Конкретная/абстрактная концептуализация

О. Харви, Д. Хаит и Г. Шродер проанализировали индивиду­альные особенности понятийной сферы, связанные с различия­ми в степени ее конкретности/абстрактности. В основе конкрет­ности/абстрактности лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий. Полюс «конкрет­ной концептуализации» характеризуется незначительной диф­ференциацией и недостаточной интеграцией понятий. Для «кон­кретных» индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к черно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стерео­типность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д, Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполага­ет как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов ха­рактерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ори­ентация на внутренний опыт в объяснении физического и соци­ального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность и т. д.

В ходе онтогенетического развития происходит увеличение аб­страктности индивидуальной понятийной системы, что обуслов­ливается ростом числа альтернативных схем для восприятия и анализа одного и того же объекта, уходом от стандартных оце­нок за счет увеличивающейся способности к внутренним преобразованиям и комбинациям понятий.

Методики диагностики конкретности/абстрактности концептуализации

Основная методическая процедура — методика незакончен­ных предложений в двух вариантах.

1. Методика «Завершение предложений». Испытуемому предлагается набор фраз, в каж­дой из которых задана какая-либо значимая социальная ситуация с элементами конфликта (вина, брак, мое «Я», прошлое и т. п.). Каждую фразу нужно закончить с использованием одного-двух предложений. Показатель меры концептуализации: качествен­ная оценка в 5-балльной системе каждого ответа в зависимости от степени его абстрактности с последующим их суммировани­ем (чем выше итоговая сумма баллов, тем более выражена склон­ность к абстрактной концептуализации).

2. Методика «Я верю, что...». Испытуемо­му предлагается проинтерпретировать тот или иной аспект соб­ственного поведения или ситуации (например, «Я верю, что моя мать...», «Я верю, что правила...» и т. д.). Показатель меры концеп­туализации: одна общая качественная оценка всех ответов по кри­терию их отнесения к одному из четырех структурных уровней организации понятийной системы.

Было показано, что полюс «абстрактности» соотносится с высо­ким вербальным интеллектом (по шкале Векслера), когнитивной сложностью (по репертуарному тесту), низким уровнем догматизма и авторитарности, поленезависимостью (по тесту «Вклю­ченные фигуры»), большей успешностью в решении задач по формированию понятий (по методике Брунера), а также высо­кими показателями креативности (по сочетанию таких показа­телей, как оригинальность и реалистическая направленность).

Характерно, что именно лица с абстрактным стилем концеп­туализации отличались высоким уровнем способности строить единый интегрированный образ другого человека с учетом про­тиворечивой информации.

Методическая схема исследования была такова. Испытуемый получал три прилагательных, на основе которых письменно опи­сывал личность А. Потом он получал три прямо противоположных прилагательных, с помощью которых он описывал личность В. Затем ему говорили, что речь идет об одном и том же реальном человеке, и испытуемый должен был снова описать свои впечат­ления о данном человеке. «Конкретные» индивидуумы, как правило, игнорировали в своем итоговом описании альтернативные оценки другого человека.

Таким образом, конкретный способ концептуализации обус­ловливает закрытость ума в виде склонности к сверхупрощению понимания ситуации и сверхконцентрации на одном подходе к ее интерпретации (в этом случае можно говорить о своего рода «ментальной слепоте»). Напротив, абстрактный способ концеп­туализации характеризует открытость ума, проявляющуюся в учете непредвиденных обстоятельств, порождении множе­ства альтернативных интерпретационных схем, толерантности к необычным и новым аспектам происходящего.

Чем выше уровень абстрактности, тем более выражена способность субъекта переступать границы непосредственного и двигаться в рамках более отдаленных временных и пространственных ментальных состояний.

Фактически, эта стилевая характеристика снимает в себе два аспекта взаимодействия человека со своим окружением: слож­ность поведения и сложность среды.

Данный когнитивный стиль имеет прямое отношение к особенностям организации понятийной сферы субъекта. По мнению Ч. Носала, конкретная концептуализация означает тенден­цию изоляции идей, основанную на дискретном, жестком, не­пересекающемся наборе понятий. Абстрактная концептуализа­ция предполагает существование взаимосвязанной системы идей, основанной на многократном и гибком их упорядочивании. Со­ответственно, полюс конкретности характеризуется логикой от­дельных понятий, тогда как полюс абстрактности — логикой се­мантических пространств.

Наши рекомендации