Глава 3. Современное законодательное и нормативно-методическое обеспечение в сфере ДОУ и архивного дела

План

1. Законодательное регулирование делопроизводства.

2. Нормативно-методическое обеспечение делопроизводства.

Задачи изучения темы:

1) дать определение структуры нормативно-методической базы документационного обеспечения управления;

2) рассмотреть, как регламентируется в законодательстве стандартизация и унификация документов;

3) изучить состав нормативных, нормативно-методических актов, содержащих правила документирования;

4) сформировать представление о государственном регулировании процессов организации работы с документами.

Текст лекции:

1. Развитие законодательства, устанавливающего правовые основы по разным направлениям работы с документами имеет важное значение прежде всего для:

- повышения правовой значимости управленческих документов;

- решения практических задач, выполняемых делопроизводственной службой или специалистами управленческого аппарата;

- осуществления государственной политики в сфере информации.

Гражданский кодекс Российской Федерации(ч. 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ; ч. 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ; ч. 3 от 26.11.2001 № 145-ФЗ):

· закрепляет правила заключения, изменения и расторжения гражданских договоров;

· содержит требования к учредительным документам юридических лиц (ст. 52 ГК РФ) – устав, учредительный договор;

· устанавливает требования к оформлению ценной бумаги (ст. 142–144, 160).

· определяет требования к договору, доверенности (ст. 184, 185);

· закрепляет порядок оформления доверенности (ст. 185, 186);

· устанавливает формуляр чека (ст. 878).

Таким образом, отдельные статьи ГК фиксируют:

1) обязательность документирования по определенным направлениям деятельности;

2) виды и разновидности документов, создаваемых при совершенствовании актов гражданских взаимоотношений;

3) состав информации (содержание) некоторых документов.

Трудовой кодекс Российской Федерацииот 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) называет локальные акты, которые должна разрабатывать и внедрять организация:

· коллективный договор;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· штатное расписание;

· положение о персональных данных;

· положение об охране труда;

· положение о комиссии по трудовым спорам;

· положение о системе оплаты труда

Особое значение имеет статья 14 «Исчисление сроков». Сроки исчисляются годами, месяцами, неделями. В срок включаются и нерабочие дни.

В статье 65 перечислены документы, предъявляемые гражданином при поступлении на работу. Трудовой книжке посвящены ст. 65, ст. 66. Регламентируется порядок выдачи копий, указываются сроки ознакомления работников с документами. Работе с персональными данными посвящена ст. 85. В Трудовом кодексе названы документы, которыми оформляется перевод, увольнение, командирование, отпуск, поощрения, взыскания работников. Кодекс не только устанавливает применение тех или иных документов, но и определяет структуру текста, порядок оформления некоторых из них (например, трудового договора).

Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»регулирует отношения, возникающие при:

- осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

- применении информационных технологий;

- обеспечении защиты информации.

Закон дал определение ключевых понятий:

· информация;

· информационные технологии;

· документированная информация;

· электронное сообщение и др.

Унификация понятий и закрепление их в законе имеют большое правовое и практическое значение.

Важнейшими для работы с документами являются положения закона, посвященные документированию информации (ст. 11). Также закон определил право на доступ к информации и некоторые ограничения по доступу к информации (конфиденциальной и государственной тайне).

Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» характеризует основные принципы, на основе которых ведется обработка персональных данных, а также устанавливает категории данной информации. Отдельные главы закона посвящены правам субъекта персональных данных, обязанностям оператора и контролю за обработкой персональных данных.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» дает понятие определению «коммерческая тайна» и др. Законодательно закрепляется перечень сведений, в отношении которых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны (данные о численности, составе работников, об охране труда, об учредительных документах и др.).

Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует порядок прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации. Статьи закона посвящены должностям гражданской службы, правовому статусу гражданского служащего, характеристике служебного контракта, персональных данных гражданского служащего, а также кадровой службе государственных органов. Глава 5 и 6 данного федерального закона описывает процедуры, связанные с оформлением, заключением и расторжением служебного контракта. Закон указывает на обязательность документирования процессов поступления на гражданскую службу (проведение конкурса), аттестации, проведения квалификационного экзамена. Также отдельная статья закона (ст. 47) посвящена должностному регламенту. Регулируется порядок работы с персональными данными гражданского служащего и требования к ведению личных дел.

Федеральный закон Российской Федерации от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» регулирует отношения в сфере:

· организации хранения документов;

· комплектования документации;

· учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;

· управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Закон содержит определения ряда понятий, с которыми связано хранение документов в делопроизводстве и архиве:

· архивный документ;

· временные и постоянные сроки хранения документов;

· архивы организации;

· муниципальный и государственный архивы;

· депозитарное хранение и др.

Закон определил:

- полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в области архивного дела;

- состав Архивного фонда Российской Федерации;

- порядок отнесения архивных документов к государственной, муниципальной и частной собственности.

Чрезвычайно важным является законодательное установление обязанностей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и предпринимателей без образования юридического лица по учету и хранению документов. Впервые установлены предельные сроки хранения документов в архивах организаций. С выходом этого закона определен порядок передачи документов на архивное хранение. Существенно, что этот порядок предусматривает не только передачу документов на архивное хранение в период деятельности организаций различных организационно-правовых форм, но и при их реорганизации и ликвидации.

Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи»регулирует обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах. В Федеральном законе используются следующие основные понятия:

· электронный документ;

· электронно-цифровая подпись;

· владелец сертификата ключа подписи и др.

Также закон определяет:

- статус удостоверяющих центов;

- особенности использования электронно-цифровой подписи.

Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает требования к:

· стандарту;

· техническому регламенту.

Также закон определяет виды документов по стандартизации, регулирует порядок их применения, осуществления государственного контроля, надзора за соблюдением требований государственных стандартов и др. вопросы.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» содержит описание и порядок официального использования Государственного герба Российской Федерации. В законе представлен перечень учреждений, на бланках которых разрешено использовать Государственный герб как в многоцветном, так и в одноцветном варианте (с геральдическим щитом и без геральдического щита). Указано, что воспроизведение государственного символа обязательно на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и на иных документах государственного образца. Также Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях государственных органов, список которых тоже содержится в законе.

Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» фиксирует:

· правовое положение акционерных обществ;

· порядок ведения учета;

· отчетность, называет документы (устав общества, протокол собрания акционеров);

· порядок документирования распорядительной деятельности исполнительного органа.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» определяет виды обязательного экземпляра документа, сроки и порядок его доставки. Даны понятия:

· документ;

· обязательный экземпляр документа;

· виды документов и др.

2. Нормативно-методическая база ДОУ включает:

- правовые акты, издаваемые высшими органами государственной власти и управления;

- правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти: министерствами, комитетами, ведомствами;

- правовые акты, издаваемые органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- правовые акты по ДОУ, издаваемые в организациях.

1) Указы Президента Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Сведения, отнесенные к государственной тайне, оформлены в виде таблицы, содержащей информацию о наименовании таких сведений и о государственных органах, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне. Информация распределена внутри таблицы по разделам:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» был издан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Настоящим указом определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

· о формировании аттестационной комиссии;

· об утверждении графика проведения аттестации;

· о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

· о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. Также данное положение содержит приложение – форму аттестационного листа государственного гражданского служащего Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» определяет, что квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией. По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений: а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина; б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен. Данный указ в приложении содержит форму экзаменационного листа государственного гражданского служащего Российской Федерации, куда вносится результат проведения аттестации.

Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» был издан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Предусматривает, что конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. Затем осуществляется проверка достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании, а также издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы, с которым заключается служебный контракт.

Указ Президента Российской Федерации от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»был издан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Утвердил примерную форму служебного контракта, которая содержит следующие разделы: общие положения, права и обязанности гражданского служащего, права и обязанности представителя нанимателя, оплата труда, служебное время и время отдыха, срок действия служебного контракта, условия профессиональной служебной деятельности, государственные гарантии, компенсации и льготы в связи с профессиональной служебной деятельностью, иные условия служебного контракта, ответственность сторон служебного контракта, изменения и дополнения, прекращение служебного контракта, разрешение споров и разногласий.

Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела». Утвержденное положение определяет порядок получения, обработки, хранения, передачи и использования персональных данных государственного гражданского служащего. Особое внимание указ уделяет содержанию личного дела служащего. Установлен перечень документов, которые приобщаются к личному делу, а также состав обязанностей кадровой службы государственного органа по ведению личных дел.

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 отнес к сведениям конфиденциального характера следующее: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения; сведения, связанные с профессиональной и коммерческой деятельностью, а также сведения о сущности изобретения.

2) Постановления Правительства Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», фиксирует, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Первая часть Правил посвящена подготовке нормативно-правовых актов, а вторая определяет требования к их государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 «О типовом регламенте взаимодействий федеральных органов исполнительной власти»,утверждает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами. Типовой регламент состоит из 12 разделов. Регламент устанавливает функции федеральных органов исполнительной власти в сфере взаимодействия, содержит положения, касающиеся процедуры разработки межведомственных нормативных правовых актов, формирования планов и показателей деятельности, взаимодействия федеральных органов с Правительством, Советом Федерации, Государственной Думой. Раздел 11 характеризует основные правила организации документооборота в федеральных органах исполнительной власти. Указано, что делопроизводство в таких учреждениях ведется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», утверждает Типовой регламент, состоящий из 13 разделов:

· общие положения;

· порядок планирования и организации работы;

· порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти;

· порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти;

· порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности;

· порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся на рассмотрение в Правительство;

· законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания;

· порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также порядок осуществления федеральным министерством полномочий по координации и контролю за деятельностью соответствующих федеральных служб и федеральных агентств;

· правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

· порядок взаимоотношений с органами судебной власти;

· порядок рассмотрения отдельных видов обращений, порядок работы с обращениями граждан и организаций;

· прием граждан;

· порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Постановление констатирует, что указанные административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с учетом Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и данного Порядка. Устанавливается перечень разделов, содержащихся в регламентах: «Общие положения», «Требования к порядку предоставления государственной услуги» и «Административные процедуры». Порядок определяет, что в ходе разработки указанных административных регламентов федеральные органы исполнительной власти обязаны публиковать информацию о регламенте в сети Интернет – на своем официальном сайте, проводить публичное обсуждение проекта регламента и направлять проект на независимую экспертизу. После этих процедур административный регламент должен быть зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликован.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» утверждает прилагаемые формы трудовой книжки и вкладыша в нее, а также Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

В соответствии с данными Правилами трудовая книжка – основной документ о трудовой деятельности, трудовом стаже работника. Правила указывают на обязательность ведения трудовых книжек на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней (если работа в данной организации – основная). В трудовую книжку вносятся сведения:

- о работнике;

- об образовании;

- о профессии, специальности;

- о наличии квалификации;

- о переводе;

- об увольнении;

- о поощрениях.

Правила определяют порядок ведения трудовых книжек, внесения изменений и исправлений в них, а также порядок учета и хранения трудовых книжек.

3) Правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек». Инструкция по заполнению трудовых книжек устанавливает порядок заполнения трудовых книжек, вкладышей в них, дубликатов трудовых книжек. В нормативном акте указаны правила:

- записи дат;

- оформления сведений о работнике;

- внесение сведений о работе;

- фиксации записей о награждении;

- внесение информации об увольнении;

- заполнения дубликата трудовых книжек.

В приложении к Инструкции содержатся:

1) форма приходно-расходной книги по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них;

2) форма книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Постановление Комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»было издано в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Данные унифицированные формы распространяются на все организации независимо от их формы собственности. В соответствии с постановлением унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты делятся на две группы:

· по учету кадров (№ Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», № Т-1a «Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу», № Т-2 «Личная карточка работника», № Т-2ГС(МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего», № Т-3 «Штатное расписание», № Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника», № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу», № Т-5а «Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу», № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику», № Т-6а «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам», № Т-7 «График отпусков», № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», № Т-8а «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)», № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку», № Т-9а «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку», № Т-10 «Командировочное удостоверение», № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении», № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника», № Т-11а «Приказ (распоряжение) о поощрении работников»);

· по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (№ Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда», № Т-13 «Табель учета рабочего времени», № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость», № Т-51 «Расчетная ведомость», № Т-53 «Платежная ведомость», № Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей», № Т-54 «Лицевой счет», № Т-54а «Лицевой счет (свт)», № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику», № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы»).

4) Государственные стандарты на документацию.

Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст утвержден ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».Стандарт введен в действие с 1 июля 2003 г. Он установил: состав реквизитов документов; требования к их оформлению; требования к бланкам и оформлению документов. Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, организаций и их объединений независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Федеральной архивной службы России. Данный стандарт принят постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. № 28 и введен в действие с 01.01.1999. Всего в стандарт включено 140 терминов. Они расположены по трем разделам: общие понятия; делопроизводство; архивное дело.

5) Общероссийские классификаторы.

Особое значение имеет Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), который представляет собой перечень унифицированных систем документации унифицированных форм документов. Классификатор содержит наименование видов документов и их коды, которые являются идентификаторами форм документов и обязательно проставляются в бланках. В него включены общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные системы документации (УСД),обязательные для применения и документационного общения юридических лиц, которые состоят из определенного систематизированного набора унифицированных форм документов. В общероссийском классификаторе управленческой документации представлены следующие унифицированные формы документов:

- унифицированная система организационно-распорядительной документации;

- унифицированная система первичной учетной документации;

- унифицированная система банковской документации;

- унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;

- унифицированная система отчетно-статистической документации;

- унифицированная система документации по труду;

- унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации;

- унифицированная система внешнеторговой документации;

- унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий.

Вновь разработанные унифицированные формы документов подлежат регистрации путем включения в ОКУД.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) утвержден постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст и охватывает высшее и среднее профессиональное образование, основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования. ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 294, предназначен для осуществления следующих функций: упорядочения и систематизации информации об органах государственной власти и управления; характеристики ведомственной принадлежности и подчиненности хозяйствующих субъектов; проведения статистического учета.

ОКОГУ состоит из двух разделов:

1. Органы государственной власти и местного самоуправления, объединения предприятий и организаций.

2. Добровольные объединения экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных организаций, а также межгосударственные органы управления.

6) Ведомственные нормативные акты.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 предназначен для:

· составления должностных инструкций;

· записей в трудовых книжках, в первичных учетных и других документах;

· составления штатного расписания и др.

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. №477 и устанавливают общие требования к функционированию службы ДОУ, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в федеральных органах исполнительной власти – министерствах, службах, агентствах. Положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая их подготовку, регистрацию, учет, контроль исполнения и хранения, осуществляемые с помощью автоматизированных технологий. Указано, что организация, ведение и совершенствование системы ДОУ сосредоточены в структурном подразделении – службе ДОУ. Инструкция содержит 26 приложений с образцами оформления следующих документов: законопроектов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства, распоряжений министерств, положений, писем министерств и т. д.

7) Нормативные акты органов управления архивным делом.

С 2004 года специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти является федеральное агентство (Росархив), которое осуществляет государственное управление архивным делом и контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации.

К основным общегосударственным нормативно-методическим документам относится Государственная система документационного обеспечения управления, утвержденная приказом от 23.05.1988 № 33. Государственная система документационного обеспечения управления представляет собой совокупность норм и правил по документированию и работе с документами. Закрепляется структура текстов многих управленческих документов:

- положение;

- должностная инструкция;

- инструкция по делопроизводству;

- Табель унифицированных форм документов;

- приказ по основной деятельности;

- протокол и др.

Регламентируется порядок работы с документами:

- доставка;

- прохождение;

- обработка;

- учет;

- контроль исполнения;

- информационно-справочная работа;

- оперативное хранение документов;

- поиск документов и информации;

- подготовка документов к сдаче в архив;

- порядок проведения экспертизы ценности документов;

- организация хранения документов.

Ряд норм устарел, в частности, изменилось название, оформление некоторых реквизитов управленческих документов в связи с развитием нормативной базы и технического оснащения.

Основные правила работы архивов организации.Одобрены решением коллегии от 06.02.2002. Данный нормативный акт содержит:

· требования к номенклатурам дел;

· правила формирования дел в текущем делопроизводстве;

· требования к проведению экспертизы ценности документов.

· правила подготовки и оформления дел к передаче в архив (нумерация листов, подшивка, оформление обложки и др.);

· порядок оформления описи и передачи дел в архив;

· порядок подготовки документов к уничтожению.

Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения утвержден Росархивом 06.10.2000. Данный нормативный акт используется:

· при составлении номенклатуры дел организации;

· для определения сроков хранения;

· для проведения экспертизы ценности документов и др. операций.

Выводы по теме:

В Российской Федерации развивается законодательное регулирование документирования и порядка работы с документами. В соответствии с имеющимся законодательством вводятся новые государственные стандарты и другие нормативно-методические документы межотраслевого характера.

Правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Подзаконные акты подготавливаются органами государственной власти и должностными лицами. Нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов Президента и распоряжений Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в виде:

· постановлений;

· приказов;

· распоряжений;

· правил;

· инструкций;

· положений.

Нормативные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Структура правовой базы в сфере ДОУ:

· законодательные акты Российской Федерации в области информации, документации, архивного дела;

· указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

· постановления Правительства Российской Федерации;

· нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, агентств, комитетов, служб и др.), регламентирующие вопросы документационного обеспечения;

· правовые акты, принимаемые исполнительной властью субъектов Российской Федерации;

· государственные (национальные) стандарты на документацию;

· общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· нормативные правовые акты, методические документы по делопроизводству, издаваемые в органах государственной власти, организациях.

Правовая регламентация документирования и работы с документами развивается по направлениям:

1) закрепляется терминология в этой области;

2) регулируется порядок использования и развития законодательства;

3) устанавливается правовой режим использования информационных ресурсов;

4) определяется порядок документирования;

5) закрепляется правовой статус стандартов, в том числе затрагивающих различные аспекты делопроизводства;

6) регулируются вопросы использования государственного языка в документах;

Наши рекомендации