Лекция 2. Развитие ИТ и организационные изменения на предприятиях
Новые информационные технологии и реализованные на их основе информационные системы являются мощным инструментом для организационных изменений, которые «вынуждают» предприятия перепроектировать свою структуру, область деятельности, коммуникации, ресурсы, т.е. провести полный реинжиниринг бизнес-процессов для достижения новых стратегических целей. В таблице 1 показаны некоторые технические и технологические нововведения, применение которых неизбежно приводит к необходимости изменений в организации.
Таблица 1 – Соответствие ИТ и организационных изменений
Внедрение информационных технологий может приводить к организационным изменениям различной степени: от минимальных до далеко идущих. Всё зависит от стратегии компании, предметной области её деятельности, от уровня развития сети бизнес-процессов, от степени интегрированности ин-формационных ресурсов и, конечно, от решимости и настойчивости высшего руководства предприятия довести начатые преобразования до логического завершения. В таблице 2 представлены основные возможности и результаты применения ИТ в организациях.
Таблица 2 – Соответствие возможностей ИТ и организационных воздействий
На рисунке 1 показаны четыре основных класса структурных изменений в компании, которые поддерживаются информационными технологиями. Каждый из них имеет свои последствия и риски.
Рисунок 1 – Основные классы изменений в компаниях с применением ИТ
Наиболее распространённая форма организационных изменений с помощью ИТ – автоматизация бизнес-процессов (Business Process Automation – BPA). Первые приложения, разработанные с помощью ИТ, затронули финансовые операции и документооборот, так как это наиболее формализованная часть деловых процессов компании. Расчёты и исполнение платежей, контроль транзакций и перемещения документов, прямой доступ клиентов к своим де-позитам – вот стандартные примеры ранней автоматизации. Риск внедрения этих технологий является минимальным, выигрыш – очень большим.
Более глубокая форма организационного изменения, уже затрагивающая структуру производства, – рационализация рабочих процедур или улучшение процессов (Business Process Improvement – BPI). Для наведения порядка в сложных и распределённых процедурах и процессах необходимо изменять порядок их выполнения. Суть изменений – рациональное выстраивание тех-нологических процедур, экономия процессного пространства и времени. Ра-ционализация также не привносит большого дополнительного риска, так как она может начинаться с локальных процедур и процессов и только после по-лучения экономического эффекта распространяться на все предприятие.
Новые ИТ в конечном счёте призваны изменить природу всей организации, трансформируя её цели и стратегические устремления (Paradigm Shift – PS): например, освоение принципиально новой ниши рынка, открытие филиалов компании в других странах, приобретение другой компании, слияние с ком-панией партнёра и т. д. Такие организационные изменения обладают наи-большим риском, но они несут и наивысшую отдачу. Руководство компании должно осознанно подходить к изменениям такого типа, понимая всю меру ответственности за принимаемые глобальные решения.
В развитии информационных систем предприятий в настоящее время основ-ная тенденция заключается во всё большей интеграции ИТ/ИС для макси-мальной отдачи, повышения эффективности использования и роста «возврата инвестиций».