Эффективность автоматизированного рабочего места
В условиях информационной экономики успешное продвижение организации на рынке
невозможно без представления результатов оценки ожидаемой эффективности автоматизации.
Оценка эффективности применения АРМ – процесс неоднозначный и многокритериальный. Из-за
огромного разнообразия предприятий и условий, в которых они работают, вариантов автоматизации
деятельности невозможно определить стандарты, эталоны. Каждая организация решает этот вопрос
самостоятельно, сравнивая с аналогами. Актуальность этой проблемы подчеркивает и тот факт, что
затраты на разработку и внедрение АРМ, как правило, значительно более высоки, чем планируемые,
АРМ
Технические
средства
Программные
средства
Информационное обеспечение
и методическая документация
Общее ПО Функциональное ПО
Управление ресурсами
вычислительной системы,
обеспечение работы в сети
Средства для создания
новых программных
средств
и руководители часто не решаются на создание АРМ без оценки эффективности. Поэтому
мероприятия по оценке ожидаемого от внедрения АРМ экономического эффекта можно расценивать
в качестве своеобразной «лакмусовой бумажки», демонстрирующей грамотную, целенаправленную
работу менеджмента по повышению эффективности процессов управления.
Практический опыт использования АРМ позволяет выделить следующие требования к
эффективно и полноценно функционирующему АРМ:
1) открытость: своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя,
адаптация к уровню его подготовки и специфике выполняемых им функций, простота обслуживания
и дружественный интерфейс, возможность работы в составе вычислительной сети;
2) обеспечение единого телекоммуникационного пространства: функционирование АРМ в
режиме реального времени, расширенные телекоммуникационные возможности, внутрисистемная
информационная связанность;
3) надежность, защищенность, безопасность: система разграничения доступа к данным и
функциям; многоуровневая система защиты данных; ведение журналов операций.
Существует множество подходов к проектированию автоматизированных рабочих мест, но
все они в значительной степени базируются на идеях, развиваемых сторонниками системного
подхода. В их основе лежит мысль о том, что любое АРМ должно создаваться как естественный
ответ на возникшую внутри организации потребность. Существует ряд принципиальных
особенностей проектирования и внедрения автоматизированных рабочих мест на основе системного
подхода:
• проектирование ведется для конкретного предприятия;
• АРМ создается в единственном экземпляре;
• при разработке АРМ закладывается возможность его развития;
• ввод в эксплуатацию производится поэтапно с наращиванием функциональных
возможностей системы;
• при создании системы важно учитывать, что она будет функционировать в условиях
стохастических воздействий внешней среды.
Эффективная эксплуатация АРМ должна быть построена на основе процедур, разработанных
и утвержденных в качестве внутрикорпоративных или отраслевых стандартов.
Выделяют следующие стандарты эксплуатации АРМ:
• стандарты MDA (Model Driven Architecture);
• стандарты серверного оборудования;
• стандарт хранения данных;
• стандарт электронной почты;
• стандарт обмена документами;
• стандарт внутренней технической поддержки (Help Desk).
В настоящее время развивается концепция распределенных систем управления народным
хозяйством, где предусматривается локальная обработка информации.
Для реализации идеи распределенного управления необходимо создание для каждого уровня
управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе
персональных ЭВМ.
Анализируя сущность АРМ, специалисты определяют их чаще всего как профессионально-
ориентированные малые вычислительные системы, расположенные непосредственно на рабочих
местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ.
8.1.2. Принципы создания АРМ
Для каждого объекта управления нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места,
соответствующие их функциональному назначению. Однако принципы создания АРМ должны быть
общими:
• системность;
• гибкость;
• устойчивость;
• эффективность.
Согласно принципу системности АРМ следует рассматривать как системы, структура
которых определяется функциональным назначением.
Принцип гибкости означает приспособляемость системы к возможным перестройкам
благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.
Принцип устойчивости заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные
функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возможных факторов. Это значит,
что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы –
быстро восстановима.
Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации
приведенных выше принципов, отнесенного к затратам по созданию и эксплуатации системы.
Функционирование АРМ может дать численный эффект только при условии правильного
распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки
информации, ядром которых является ЭВМ. Лишь тогда АРМ станет средством повышения не только
производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности
специалистов.
8.1.3. Задачи, решаемые на АРМ
Задачи, решаемые на АРМ, условно можно разделить на информационные и вычислительные.
К информационным задачам относятся кодирование, классификация, сбор, структурная
организация, корректировка, хранение, поиск и выдача информации. Часто информационные задачи
включают несложные вычислительные и логические процедуры арифметического и текстового
характера и отношения (связи). Информационные задачи являются, как правило, наиболее
трудоемкими и занимают большую часть рабочего времени специалистов.
Вычислительные задачи являются как формализуемыми, так и не полностью
формализуемыми. Формализуемые задачи решаются на базе формальных алгоритмов и делятся на
две группы: задачи прямого счета и задачи на основе математических моделей. Задачи прямого счета
решаются с помощью простейших алгоритмов. Для более сложных задач требуется применять
различные математические модели.
В последнее время большое внимание выделяется разработке средств решения не полностью
формализуемых задач, называемых сематическими. Такие задачи очень часто возникают в ходе
оперативного управления экономическими объектами, особенно при принятии решений в условиях
неполной информации.
ТЕМА 8.2. КЛАССИФИКАЦИЯ АРМ
В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков.
С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному
признаку:
• АРМ административно-управленческого персонала;
• АРМ проектировщика радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем
управления и т.д.;
• АРМ специалиста в области экономики, математики, физики и т.д.;
• АРМ производственно-технологического назначения.
Важным классификационным признаком АРМ является режим эксплуатации, по которому
выделяются одиночный, групповой и сетевой режимы эксплуатации.
В первом случае АРМ реализуется на обособленной ПЭВМ, все ресурсы которой находятся в
монопольном распоряжении пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение
нестандартных, специфических задач, и для его реализации применяются ЭВМ небольшой
мощности.
При групповом режиме эксплуатации на базе одной ЭВМ реализуется несколько рабочих
мест, объединенных по принципу административной или функциональной общности. В этом случае
требуются уже более мощные ЭВМ и достаточно сложное программное обеспечение. Групповой
режим эксплуатации обычно используется для организации распределенной обработки данных в
пределах отдельного подразделения или организации для обслуживания стабильных групп
специалистов и руководителей.
Сетевой режим эксплуатации АРМ объединяет достоинства первого и второго режимов. В
этом случае каждое АРМ строится на базе одной ЭВМ, но в то же время имеется возможность
использовать некоторые общие ресурсы вычислительной сети.
Одним из подходов к классификации АРМ является их систематизация по видам решаемых
задач. Возможны следующие группы АРМ для решения:
• информационно-вычислительных задач;
• задач подготовки и ввода данных;
• информационно-справочных задач;
• задач бухгалтерского учета;
• задач статистической обработки данных;
• задач аналитических расчетов.
В зависимости от применения АРМ делятся на два больших класса: обслуживающие и
интеллектуальные.
И те, и другие могут предназначаться для различных пользователей. Но в то же время
существуют такие пользователи, о которых можно сказать заранее, что они не могут быть
пользователями того или другого АРМ. Например, обслуживающий персонал (делопроизводители,
секретари) в силу специфики выполняемых ими функций не нуждаются в интеллектуальных АРМ в
своей непосредственной деятельности.
Обслуживающие АРМ в сферах организационного управления могут быть:
• информационно-справочными;
• вычислительными;
• текстообрабатывающими.
Информационно-справочные АРМ обслуживают какой-либо процесс управления.
Вычислительные АРМ разнообразны по своему содержанию и могут применяться
многочисленными категориями пользователей. С их помощью могут ставиться и решаться
организационно-экономические задачи, связанные и не связанные друг с другом, поиск и обработка
данных в которых заранее определены или определяются в процессе функционирования АРМ.
Текстообразующие АРМ предназначены для обработки и генерации текстовой информации
различной структуры и предположении, что текст семантически не анализируется.
Интеллектуальные АРМ можно разделить на ориентированные на данные и ориентированные
на занания (даталогические и фактологические).
Интеллектуальные АРМ даталогического типа основаны на широком использовании баз
данных и языков пользователей. При этом пользователь способен самостоятельно модифицировать
базы данных и языки, варьировать диалоговые возможности. В этих АРМ отсутствует база знаний,
т.е. невозможно накопление правил, обеспечивающих объяснение того или иного свойства
управляемого объекта. База знаний как составной компонент входит в АРМ фактологического типа.
Фактологические АРМ полезны там, где работа в условиях АРМ определяется преимущественно
накапливаемым опытом и логическими выводами на его основе.
ТЕМА 8.3. АРМ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
АРМ работника кадровой службы представляет собой автоматизированную систему
управления и документооборота. Назначение этой системы – автоматизация функций управления
кадровика.
Программный комплекс по автоматизации кадрового учета предназначен для хранения и
обновления информации о сотрудниках учреждения, обо всех перемещениях сотрудников, отпусках,
получения типовых документов для внутреннего использования, а также формирования различных
справок и приказов.
Автоматизированное рабочее место кадровика – это рабочее место, которое оснащено
вычислительной техникой и инструментальными средствами, обеспечивающими автоматизацию
операций учетного процесса при выполнении специалиста по кадрам профессиональных функций.
К инструментальным средствам относятся следующие виды обеспечения:
• техническое;
• информационное;
• математическое;
• программное;
• технологическое;
• лингвистическое;
• правовое;
• эргономическое.
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, необходимых для оборудования
АРМ кадровика. Кроме средств вычислительной техники, АРМ кадровика оснащается оргтехникой.
Техническая база АРМ пользователя непрерывно развивается и совершенствуется. Однако
эффективность АРМ прежде всего определяется качеством программного обеспечения.
Программное обеспечение АРМ кадровика включает следующие компоненты:
1) операционные системы;
2) языки и системы программирования;
3) прикладные программные пакеты (ППП):
• общесистемные (базовые) ППП;
• проблемно-ориентированные _______ППП профессионального назначения.
Операционная система (ОС) представляет собой группу программ, которые обеспечивают
управление ресурсами компьютера, поддержку работы всех программ, их взаимодействия с
аппаратными средствами и предоставляют пользователю возможность общего управления
компьютером. Операционная система управляет компьютером, периферийным оборудованием,
запускает программы, обеспечивает защиту данных, выполняет различные сервисные функции по
запросам пользователя и программ. Каждая программа пользуется услугами ОС, а потому может
работать только под управлением той ОС, которая обеспечивает для нее эти услуги.
Таким образом, выбор ОС для ЭВМ в составе АРМ чрезвычайно важен, так как он
определяет, какие программы будут работать на АРМ, какие аппаратные средства будут включены в
АРМ, какова будет степень защиты данных и насколько комфортными и безопасными будут условия
работы для специалиста АРМ.
Современная концепция АРМ предъявляет к ОС жесткие требования, направленные на
соблюдение безопасности и комфорта (эргономичность) в работе на АРМ, на повышение
производительности АРМ в целом, на расширение парка обслуживаемого периферийного
оборудования, на возможность синхронизации выполняемых операций и процедур.
Общесистемное (базовое) прикладное программное обеспечение (БППО) позволяет:
• качественно создавать прикладные программы для решения задач кадровиков;
• кадровикам – в диалоговом режиме создавать, обрабатывать файлы без участия
разработчика;
• расширять круг решаемых задач.
В состав БППО АРМ кадровика включают пакеты, которые подразделяются на три группы:
• функционально-ориентированные ППП;
• многофункциональные (интегрированные) ППП;
• типовые проблемно-ориентированные ППП общего назначения.
Функционально-ориентированные ППП обеспечивают выполнение одной из функций
обработки информации: обработка текстов; накопление и хранение, управление и манипулирование
данными; графическая _______обработка, статистическая обработка, поддержка коммуникаций. Накопление
и хранение, управление и манипулирование данными выполняются с помощью специальных
программных средств – систем управления базами данных (СУБД).
Специальные пакеты созданы для статистической обработки экономических данных, которые
обеспечивают автоматизированное выполнение разнообразных расчетов и графиков, предоставляют
кадровику широкий набор статистических методов: регрессионный, корреляционный, анализ
временных рядов. Эти пакеты весьма эффективно могут использоваться при аналитических работах.
Программные средства поддержки коммуникаций обеспечивают обработку и передачу данных в
локальных и распределенных сетях ЭВМ.
Интегрированные ППП реализуют несколько функций обработки информации: обработку
текстов, создание и ведение базы данных, графическую обработку информации, поддержку
коммуникаций.
Типовые проблемно-ориентированные ППП общего назначения ориентированы на решение
задач, присущих многим функциональным пользователям.
К числу таких программных средств относятся:
• вспомогательные ППП (программные средства форматирования документов,
протоколирования ресурсов, сервисные средства и т.д.);
• ППП оргтехники (электронные календари, средства планирования времени и организации
работы);
• ППП научного применения, среди которых следует отметить средства моделирования
ситуаций, принятия решений, экспертные системы, которые должны применяться при создании АРМ
кадровика.
Проблемно-ориентированные ППП профессионального назначения включают два
компонента:
• типовые ППП для реализации задач кадрового учета и анализа;
• локальные пакеты, которые создаются для нетиповых задач учета и анализа.
Таким образом, ПО АРМ кадровика можно представить в виде двух компонентов: проблемно-
ориентированные ППП кадрового учета (анализа) и базового (общесистемного) ПО,
приспособленные к требованиям конкретных профессиональных пользователей каждого АРМ.
Основным преимуществом такого подхода к созданию ПО АРМ является возможность
расширения круга задач АРМ самим кадровиком без участия разработчика ПО АРМ путем освоения
пакетов базового прикладного программного обеспечения, «дружественных» к непрофессиональному
пользователю.
Информационное обеспечение (ИО) АРМ кадровика подразделяется на:
• внемашинное;
• внутримашинное.
Внемашинное ИО включает классификаторы учетной и технико-экономической информации,
совокупность унифицированных документов первичного учета. Особенностью внемашинного ИО
АРМ кадровика является то, что данные о хозяйственных операциях из подразделений предприятия и
от других АРМ могут поступать как в документальной форме, так и в форме аналогов документов на
магнитных носителях, а также передаваться по каналам связи в локальных сетях.
Внутримашинное ИО – это единая централизованная информационная база данных,
представленная совокупностью данных, организованных и хранящихся на магнитных носителях в
виде информационных файлов и баз данных. Главной составляющей ее является информационный
фонд учетных данных, который включает нормативно-справочную, условно-постоянную
информацию, данные прошлых отчетных периодов, текущие учетные данные. Кроме него в
информационную базу может входить база данных инструктивно-методических и других материалов,
необходимых кадровику при работе.
Контрольные вопросы
Что такое АРМ?