Теория и история журналистики: их взаимообусловленность и взаимодействие
Принцип единства исторического и теоретического
Уход от традиций комплексного историко-теоретического подхода проявляется в односторонности изображения прошлой истории. В то же время требование целостности и конкретности, предъявляемое к исторической мысли, не только не исключает, но обязательно предполагает выявление в изучаемом явлении общей закономерности. Выполнение этого требования обеспечивается опорой на принцип единства исторического и теоретического, согласно которому исследователь должен не просто описать тот или иной этап исторически развивающегося знания, но и представить его теоретически и, таким образом, выявить в нем нечто постоянное.
В работах комплексного историко-теоретического характера отдается предпочтение не одному их двух способов познания – исследованиям «собственно исторического» или «собственно теоретического», а эти два направления составляют единый комплекс. Такой подход имеет большие перспективы. Профессор Б.И.Есин считает, что только в историко-теоретических работах «берется весь материал в совокупности и, не описывая его, а лишь опираясь на предыдущее описание, исследователь получает возможность сделать верные и важные, значимые для своей науки выводы».
(Есин Б.И. О методике историко-журналистских исследований //Методика изучения периодической печати. М.,1977. С.6).
Историко-теоретический подход к изучению журналистики:
Историко-теоретический подход к изучению журналистики рождается как альтернатива эмпирическому, накоплению фактов, описательности, ограниченность которой становится все более ясной по мере развития научного знания.
Поисково-описательный этап изучения журналистики представлял собой естественный и необходимый в науке период.
Особенность нынешнего этапа изучения журналистики определяется тем, что наряду с продолжением сбора и описания материала не менее важно вести широкие обобщения, выявлять общие закономерности в развитии журнально-газетных форм, типологии журналистики, отдельных ее жанров и видов творческой деятельности.
Любое обобщение истории науки понимается не как застывшая структура, а исторически, т.е. в своем подлинном значении, как этап на бесконечном пути научного познания.
Чем отличается история журналистики от истории теории журналистики:
В журналистской науке творческий диалог с прошлым налажен слабо.
За исключением фундаментальной работы профессора А. И. Станько «Становление теоретических знаний о периодической печати в России» (Ростов н/Д., 1986) и еще нескольких трудов в основном по истории теории жанров, практически нет больше исследований по истории теории журналистики.
Есть немало исследований по истории журналистики, в которых рассматривается развитие и функции систем СМИ в различные исторические периоды, деятельность выдающихся журналистов и т. п.
В отличие от предмета и методов истории журналистики в истории теории журналистики необходимо изучать не саму журналистскую реальность, а представление о ней, какими они были на разных исторических этапах поступательного развития науки.
Задачей истории теории журналистики является рассмотрение возникновения и развития научных знаний о журналистике.
Возрастает актуальность исследований СМИ, в которых исторические факты были бы увязаны с теорией. Историки печати уделяют все большее внимание теоретическим проблемам русской журналистики (историко-теоретический подход к явлениям прошлого в исследованиях об отдельных публицистах и издателях)
Важное направление в изучении историко-теоретических проблем русской журналистики связано с разработкой вопросов возникновения жанров, типологии изданий; создаются предпосылки для комплексного рассмотрения жанров в процессе их исторического развития и теоретического осмысления.
Историко-теоретическое освещение вопросов оформления, языка периодической печати, читательской психологии. Необходимость интеграции научных знаний о журналистике.
Соотношение исторического и теоретического аспектов при изучении журналистики прошлого зависит от характера и задач исследования.
Задача теории публицистики – разработка наследия, общих и отдельных проблем, их рассмотрение на основе изучения творческой практики.
Начал еще Белинский, создавший стройную систему взглядов по вопросам печати, свой журналистский кодекс, и как историк русской журналистики, глубоко исследовавший прежние и современные ему периодические издания.
История журналистики – один из разделов знания о журналистике, включающего философию журналистики, эстетику журналистики, этику журналистики, социологию журналистики, экономику журналистики, психологию журналистики, педагогику журналистики.
К началу XXI века история журналистики обладает основными признаками науки: определен предмет изучения – мировой журналистский процесс; сформировались научные методы исследования – сравнительно-исторический, типологический, системно-структурный, мифологический, психоаналитический, историко-функциональный, историко-теоретический и др.; выработаны ключевые категории анализа журналистского процесса и др.
Без теории не описать историю. А без знаний, как все было – теория не может развиваться дальше. История невозможна без методов исследования. История становится теорией, а теория объясняет, как все это было.
5. Традиции русской публицистики в современных СМИ.
Яркими фигурами в публицистики 19 века являются Чернышевский и Добролюбов. Они сотрудничали в журнале «Современник». В основе публицистики Чернышевского и Добролюбова – высокая идейность, стремление верно служить родине, неподдельный патриотизм. Чернышевский и Добролюбов как публицисты испытывали недостаток свободы слова. Они разработали систему эзопова языка. Использовали исторические и географические параллели (например, писали о воспитании рабов в Др. Риме, о торговле неграми в США). Сатира, шутка, ирония давали двойственное толкование изображенного. На страницах «С» появляется Козьма Прутков.
В 20 веке несколько меняется тематика отечественной публицистики. Если в 19 веке наиболее острыми были проблемы крестьянского вопроса, чертами публицистических выступлений являлась гражданственность, гуманизм. То в 20 веке тематика работ тесным образом связана с вопросом земли, деревни и крестьян. Всё также публицистике присуще проявление позиции гражданственности.
Современная публицистика, впрочем, как и публицистика прошлых лет, посвящена актуальным вопросам жизни общества, насыщена фактическими данными. В ней всегда присутствует авторская оценка события или проблемы, о которых он пишет, его мнение по поводу путей решения данного вопроса. Публицистика всегда имела огромное влияние на мировоззрение людей. Например, в середине XIX века появляются статьи Белинского, одного из самых известных публицистов прошлого столетия. Публицистические статьи писали такие таланты русской литературы, как Толстой и Достоевский. Огромное количество публицистики появляется в начале века, особенно в 1917 году и позже. Таким образом, мы видим, что основные взрывы публицистики были в переломные, пиковые ситуации в жизни общества. Она как бы является остросоциальным ответом передовой части общества на те вопросы, что встают в это время перед людьми. Публицистика помогает глубже осмыслить ситуацию, понять всю суть проблемы и найти пути выхода из нее. За годы советской власти мы наблюдали второй взрыв публицистических статей. Первый приходится на 60-е годы, когда после долгого времени замалчивания фактов, проблем появилась впервые возможность заговорить о многих вопросах. Вторая волна публицистики начинается в конце 80-х, с началом перестройки. За все эти годы обращались к вечным проблемам человеческого общества, таким, как нравственность, гуманизм, прибавились новые, которые считались раньше несовместимыми с социализмом. У нас долгие годы молчали о той великой трагедии, к которой привела нас советская власть. В 60-е годы разоблачили преступления отдельных лидеров, а сегодня мы узнаем об одном из самых страшных преступлений этой власти - тотальном уничтожении людей. Никакие слои населения не остались в стороне от этой трагедии, но, может быть, больше всех пострадало крестьянство. Впервые об этом заговорили такие писатели-публицисты, как Астафьев, Белов, Можаев, Абрамов, Солоухин и другие. Перед страной встала экономическая проблема, которая постепенно перерастает в катастрофу. Множество экономистов взялись за перо и высказывают свои соображения на этот счет. Появились публицистические статьи о нашей истории, многие факты из которой были тайной для нас, договаривается все то, что не было досказано в 60-е. Одна из острейших проблем наших дней - национальные отношения, национальная рознь охватила всю страну, льется кровь. Все это находит отражение в публицистике. Но, может быть, одна из самых страшных, безвыходных проблем - экология. Долгие годы люди закрывали на нее глаза, делали вид, что ее нет, да и многого просто не знали. И сейчас некоторые не придают ей значения, хотя эта проблема тесно связана с остальными, многие вытекают из нее.
Кратко:
П. - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты.
Самыми яркими жанрами п. являются памфлет и фельетон. В памфлете: ирония, сарказм, насмешка, яркий горячий призыв к читателю. Публицистическими жанрами являются также заметка, обращение, воззвание, прокламация, политическое письмо, публицистическая статья. Особое место в П. занимают воспоминания, письма, дневники.
Памфлет. Разновидность п. произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.
Много памфлетов публиковалось в советской прессе в годы Отечественной войны против фашистов. В России не получил широкого развития. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Боевая публицистика должна была маскироваться в царской России литературно-критическими статьями.
Фельетон. Малая художественно-публицистическая форма, характерная для п. печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором. Менее едкий, чем Памфлет. Термин Ф. в русской литературе впервые упоминается в "Вестнике Европы" в 1820.
Истоки русского Ф. нужно искать в XVIII в. В Ф. сатирических журналов XVIII в. выявляются уже две линии, к-рые указаны Горьким для развития лит-ры вообще. Это — "линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы". Ф. "Трутня", "Живописца" зачинают первую линию, Ф. "Всякой всячины", "Ни то, ни сио" — вторую линию Ф.
В наши дни. Программа «Куклы», «Школа злословия». Дмитрий Быков пишет тоже памфлеты и фельетоны. Многие оппозиционные СМИ (Новая Газета). Жалкие потуги аналитической публицистики – «Воскресное время» с П. Толстым и многие другие передачи по центральным каналам.