Речь. Виды и формы речи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Актюбинский государственный университет имени К. Жубанова

Дидактический материал

По«Русскому языку»

Для студентов казахского отделения

Актобе

Дидактический материал по «Русскому языку» для студентов казахских отделений / Сост. Байшукурова Г.Ж., Унгарбаева Г.И., Утельбаева Г.У., Идрисова Э.Т.,Тасыбаева Г.М.,Коробкова Т.В., Абдигази С.Х.,Хвостова Ю.В. и др. – Актобе: РИО АГУ им. К.Жубанова, 2013. – 133 с.

Рецензенты:

Садирова Г.К. проф.АГУ им.К.Жубанова, доктор филологических наук

Курманова Б.Ж. доцент АГУ им.К.Жубанова, доктор педагогических наук

Свиридова И.И. доцент АГПИ, кандидат филологических наук

Обсужден на заседании учебно-методической секции кафедры.

Протокол № 3 от 13.11. 2012 г.

Обсужден на заседании учебно-методической секции факультета.

Протокол № 4 от 24.12. 2012 г.

Одобрен на заседании учебно-методического совета Актюбинского государственного университета им.К. Жубанова и рекомендовано к печати.

Протокол № 1 от 17.01.13 г.

IПОЛУГОДИЕ

Неделя 1

Тема: Язык и его основные функции Речь: виды и формы речи. Система языка и основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь. Основные жанры письменной речи. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Функция языка и речи

Рассмотрение отношений языка и общества, языка и мышления показало, что языку свойственны коммуникативная функция, т. е. функция общения, и познавательная, т. е. функция обеспечения возможности специфически человеческого (абстрактного, обобщенного) мышления и познания и закрепления результатов предшествующих этапов познания действительности.

Познавательная функция языка связана не только с мышлением, но и с сознанием, так как язык выступает как средство выражения сознания, что неразрывно связано с общим процессом познавательной деятельности человека.

Коммуникативная и познавательная функции тесно связаны друг с другом и являются основными функциями языка*. Обе они свойственны и языку и речи, поскольку речь рассматривается как проявление, использование языка.

На базе коммуникативной и познавательной функций языка развиваются другие функции.

Так, в составе познавательной функции может быть выделена номинативная, т. е. функция называния явлений действительности. Ее связь с познавательной функцией несомненна, так как называние есть вместе с тем и процесс отождествления и разграничения явлений действительности, т. е. процесс познания действительности.

Поскольку познавательная функция связана с выражением различных актов сознания, в ее составе может быть выделена эмотивная функция - выражение эмоций, чувств, переживаний, настроений.

На базе коммуникативной функции может быть выделена и регулятивная, т. е. функция, регулирующая отношения между людьми в процессе общения.

Выделяются и некоторые другие функции языка. Особенно следует отметить эстетическую функцию, связанную со способностью языка воздействовать не только выражаемым содержанием, но и самой формой: отбором и сочетаемостью слов с учетом не только/ их значения, по и звучания.! Способность слова воздействовать на мысли и чувства читателя и своей внутренней (значением) и внешней (звучанием) сторонами определяет его роль в создании художественного образа, делает слово "первоэлементом художественной литературы" (М.Горький). На эту особенность языка важно обращать внимание не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка.

Как уже отмечалось, основные функции языка свойственны и речи, но они приобретают в речи свои специфические особенности. Это относится и к частным, вторичным функциям. Так, регулятивная функция в речи по-разному проявляется в условиях непосредственного общения и в условиях массовой коммуникации, т. е. в телепередачах, радиопередачах, газете и т. п. Она может быть и регулятором собственного поведения при внутренней речи.

Отдельные функции некоторые ученые связывают с речью, например, эмотивную функцию (функцию выражения чувств и воли говорящего), функцию установления и поддержания контакта, выявляемую системой обращений, выделением темы разговора и т. п. Типично речевой является функция, заключающаяся в возможности уточнять, дополнять ту или иную речевую ситуацию. (Например, в троллейбусе или трамвае при передаче денег на приобретение комплекта билетов ситуация уточняется словами:"Передайте на книжечку".)

Речь. Виды и формы речи.

Речь – обмен информацией между людьми при помощи языка
Язык – система знаков и символов отражающая цивилизационный опыт человека.

Речь выполняет определенные функции:

Воздействия - способность человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.

Сообщения - обмен информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Выражения - с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, с другой - выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Обозначения – способность человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Различают две формы речи:

1. Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешняя речь включает следующие виды:

-устную (диалогическую и монологическую). Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой. Диалог- попеременный обмене знаковой информацией двух и более субъектов. Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника.

- письменную - графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
2. Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Текст 1

Прочитайте выразительно текст.Вспомните, что Вы знаете об этом человеке.

Наши рекомендации