Имя существительное. Категории падежа, числа, рода. Лексико-грамматические разряды существительных

Определение. Существительное – это знаменательная часть речи, обладающая семантическим значением предметности, характеризующаяся наличием определенных грамматических категорий и зависимых грамматических значений.

Определение грамматической категории см. в лекции 2.

Грамматическое значение – это обобщенное абстрагированное значение, объединяющее крупные разряды слов и выраженное через свойственные ему формальные показатели. Зависимое грамматическое значение (лексико-грамматическое значение) – это значение, соединяющее лексический состав и грамматическую форму.

Набор беден. У существительных лингвисты выделяют 3: грамматические категории:

4. категория числа (бесспорно)

5. категория падежа (спорный вопрос)

6. категория рода (по морфологическому критерию категория отсутствует)

Категория рода существительных исчезла окончательно к концу среднеанглийского периода, хотя обозначение в английском языке оформляется грамматическими и лексическими способами суффиксами: waiter –waitress, man – doctor – woman – doctor и т.д., или через замену местоимениями, словами: he, she, it; a girl, a boy.( подробно смотри)

Б. Стрэнг, автор книги «Modern English structure», утверждает, что в английском языке есть категория рода существительного и доказывает это на основе субституции существительного местоимением, которое указывает на биологический пол или неодушевленность. Эта позиция не получила поддержки, т.к. во-первых, речь идет о субституции другой частью речи, следовательно, категория рода переносится на другую часть речи, во-вторых, у местоимений данная категория выражена лексически, а не грамматически. Категория рода – спорная категория: категория – это грамматическая форма. выражающая лексико-грамматическое значение, а для выражения принадлежности к определенному полу в английском языке существуют только две грамматические формы: суффиксы – ess, ine

Категория падежа. Существует две позиции, согласно первой – категория падежа есть, согласно второй, ее нет.

В соответствии с первой позицией, в классической научной грамматике имеется 4 подхода к выделению падежей.

1. На основе строгого признака формы различаются 2 падежа:

5. Общий падеж (The Common case) Г. Суит

6. Притяжательный падеж (The Possessive case\ Genetive case) Лаут

В английском языке родительный падеж утратил свои функции и стал выражать только значение притяжательности: a boy – a boy’s hat.

2. На основе значения выделяется 5 падежей:

6) Именительный

7) Родительный

8) Дательный

9) Винительный

10) Звательный

Есперсен считает выделение данных падежей неправомерным, так как оно проходит по аналогии с латынью, а латинский и английский – разные языки.

7. На основе синтаксического функционирования имени существительного выделяют 4 падежа:

1) Именительный (Подлежащее)

2) Родительный (Определение)

3) Винительный (Прямое дополнение)

4) Дательный (Косвенное дополнение)

8. На основе аналитических падежей, в соответствии с которой сочетание существительного с предлогом рассматривается как аналитическая форма, представляющее падежную форму. Согласно данной теории, падежей столько, сколько значений возникает у существительного в сочетании с предлогом. Есперсен подверг критике подобную классификацию, назвав данные словосочетания предложной группой (Noun+ Preposition)

Структуралисты дескриптивного направления, представителем которого является американский лингвист Хомский, предлагают выделить 3 падежа на основе субституции (замены) личным местоимением.

1) Общий (заменяется личным местоимением в общем падеже)

2) Объектный (заменяется личным местоимением в объектном падеже)

3) Притяжательный (заменяется притяжательной формой личного местоимения)

Большинство лингвистов, однако, разделяют позицию Г.Суита (H.Sweet) относительно двух-падежной системы английских существительных. Но в последнее время наблюдаются изменения в позициях исследователей в пользу признания отсутствия категории падежа у английских существительных.

Тенденция отказа от категории падежа связана с отсутствием четких оснований для выделения общего и притяжательного падежей.

Функция существительных в предложении. Существительное выступает в различных функциях в предложении: подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства, предикатива (именной части составного именного сказуемого).

THE KINDS OF NOUNS

Nounsare divided into 2 big groups: (1) Proper, (2) Common; the latter are subdivided into 4 subgroups: 1) Class, 2) Collective, 3) Material, 4) Abstract.

A Propernoun is a name given to one particular person or thing, and is not intended to denote more than one person or thing at a time; as James (person). New Testament (book), York (city), France (country).

Note. – The writing of a Proper noun, or of any other kind of noun when it is used as a Proper noun, should be commenced with a capital letter.

A Commonclass noun denotes no one person or thing in particular, but is common to all persons or things of the same kind; as “man”, “book”, “country”.

Here man does not point out any particular man, such as James, but can be used for any and every man. Book does not point out any particular book, such as the New Testament, but can be used for any and every book. Country does not point out any particular country, such as France, but can be used for any and every country in any part of the world.

A Collectivenoun denotes a group, collection, or multitude, considered as one complete whole.

For instance, there may be many sheep in a field, but only one flock. Here “sheep” is a Common noun, because it may stand for any and every sheep; but “flock” is a Collective noun, because it stands for all the sheep at once in that field, and not for any one sheep taken separately.

Note 1. – A Collective noun is a peculiar kind of Common noun. Thus “flock” is a Common noun for any number of flocks.

Note 2. – On thedifference between a Collective noun and a noun of Multitude.

Collective Multitude
- denote a group of people, animals or things taken as a whole; - are used as singulars; - the predicate is in singular - denote a group of people, animals or things taken as individuals; - are used as plurals; - predicate is in plural

A noun of Materialdenotes the matter or substance of which certain things are made; as in the following examples:

A cow eats grass. Seeds are grown in soil. Salt is necessary to life. Fish live in water. We cannot live without air. Zinc is less valuable than gold. Mud is soil mixed with water. They live chiefly on rice. That bar is made of iron. Fish I prefer to meat. We had meat with bread and butter. We shall dine on wheat today. Milk is the best of foods. Some men never eat flesh. We can write with ink or with chalk. A black-board is made of wood.

Note. – Sometimes a Common noun-has a Material noun that pairs with it; as ox (Common), beef (Material); sheep (Common), mutton (Material); pig (Common), bacon or ham or pork (Material); deer (Common), venison (Material), tree (Common), timber (Material), etc.

Ex.4. State whether the underlined nouns are collective nouns or nouns of multitude.

1. My family is now in the country.

2. It was eleven o'clock before the family were all in bed.

3. Then one by one the worn out crew were helped on board.

4. The crew of the ship consists of twenty seven including the captain and his mate.

5. No one had seen him since and the police were searching for him.

6. The band were changed and in the gallery already.

7. And Stilleveld had also been the birth place of a new people who were neither white nor black.

8. All the peoples throughout the world are anxious for the immediate prohibition of weapons of mass destruction.

Наши рекомендации