Эффективность автоматизированного рабочего места

В условиях информационной экономики успешное продвижение организации на рынке

невозможно без представления результатов оценки ожидаемой эффективности автоматизации.

Оценка эффективности применения АРМ – процесс неоднозначный и многокритериальный. Из-за

огромного разнообразия предприятий и условий, в которых они работают, вариантов автоматизации

деятельности невозможно определить стандарты, эталоны. Каждая организация решает этот вопрос

самостоятельно, сравнивая с аналогами. Актуальность этой проблемы подчеркивает и тот факт, что

затраты на разработку и внедрение АРМ, как правило, значительно более высоки, чем планируемые,

АРМ

Технические

средства

Программные

средства

Информационное обеспечение

и методическая документация

Общее ПО Функциональное ПО

Управление ресурсами

вычислительной системы,

обеспечение работы в сети

Средства для создания

новых программных

средств

и руководители часто не решаются на создание АРМ без оценки эффективности. Поэтому

мероприятия по оценке ожидаемого от внедрения АРМ экономического эффекта можно расценивать

в качестве своеобразной «лакмусовой бумажки», демонстрирующей грамотную, целенаправленную

работу менеджмента по повышению эффективности процессов управления.

Практический опыт использования АРМ позволяет выделить следующие требования к

эффективно и полноценно функционирующему АРМ:

1) открытость: своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя,

адаптация к уровню его подготовки и специфике выполняемых им функций, простота обслуживания

и дружественный интерфейс, возможность работы в составе вычислительной сети;

2) обеспечение единого телекоммуникационного пространства: функционирование АРМ в

режиме реального времени, расширенные телекоммуникационные возможности, внутрисистемная

информационная связанность;

3) надежность, защищенность, безопасность: система разграничения доступа к данным и

функциям; многоуровневая система защиты данных; ведение журналов операций.

Существует множество подходов к проектированию автоматизированных рабочих мест, но

все они в значительной степени базируются на идеях, развиваемых сторонниками системного

подхода. В их основе лежит мысль о том, что любое АРМ должно создаваться как естественный

ответ на возникшую внутри организации потребность. Существует ряд принципиальных

особенностей проектирования и внедрения автоматизированных рабочих мест на основе системного

подхода:

• проектирование ведется для конкретного предприятия;

• АРМ создается в единственном экземпляре;

• при разработке АРМ закладывается возможность его развития;

• ввод в эксплуатацию производится поэтапно с наращиванием функциональных

возможностей системы;

• при создании системы важно учитывать, что она будет функционировать в условиях

стохастических воздействий внешней среды.

Эффективная эксплуатация АРМ должна быть построена на основе процедур, разработанных

и утвержденных в качестве внутрикорпоративных или отраслевых стандартов.

Выделяют следующие стандарты эксплуатации АРМ:

• стандарты MDA (Model Driven Architecture);

• стандарты серверного оборудования;

• стандарт хранения данных;

• стандарт электронной почты;

• стандарт обмена документами;

• стандарт внутренней технической поддержки (Help Desk).

В настоящее время развивается концепция распределенных систем управления народным

хозяйством, где предусматривается локальная обработка информации.

Для реализации идеи распределенного управления необходимо создание для каждого уровня

управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе

персональных ЭВМ.

Анализируя сущность АРМ, специалисты определяют их чаще всего как профессионально-

ориентированные малые вычислительные системы, расположенные непосредственно на рабочих

местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ.

8.1.2. Принципы создания АРМ

Для каждого объекта управления нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места,

соответствующие их функциональному назначению. Однако принципы создания АРМ должны быть

общими:

• системность;

• гибкость;

• устойчивость;

• эффективность.

Согласно принципу системности АРМ следует рассматривать как системы, структура

которых определяется функциональным назначением.

Принцип гибкости означает приспособляемость системы к возможным перестройкам

благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

Принцип устойчивости заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные

функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возможных факторов. Это значит,

что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы –

быстро восстановима.

Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации

приведенных выше принципов, отнесенного к затратам по созданию и эксплуатации системы.

Функционирование АРМ может дать численный эффект только при условии правильного

распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки

информации, ядром которых является ЭВМ. Лишь тогда АРМ станет средством повышения не только

производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности

специалистов.

8.1.3. Задачи, решаемые на АРМ

Задачи, решаемые на АРМ, условно можно разделить на информационные и вычислительные.

К информационным задачам относятся кодирование, классификация, сбор, структурная

организация, корректировка, хранение, поиск и выдача информации. Часто информационные задачи

включают несложные вычислительные и логические процедуры арифметического и текстового

характера и отношения (связи). Информационные задачи являются, как правило, наиболее

трудоемкими и занимают большую часть рабочего времени специалистов.

Вычислительные задачи являются как формализуемыми, так и не полностью

формализуемыми. Формализуемые задачи решаются на базе формальных алгоритмов и делятся на

две группы: задачи прямого счета и задачи на основе математических моделей. Задачи прямого счета

решаются с помощью простейших алгоритмов. Для более сложных задач требуется применять

различные математические модели.

В последнее время большое внимание выделяется разработке средств решения не полностью

формализуемых задач, называемых сематическими. Такие задачи очень часто возникают в ходе

оперативного управления экономическими объектами, особенно при принятии решений в условиях

неполной информации.

ТЕМА 8.2. КЛАССИФИКАЦИЯ АРМ

В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков.

С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному

признаку:

• АРМ административно-управленческого персонала;

• АРМ проектировщика радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем

управления и т.д.;

• АРМ специалиста в области экономики, математики, физики и т.д.;

• АРМ производственно-технологического назначения.

Важным классификационным признаком АРМ является режим эксплуатации, по которому

выделяются одиночный, групповой и сетевой режимы эксплуатации.

В первом случае АРМ реализуется на обособленной ПЭВМ, все ресурсы которой находятся в

монопольном распоряжении пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение

нестандартных, специфических задач, и для его реализации применяются ЭВМ небольшой

мощности.

При групповом режиме эксплуатации на базе одной ЭВМ реализуется несколько рабочих

мест, объединенных по принципу административной или функциональной общности. В этом случае

требуются уже более мощные ЭВМ и достаточно сложное программное обеспечение. Групповой

режим эксплуатации обычно используется для организации распределенной обработки данных в

пределах отдельного подразделения или организации для обслуживания стабильных групп

специалистов и руководителей.

Сетевой режим эксплуатации АРМ объединяет достоинства первого и второго режимов. В

этом случае каждое АРМ строится на базе одной ЭВМ, но в то же время имеется возможность

использовать некоторые общие ресурсы вычислительной сети.

Одним из подходов к классификации АРМ является их систематизация по видам решаемых

задач. Возможны следующие группы АРМ для решения:

• информационно-вычислительных задач;

• задач подготовки и ввода данных;

• информационно-справочных задач;

• задач бухгалтерского учета;

• задач статистической обработки данных;

• задач аналитических расчетов.

В зависимости от применения АРМ делятся на два больших класса: обслуживающие и

интеллектуальные.

И те, и другие могут предназначаться для различных пользователей. Но в то же время

существуют такие пользователи, о которых можно сказать заранее, что они не могут быть

пользователями того или другого АРМ. Например, обслуживающий персонал (делопроизводители,

секретари) в силу специфики выполняемых ими функций не нуждаются в интеллектуальных АРМ в

своей непосредственной деятельности.

Обслуживающие АРМ в сферах организационного управления могут быть:

• информационно-справочными;

• вычислительными;

• текстообрабатывающими.

Информационно-справочные АРМ обслуживают какой-либо процесс управления.

Вычислительные АРМ разнообразны по своему содержанию и могут применяться

многочисленными категориями пользователей. С их помощью могут ставиться и решаться

организационно-экономические задачи, связанные и не связанные друг с другом, поиск и обработка

данных в которых заранее определены или определяются в процессе функционирования АРМ.

Текстообразующие АРМ предназначены для обработки и генерации текстовой информации

различной структуры и предположении, что текст семантически не анализируется.

Интеллектуальные АРМ можно разделить на ориентированные на данные и ориентированные

на занания (даталогические и фактологические).

Интеллектуальные АРМ даталогического типа основаны на широком использовании баз

данных и языков пользователей. При этом пользователь способен самостоятельно модифицировать

базы данных и языки, варьировать диалоговые возможности. В этих АРМ отсутствует база знаний,

т.е. невозможно накопление правил, обеспечивающих объяснение того или иного свойства

управляемого объекта. База знаний как составной компонент входит в АРМ фактологического типа.

Фактологические АРМ полезны там, где работа в условиях АРМ определяется преимущественно

накапливаемым опытом и логическими выводами на его основе.

ТЕМА 8.3. АРМ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

АРМ работника кадровой службы представляет собой автоматизированную систему

управления и документооборота. Назначение этой системы – автоматизация функций управления

кадровика.

Программный комплекс по автоматизации кадрового учета предназначен для хранения и

обновления информации о сотрудниках учреждения, обо всех перемещениях сотрудников, отпусках,

получения типовых документов для внутреннего использования, а также формирования различных

справок и приказов.

Автоматизированное рабочее место кадровика – это рабочее место, которое оснащено

вычислительной техникой и инструментальными средствами, обеспечивающими автоматизацию

операций учетного процесса при выполнении специалиста по кадрам профессиональных функций.

К инструментальным средствам относятся следующие виды обеспечения:

• техническое;

• информационное;

• математическое;

• программное;

• технологическое;

• лингвистическое;

• правовое;

• эргономическое.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, необходимых для оборудования

АРМ кадровика. Кроме средств вычислительной техники, АРМ кадровика оснащается оргтехникой.

Техническая база АРМ пользователя непрерывно развивается и совершенствуется. Однако

эффективность АРМ прежде всего определяется качеством программного обеспечения.

Программное обеспечение АРМ кадровика включает следующие компоненты:

1) операционные системы;

2) языки и системы программирования;

3) прикладные программные пакеты (ППП):

• общесистемные (базовые) ППП;

• проблемно-ориентированные _______ППП профессионального назначения.

Операционная система (ОС) представляет собой группу программ, которые обеспечивают

управление ресурсами компьютера, поддержку работы всех программ, их взаимодействия с

аппаратными средствами и предоставляют пользователю возможность общего управления

компьютером. Операционная система управляет компьютером, периферийным оборудованием,

запускает программы, обеспечивает защиту данных, выполняет различные сервисные функции по

запросам пользователя и программ. Каждая программа пользуется услугами ОС, а потому может

работать только под управлением той ОС, которая обеспечивает для нее эти услуги.

Таким образом, выбор ОС для ЭВМ в составе АРМ чрезвычайно важен, так как он

определяет, какие программы будут работать на АРМ, какие аппаратные средства будут включены в

АРМ, какова будет степень защиты данных и насколько комфортными и безопасными будут условия

работы для специалиста АРМ.

Современная концепция АРМ предъявляет к ОС жесткие требования, направленные на

соблюдение безопасности и комфорта (эргономичность) в работе на АРМ, на повышение

производительности АРМ в целом, на расширение парка обслуживаемого периферийного

оборудования, на возможность синхронизации выполняемых операций и процедур.

Общесистемное (базовое) прикладное программное обеспечение (БППО) позволяет:

• качественно создавать прикладные программы для решения задач кадровиков;

• кадровикам – в диалоговом режиме создавать, обрабатывать файлы без участия

разработчика;

• расширять круг решаемых задач.

В состав БППО АРМ кадровика включают пакеты, которые подразделяются на три группы:

• функционально-ориентированные ППП;

• многофункциональные (интегрированные) ППП;

• типовые проблемно-ориентированные ППП общего назначения.

Функционально-ориентированные ППП обеспечивают выполнение одной из функций

обработки информации: обработка текстов; накопление и хранение, управление и манипулирование

данными; графическая _______обработка, статистическая обработка, поддержка коммуникаций. Накопление

и хранение, управление и манипулирование данными выполняются с помощью специальных

программных средств – систем управления базами данных (СУБД).

Специальные пакеты созданы для статистической обработки экономических данных, которые

обеспечивают автоматизированное выполнение разнообразных расчетов и графиков, предоставляют

кадровику широкий набор статистических методов: регрессионный, корреляционный, анализ

временных рядов. Эти пакеты весьма эффективно могут использоваться при аналитических работах.

Программные средства поддержки коммуникаций обеспечивают обработку и передачу данных в

локальных и распределенных сетях ЭВМ.

Интегрированные ППП реализуют несколько функций обработки информации: обработку

текстов, создание и ведение базы данных, графическую обработку информации, поддержку

коммуникаций.

Типовые проблемно-ориентированные ППП общего назначения ориентированы на решение

задач, присущих многим функциональным пользователям.

К числу таких программных средств относятся:

• вспомогательные ППП (программные средства форматирования документов,

протоколирования ресурсов, сервисные средства и т.д.);

• ППП оргтехники (электронные календари, средства планирования времени и организации

работы);

• ППП научного применения, среди которых следует отметить средства моделирования

ситуаций, принятия решений, экспертные системы, которые должны применяться при создании АРМ

кадровика.

Проблемно-ориентированные ППП профессионального назначения включают два

компонента:

• типовые ППП для реализации задач кадрового учета и анализа;

• локальные пакеты, которые создаются для нетиповых задач учета и анализа.

Таким образом, ПО АРМ кадровика можно представить в виде двух компонентов: проблемно-

ориентированные ППП кадрового учета (анализа) и базового (общесистемного) ПО,

приспособленные к требованиям конкретных профессиональных пользователей каждого АРМ.

Основным преимуществом такого подхода к созданию ПО АРМ является возможность

расширения круга задач АРМ самим кадровиком без участия разработчика ПО АРМ путем освоения

пакетов базового прикладного программного обеспечения, «дружественных» к непрофессиональному

пользователю.

Информационное обеспечение (ИО) АРМ кадровика подразделяется на:

• внемашинное;

• внутримашинное.

Внемашинное ИО включает классификаторы учетной и технико-экономической информации,

совокупность унифицированных документов первичного учета. Особенностью внемашинного ИО

АРМ кадровика является то, что данные о хозяйственных операциях из подразделений предприятия и

от других АРМ могут поступать как в документальной форме, так и в форме аналогов документов на

магнитных носителях, а также передаваться по каналам связи в локальных сетях.

Внутримашинное ИО – это единая централизованная информационная база данных,

представленная совокупностью данных, организованных и хранящихся на магнитных носителях в

виде информационных файлов и баз данных. Главной составляющей ее является информационный

фонд учетных данных, который включает нормативно-справочную, условно-постоянную

информацию, данные прошлых отчетных периодов, текущие учетные данные. Кроме него в

информационную базу может входить база данных инструктивно-методических и других материалов,

необходимых кадровику при работе.

Контрольные вопросы

Что такое АРМ?

Наши рекомендации