Структура и функции морали
В структуре морали существуют две самостоятельные сферы: моральное сознание и нравственная практика, в процессе которой реализуются нравственные идеи, чувства.
Моральное сознание – синтез представлений, чувств. В моральном сознании специфически в понятиях «добро» и «зло», «справедливость», «совесть», «достоинство», в устремленности к высшим ценностям выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого существования – отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом.
В зависимости от носителя моральное сознание бывает индивидуальным и общественным.
Три базовых компонента индивидуального морального сознания: разум, нравственные чувства и воля. Разум – это понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др. Разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, тактику, анализирует ситуации. Нередки ситуации, когда разума не достаточно, он «дает сбои». Тогда на помощь приходят нравственные чувства. С их помощью мы улавливаем оттенки поступков и ситуаций, они являются мощным стимулятором тех или иных действий. Воля как третий компонент морального сознания проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам.
Носителем общественного морального сознания является общество в целом, хотя различные социальные группы вносят разный вклад в его развитие. В повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев проявляется сложное взаимодействие между индивидуальным и общественным сознанием. Общественное моральное сознание имеет структуру и включает обыденное моральное сознание (складывается стихийно, характеризуется размытостью, нечёткостью, противоречивостью) и теоретическое моральное сознание – тмс - (появляются профессии, представители которых рассматривают проблемы нравственной жизни; центральное место в тмс занимает нравственная философия (этика)). тмс - нацелено на центральные вопросы человеческого бытия, характеризуется четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.
Во-первых, очевидно, что в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высшими ценностями. Во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно (как, например, нередко бывает с хозяйственными отношениями, отношениями к природе и т. д., которые часто осуществляются, можно сказать, механически, без должного осмысления), а целенаправленно, сознательно, свободно. Можно без особых раздумий (конечно, в смысле определения их места в общественной жизни) покупать товары, получать заработную плату, но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Последнее требует соотношения конкретных поступков, ситуаций с высшими нравственными ценностями. Наконец, в-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д. Добро, например, реализуется в процессе самых разнообразных действий (какая-то помощь, совет, поддержка и др.), а не в виде праздных мечтаний. В этом плане нравственные отношения в значительной степени зависят от характера отношений личности и общества, которые существуют в данной исторической эпохе, в конкретной стране, от политического устройства, основ экономической жизни. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, той или иной религии (например, нравственная жизнь мусульманина и христианина в деталях, конечно, не будет одинаковой), нации.
Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений (отношение к труду, родителей к детям, отношения мужчин и женщин, дружба и др.) часто фиксируются в различных традициях, обрядах, обычаях и т.д., которые, как правило, приобретают национальную, историческую окрашенность (например, говорят о немецкой пунктуальности, восточном гостеприимстве, известна специфика межличностных отношений японцев, американцев и др.).
Между моральным сознанием и нравственными отношениями имеется теснейшая связь. Можно сказать, они не могут существовать друг без друга. С одной стороны, в нравственных отношениях реализуются нравственные чувства и представления. Вместе с тем сами эти чувства и представления могут ничего не стоить, если не будут реализованы в определенных отношениях, не пройдут в них своеобразную обкатку.
Функции морали: оценочная, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная.
Функции морали
Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область культуры установился определенный ряд функций, которые для нее присущи в настоящее время. По мнению одного из известных российских исследователей, Л.А.Попова, основные функции морали сводятся к следующим:
1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали.Однако, известно, оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. В чем же состоит специфика оценочной функции морали? Прежде всего оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. (Например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить бестактность, грубость, неуважительное отношение к кому-либо? Думается, нет.) Точно так же не везде уместны политические оценки. Определенные ограничения существуют лишь там, где действия производят под давлением, угрозой, под влиянием какого-либо аффекта (страха, ревности). Наконец, необходимо отметить, что могильная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.
2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значения, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. В частности, когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает известное (неполное, конечно) представление о внутреннем мире — как собственном, так и других людей. Когда с точки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в определенной мере нам открывается, насколько соответствуют действия государства высшим общественным ценностям, стратегическому направлению развития истории. Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть других или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д.) и самого себя.
Конечно, необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется несколько иначе, нежели познание в науке. В области морали в значительной степени все образно, размыто, значительно большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.
3. Мировоззренческая функция морали.Как мы уже отмечали, мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на вопросы, касающиеся смысла жизни. Но для решения таких вопросов очень важно выявить место человека в мире. Однако сделать это невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом) представления о мире в целом.
Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение — это совсем не одно и то же. Мировоззрение не только формируется на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. В моральном сознании (прежде всего в нравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае) по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т. д.
4. Воспитательная функция — одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания — непрерывного, интенсивного и целенаправленного — невозможно существование общества, становление отдельной человеческой личности. Но необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.
5. Регулятивная функцияморали является своеобразным синтезом всех других функций, ибо в конечном счете задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Но, как известно, регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Только моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства.
Специфика же регулятивной функции морали состоит в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека.
Отмечая важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельствуют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность.
ТЕМА 3
Виды этики
Когда человек воспринимает этику сквозь призму божественного откровения – например, через посредство Библии или религиозных учений, - речь может идти о теологической или религиозной этике.
Если же трактовать этику, пользуясь лишь аргументами, базирующимися на рациональных принципах в их приложении к нерелигиозному опыту людей, можно говорить о философской этике,которая пытается установить, каких правил и ценностейдолжно придерживаться. По этой цели её можно отличить от антропологии, психологии и социологии, которые обычно изображают то, как люди себя ведут, но они обычно не предписывают, как они должны себя вести. Этика занимается человеческим поведением, которое здесь означает человеческую деятельность, осуществляемую сознательно и в большей степени добровольно. Она не занимается автоматической реакцией людей на внешние влияния или, например, действиями во сне или под гипнозом.
Некоторые формы поведения могут быть общепринятыми, но оставаться нравственно порочными. Точно так же, как что-либо может быть предписано законом, но все же быть нравственно порочным.
Общая этика (в отличие от специальной) –это три стадии исследования этики: описательная этика, нормативная этика и метаэтика.
Описательная этика – охватывает изучение и описание нравственности народа, культуры или общества. Сопоставляет и различает разные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности. Дает базисный материал, который нормативная этика призвана объяснять, и даёт также критерий осмысленной морали народа или общества, с которым нормативная теория должна более или менее считаться.
Нормативная этика - строится на всех тех положениях, какие выдвигает описательная этика, и пытается представить и обосновать гармоничную систему нравственности. Обычно нормативная этика стремится выявить, развить, обосновать базисный моральный принцип (или принципы) или базисные моральные ценности нравственной системы, действующей в определенном обществе и ещё шире и идеальнее – в человеческом обществе в целом. Задача нормативной этики тройственная: 1) связать в единое целое различные нормы, правила и ценности нравственной системы общества. Она стремиться придать им возможно большую последовательность и гармоничность и даже выстроить иерархию нравственных норм; 2) пытается выявить основополагающие принципы, из которых можно вывести специфические нормы морали; 3) используя множество методов, стремится обосновать базисный принцип нравственности.
Метаэтика (аналитическая этика) - изучение нормативной этики: 1)метаэтика имеет дело со значением моральных терминов; 2) исследует логику нравственного мышления.
Овладение теорией этики дает в руки необходимые рычаги для разумного ведения личного и общественного анализа нравственных проблем.
Специальная этикаприменяет принципы общей этики 1) для решения конкретных проблем и 2) для исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности. Первое направление специальной этики называется казуистикой. Казуистика – это искусство разрешения трудных нравственных проблем, случаев или дилемм путём вдумчивого применения моральных принципов. Может выродиться в технику наблюдения за тем, насколько близко человек способен подойти к грани, отделяющей нравственный поступок от безнравственного.
Второе направление специальной этики охватывает применение принципов общей этики в специализированных сферах. Сюда входят деловая этика, медицинская этика, техническая этика, этика людей свободных профессий и т.д.
ТЕМА 4