Метод непосредственно составляющих. Трансформационный метод
Метод НС используется для получения синтаксической информации.
Метод НС основан на следующих содержательных допущениях: 1) существенную роль в синтаксической структуре предложения играет одно единственное отношение - отношение подчинения;2) предложение не собирается непосредственно из словоформ, но строится последовательно, иерархически: элемент, его части соединяются в простые, «строительные» блоки, из этих блоков строятся более крупные блоки, пока все предложение не будет представлено в виде единичного блока; 3) верхом иерархии является сказуемое, или группа подлежащего и сказуемого.
В ходе анализа устанавливаются как единичные предложения, так и отношения между ними.
Существует несколько правил свертывания по НС: 1) одновременно можно свертывать не более двух символов в один новый; 2) запрещается перестановка символов; 3) порядок применения правил фиксирован.
Весь процесс анализа предложения (свертывания по НС) может быть изображен тремя способами: в виде правил подстановки, в виде скобочной записи и в виде дерева НС.
Однако эта модель имеет много недостатков: 1) в ряде случаев приводит к грубейшим решениям, поскольку не дает возможности фиксировать различия в синтаксической структуре предложений.
Анализ по НС не вскрывает этих структурных различий. 2) метод НС не показывает связи между активными и пассивными, утвердительными и отрицательными, утвердительными и вопросительными конструкциями, которые связаны отношением производности. 3) с трудом поддаются анализу экзоцентрические конструкции, конструкции с так называемыми разрывными морфемами и конструкции с аппозитивными элементами вида товарищ Иванов, князь Андрей и др. 4) по настоящему эффективной эта модель является только в рамках простого предложения. 5) не дает возможности ответить на вопрос, что является элементарной единицей языка на синтаксическом уровне.
ТРА́НСФОРМАЦИОННЫЙ МЕ́ТОД - метод описания структуры предложения, в основе к-рого лежит представление о том, что все множество синтаксич. типов предложений любого яз.строится из огранич. набора исходных, или ядерных, типов с помощью небольшого числа правил, называемых трансформац. правилами, или трансформациями. Ядерными принято считать элементарные, т. е. простые, утвердит.предложения, состоящие из знаменат. глагола в форме изъявит. наклонения наст. времени действит. залога и слов, реализующих его валентности(Водитель закрывает двери, Больной кашляет). Все остальные предложения являются производными.
К числу стандартных, широко употребит.трансформаций относятся, напр., пассивная(Двери закрываются водителем), вопросит. (Водитель закрывает двери?) и выделит.трансформации(Водитель закрывает двери). В результате выделительной трансформации из исходного предложения получается предложение с выделенной темой(Что касается водителя, то он закрывает двери).
Исходные предложения могут трансформироваться не только в предложения, но и в словосочетания. Напр., предложение Больной кашляет преобразуется в производное словосочетание кашель больного; Ребенок плачет — плачущий ребенок. Подобные трансформации также служат для построения разл. производных предложений, эл-тами к-рых и выступают полученные словосочетания (Врачабеспокоит кашель больного, Плачущий ребенок всем надоел).
К числу трансформаций, в ходе к-рых происходит изменение значения исходного предложения, относятся, напр., модальная(Водитель закрывает двери — Водитель хочет закрыть двери)и фазовая трансформация (Больной кашляет — Больной начинает кашлять). В подобных случаях в производных предложениях появляются операторные модальные и фазовые глаголы.
Трансформац. процесс в принципе может быть многостепенным. В результате последоват. применения разл. трансформаций образуются цепочки предложений, связанных трансформац. отношениями(Водитель закрывает двери — Водитель начинает закрывать двери — Водитель хочет начать закрывать двери). Трансформац. процесс в принципе может быть и разнонаправленным. Это значит, что из каждого исходного предложения можно построить неск. ветвящихся цепочек предложений, к-рые в совокупности образуют т. н. "древо производности".
С помощью Т. М. в яз.-знании устанавливаются закономерности образования и употребления в тексте предложений, к-рые хотя и обозначают одну ситуацию, но по-разному ее характеризуют.
Компонентный анализ.
Компоне́нтный ана́лиз — метод исследования плана содержания значимых единиц языка, целью которого является разложение значения на минимальные семантические составляющие. Основан на гипотезе о том, что значение всякой языковой единицы состоит из семантических компонентов (сем) и словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного (сравнительно небольшого) числа семантических признаков[
Уард Гуднаф ввел понятие " компонентный анализ ", который описывает исследовательскую технику, развившуюся в рамках лингвистики , и которая, по его мнению, должна быть применена и к другим аспектам культуры. Используя эту систему формального семантического анализа, исследователь может открыть собственные когнитивные процессы информанта.Метод компонентного анализа был развит Н. С. Трубецким применительно к фонемам и в силу своей эффективности и универсальности распространился на исследование грамматических и затем лексических значений.Признаки для описания выделяются на основании сопоставления однородных единиц языка. Так, при сопоставлении фонемы <д> и <т> различаются по единственному признаку - звонкости - глухости; все остальные признаки у них общие, интегральные. Напротив, для фонем <д> и <б> признак звонкости-интегральный. Последовательно сопоставляя фонему, например <д>, с другими фонемами - <н>, <д>, <з>, выделяем дифференциальные признаки неназальности, твердости, взрывности, совокупностью которых и определяется фонема <д>, представляющая собой со структурной точки зрения пучок дифференциальных признаков.
На материале грамматических значений метод компонентного анализа впервые применен Р. О. Якобсоном для описания категории падежа русских существительных .
Экономность, компактность и наглядность описания предмета исследования с помощью компонентов (признаков) достигается за счет того, что их число меньше числа описываемых явлений (в приведенном примере тремя признаками непротиворечиво и исчерпывающе описывается шесть грамматических явлений).
Такие языковые единицы, как слова, могут исследоваться с помощью компонентного анализа в отдельности и лексическими группами. Описание лексических групп строится путем выделения в содержании входящих в них единиц компонентов, с помощью которых одни слова в группе различаются между собой, другие отождествляются. Смысл слова можно описывать с помощью синонимов или же развернутых толкований. Компонентный анализ предлагает еще один способ такого описания. Значение слова разлагается иа составляющие компоненты (иногда их еще называют семантическими множителями). Это как бы минимальные кусочки смысла, неразложимые иа части: «предмет», «человек», «мужской (женский) пол», «взрослость» и т. п. Слова (и разные значения одного слова) отличаются друг от друга набором таких компонентов: Так, значения слов мальчик и девочка в результате компонентного анализа приобретают такой вид:
мальчик — человек, мужской пол, невзрослость;
девочка — человек, женский пол, невзрослость.
Сопоставляя любую пару интересующих нас в этой таблице слов, нетрудно установить, какие признаки у сравниваемых слов служат общими, а какие дифференциальными.
Метод компонентного анализа используется преимущественно для изучения семантических явлений в синхронии. Применение этой методики может быть явным и скрытым. Так, при описании значений слов в толковых словарях компоненты выделяются в плане содержания слова часто путем перечисления тех частей, из которых состоит обозначаемый словом предмет
28 Проблемы изучения фонетической подсистемы языка.
Фонетическая подсистема охватывает звуковой строй языка. Она объединяет в себе все единицы языка со звуковым характером, обеспечивающие его физическое проявление во время разговора. Дальше единицы можно разделить на сегментные и несегментные. Первые – это те единицы, которые в момент речи проявляются как самостоятельный сегмент. Это фонемы (Фонема (от греч. phonema – звук) – это мельчайшая единица звуковой системы языка, являющаяся элементом звуковой оболочки слов и морфем и способствующая их различению. Фонема обладает перцептивной (доведение до восприятия) и сигнификативной (смыслоразличительной) функциями) и слоги (Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.). Суперсегментные (несегментные), с другой стороны называются фонетические единицы языка не имеют характера самостоятельных отрезков. Это акцент (АКЦЕНТ[лат. accentus] - лингв. 1) особенности выговора, свойственные говорящему на неродном языке; 2) ударение в слове. Перен. подчеркивание, выделение отдельных мыслей, слов в речи.) и интонация (ИНТОНА́ЦИЯ (лат. intonatio от intono — громко произношу) — просодич. характеристика высказывания, учитывающая: 1) мелодику, т. е. движение тона; 2) темп речи; 3) расстановку пауз; 4) силу звука, т. е. прежде всего колебания громкости; 5) тембр голоса. Мелодика речи — относит.изменение высоты осн. тона звуков — является обязат. характеристикой звучащей речи. Свою мелодику имеют слова, синтагмы, фразы. Речь чел., как правило, отличается мелодич. богатством, постоянной сменой мелодич. рисунка.). Среди звуковых единиц фонема занимает центральное положение. Она самая важная и первичная, поскольку все остальные каким-либо образом зависят от нее. Каждый язык имеет свои правила для группирования фонем в слогах – как по отношению числа фонем, которые можно объединить в одном слоге, также и в связи с их позициями в границах слогов.Изучение артикуляции звуков речи, акустические исследования с помощью звукозаписывающей аппаратуры имеют достаточную традицию. Они необходимы для практических целей обучения произношению, устранения дефектов речи и т. п. Но конкретный звук мгновенен, прозвучал — и его нет. А люди как-то хранят его в памяти, при необходимости могут вновь произнести его, узнают, когда его произносит кто-то другой. О том, что в памяти человека хранится образ звука, впервые догадался Бодуэн де Куртенэ, который и назвал этот образ фонемой.Открытие фонемы стало тем импульсом, который вызвал к жизни множество фонетических концепций, авторы которых давали свои определения фонемы как единицы фонологической системы языка и устанавливали те или иные структурные отношения между фонемами.Заметим, что фонемы и их отношения между собой так же ненаблюдаемы, как и любые мыслительные образы. Это обстоятельство объясняет разнообразие, большой разброс, а порой и противоречивость теорий фонемы и моделей системы фонем.