должно быть достаточным для соответствующих обобщений. Кроме того, необходимо, чтобы эти примеры были типичными для подтверждения сделанного вывода. Дедуктивный метод предполагает рассуждение от общего к частному. Познавая мир, человеческое общество использует этот метод постоянно, поскольку ряд явлений, которые общество уже постигло, приобретает значение общего правила.
Односторонняя и двусторонняя аргументация. Односторонняя аргументация предполагает изложение аргументов одной направленности: либо позитивные, поддерживающие данную точку зрения, либо негативные, излагающие противоположную точку зрения. При двусторонней аргументации аудитория может сопоставить обе позиции и вместе с оратором выбрать одну из них. Оппонент при двусторонней аргументации может быть как реальным, так и вымышленным лицом. Последний прием называется «чучелом оппонента». Двусторонняя аргументация активизирует внимание аудитории, позволяет более глубоко проанализировать ситуацию и сделать выводы самостоятельно. Естественно, что этот прием предпочтительнее в аудитории более высокого интеллектуального уровня. Односторонняя аргументация лучше воспринимается слушателями, готовыми принять чужую точку зрения, особенно если она совпадает с их собственной.
Логика убеждения тесно связана с тем способом доказательства, который избрал оратор.
Выделяется два основных способа доказательства: прямой и косвенный.
Прямое доказательство – это такой способ, при котором из представленных аргументов выводятся истинные суждения, а из этих суждений – доказывается справедливость тезиса.
Косвенное доказательство – это такой процесс, при котором мы, доказывая тезис, одновременно доказываем нелогичность антитезиса. Этот способ имеет три варианта: «от противного», метод исключения, приведение к абсурду.