В неструктурированном наблюдении высока возможность искажения результатов наблюдения

ОПРОС И НАБЛЮДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ОПРОСА

2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА

3. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ

4. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ

5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ

6. СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДОВ ОПРОСА И НАБЛЮДЕНИЯ

ПОНЯТИЕ ОПРОСА

Метод опроса основан на получении информации от респондентов, которые отвечают на задаваемые им вопросы.

Респондентам предлагается множество вопросов об их покупательском поведении, намерениях, отношениях, осведомленности, мотивации, демографических характеристиках и образе жизни.

Вопросы могут задаваться устно, письменно или с помощью компьютера, равно как и ответы можно получить любым из этих трех способов.

Как правило, вопросы структурированы, т.е. предполагается некоторая стандартизация процесса сбора информации.

При структурированном сборе данных разрабатывается формализованная анкета и вопросы задаются в заранее определенном порядке.

Такой метод опроса называется также прямым.

Большинство вопросов типичной анкеты представляют собой вопросы с заданными вариантами ответов, когда респонденту предлагается выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких предложенных вариантов

ПРЕИМУЩЕСТВА

1. Проста в проведении.

2. Полученные ответы достоверны, поскольку ограничено число заданных вариантов ответов.

3. Использование вопросов с заданными вариантами ответов позволяет устранить расхождения в результатах, вызванные различиями в технике опроса.

4. Облегчены кодирование, анализ и интерпретация данных.

НЕДОСТАТКИ

1. Иногда респонденты не хотят или не могут предоставить необходимую информацию.

2. Отвечая на вопросы о мотивации, респонденты могут не осознавать свои мотивы

3. Респонденты не захотят отвечать, если требуемая информация личная или затрагивает их чувства.

4. Ответы на стандартизированные вопросы и вопросы с заданными вариантами ответов могут быть недостоверными для определенных данных, например, касающихся эмоций и убеждений.

Сложности при правильном формулировании анкеты.

Опрос — это метод, который применяется шире других для получения первичной информации в маркетинговых исследованиях.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА

Опрос может проводиться:

• по телефону,

• лично,

• по почте,

• с помощью Internet.

Опросы по телефону

• традиционные

• с помощью компьютера (Computer-Assisted Telephone Interviews— CATI).

Личные опросы

• на дому,

• в универмаге

• опросы с помощью компьютера (Computer-Assisted Personal Interviews— CAPI).

Опрос по почте

• обычный почтовый опрос

• опрос на основе почтовых панелей.

Опросы через Internet

• по электронной почте,

• на Internet-сайтах.

Опрос наиболее распространен по телефону, за ним следует личный опрос , internet и опрос по почте.

Критерии сравнения видов опроса:

• Гибкость процедуры опроса

• Разнообразие вопросов

• Вспомогательные средства

• КОНТРОЛЬ ВЫБОРКИ

• Контроль среды сбора информации

• Контроль за полевыми работниками

• Объем данных

• Процент откликов

• Осознаваемая анонимность

• Социальная приемлемость и "чувствительная" информация

• Возможные искажения информации интервьюером

• Скорость

• Затраты

Различные методы опроса не исключают один другого, используются как взаимодополняющие.

Исследователь может применить комбинацию описанных методов и разработать свои собственные.

ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение представляет собой процесс регистрации моделей поведения людей и объектов, вариантов развития событий на систематической основе для получения интересующей информации.

Наблюдатель не расспрашивает и не вступает в контакт с людьми, за поведением которых он наблюдает.

Информация может регистрироваться непосредственно в ходе событий или ее получают из записей о прошедших событиях.

Наблюдение может быть

• структурированным

• неструктурированным,

• прямым,

• косвенным.

Наблюдение может проводиться

• в естественной,

• в искусственно созданной обстановке.

При структурированном наблюдении наблюдатель заранее детально определяет объект наблюдения и методы оценки результатов наблюдения.

Например аудитор, проводящий инвентаризацию запасов в магазине.

Это сокращает возможность искажения результатов наблюдения и повышает надежность информации.

Структурированное наблюдение уместно, когда предмет маркетингового исследования и содержание необходимой информации четко определены.

В такой ситуации особенности наблюдаемого объекта можно установить однозначно.

Структурированное наблюдение часто используется в итоговом исследовании.

Неструктурированное наблюдение

наблюдатель регистрирует все аспекты объекта, которые, с его точки зрения, могут относиться к предмету исследования.

например, наблюдение за детьми, играющими новыми игрушками.

Этот метод наблюдения уместен, когда проблема исследования только формулируется и необходима определенная гибкость наблюдения для выяснения всех ключевых компонентов проблемы и разработки гипотезы.

В неструктурированном наблюдении высока возможность искажения результатов наблюдения.

По этой причине результаты наблюдения трактуются как гипотеза и подлежат последующей проверке в отличие от результатов итогового исследования.

неструктурированное наблюдение больше всего подходит для поисковых исследований.

Наши рекомендации